Футбольные ноу-хау: от свистка до пенки
Исчезающий спрей и еще несколько изобретений, без которых сложно представить современный футбол.
В субботу Пьерлуиджи Коллина сообщил любопытную новость: со следующего тура украинские футбольные арбитры возьмут на вооружение специальный исчезающий спрей, применение которого произвело настоящий фурор во время ЧМ-2014. Ну ведь правда – суперудачное ноу-хау: теперь арбитру не приходится подолгу отодвигать стенку при исполнении стандарта или заново указывать место, где положено установить мяч. Отсчитал девять метров, провел две линии на траве – и будьте любезны. Вроде простой способ, но какой же действенный.
Ну а «Футбольный клуб», пользуясь случаем, чуть подробней рассказывает об этой и нескольких других придумках, не касающихся игровых схем, но тоже серьезно повлиявших на развитие самой популярной в мире игры и, по сути, сделавших ее такой, какой мы ее любим. Итак, начнем со... свистка.
ПОСТОЙТЕ, ПОЛИЦИЯ!
Официально должность футбольного арбитра появились в 1867-м – через три года после того, как была основана английская федерация футбола, с которой все и началось. Первые футбольные рефери следили за соблюдением правил из-за кромки поля (до этого спорные вопросы решали порой капитаны команд). Прошло чуть больше 10 лет – и арбитры начали бегать вместе с игроками. А вот своим главным атрибутом – свистком – они вооружились чуть более 135 лет назад.
До этого рефери останавливал игру хлопаньем в ладоши или криком, а наиболее продвинутые брали с собой школьный колокольчик. Это срабатывало далеко не всегда: игроки доигрывали эпизод до конца, а арбитру говорили, что не слышали команду.
Все изменилось после матча «Ноттингем Форрест» - «Шеффилд Норлок». Назначенный на этот матч арбитр к началу игры просто не явился. По одной из версий – приболел, по другой – пришел лишь ко второму тайму, и был, мягко говоря, нетрезв. Мне лично больше импонирует второй вариант, но суть не в этом. В любом случае услуги этого джентльмена уже не требовались.
Команды не стали ждать, попросив рассудить игру находившегося на стадионе полицейского. Ну а тот не только хорошо справился со своими обязанностями, но еще и, сам о том не догадываясь, дал ход новшеству, которое вскоре стало использоваться по всей Британии.
Во время одного из эпизодов, когда игроки соперничавших команд слишком бурно стали выяснять отношения, коп по привычке стал дуть в свой полицейский свисток. Игроки тут же остановились и замолчали – тоже инстинкт, видимо, сработал. Вот с тех пор и пошло…
ТРИ ВЕРСИИ ОДНОГО ПЕНАЛЬТИ
Самым серьезным наказанием в футболе считается штрафной удар с 11-метровой отметки: ведь пенальти – это почти стопроцентный гол. Доподлинно известно, что назначать такие удары за фол защитника вблизи своих ворот начали с 1891 года. А вот по поводу авторства изобретения есть несколько версий.
Некоторые источники утверждают, что первым идею о пенальти высказал ирландский арбитр и эксперт по правилам Джон Мак-Пенальти, которому такое наказание чуть ли не во сне приснилось. Ну прямо Менделеев от футбола. Только вот проблема: на самом деле человека по фамилии Мак-Пенальти ни в Ирландии, ни севернее в те годы просто не существовало. Это уже в наши времена выдумали. А значит, эта красивая, в общем-то, легенда, отпадает.
Не очень-то убедительна и версия о том, что пенальти изобрел североирландский вратарь Вильям Маакрам: ну что он – враг себе, чтобы такие идеи озвучивать. Поэтому больше всего доверия заслуживает история, согласно которой пенальти стал плодом коллективного творчества с подачи команды «Сток Сити».
Все началось с матча, в котором этот клубу проиграл «Ноттс Каунти» со счетом 0:1, точнее даже – с эпизода на последней минуте. Получилось, что защитник победителей парировал рукой мяч, который летел в его ворота, а когда арбитр назначил штрафной удар, игроки «Ноттс Каунти» выстроились вдоль линии ворот так, что поразить цель было просто невозможно.
Вот после этого «Сток Сити», чувствуя себя ограбленным, и поднял бучу, подав протест, ну а по ходу кто-то и высказал идею наказывать за нарушения вблизи ворот штрафным ударом с 12 ярдов и без стенки. Вскоре такое наказание за фол в своей штрафной было прописано в регламенте.
Поначалу искомое расстояние во время матчей отмерял шагами арбитр, заранее отмеченная «точка» появилась чуть позже – в 1903-м, ну а со временем сформировалась и ныне действующее ограничение для действий вратаря во время пробития пенальти. Сейчас им разрешено двигаться, но только вдоль линии.
ВАШ НОМЕР, СЭР
…Как футболист, он ничего особого не добился. В основном мыкался по любительским клубам, так и не выиграв ни одного трофея. В отличие от брата Гарри, который в составе «Шеффилда» стал двукратным чемпионом страны и обладателем Кубка Англии. Зато Герберт Чепмен стал гениальным тренером-новатором.
Именно он во второй половине 1920-х годов придумал и довел до ума систему «дубль-вэ» (3-2-2-3), по которой весь мир потом играл еще более четверти века, а его блистательный лондонский «Арсенал» 1930-е выигрывал все подряд в Англии.
По инициативе Чепмена в обиход вошли мячи белого цвета, а на стадионах стали строить осветительные мачты, чтобы можно было играть по вечерам. А еще он первым предложил нашивать номера на футболки, чтобы зрителям и судьям было проще узнавать игроков.
Некоторые английские СМИ писали, что новшество было опробовано в августе 1928-го. Но большинство источников утверждают, что дебют футболистов с номерами пришелся на финал Кубка Англии, который состоялся ровно 27 апреля 1933 года. Игроки «Эвертона» получили номера с 1-го по 11-й, их соперники из «МанСити» – с 12-го по 22-й.
В том матче победили ливерпульцы – 3:0. Но болельщикам понравилась не только их игра, но идея с номерами. Правда, официально их утвердили лишь через шесть лет, до чего Чепмен уже не дожил, свалившись от пневмонии в декабре 1934-го.
Поначалу номера в клубном футболе раздавались по позициям: 1-й вратарь, ну и так далее, вплоть до 11-го – нападающего. Но в 1993-м было принято решение закреплять за каждым игроком определенный номер на весь сезон.
С тех пор некоторые цифры на футболках игроков режут глаз. Когда, к примеру, вратарь выходит на поле под 99-м номером (Витор Байя, Игорь Шуховцев) или полевой игрок под номер 1 (Пантелес Кефес в АЕКе). Впрочем, для многих игровые номера стали очень важной частью жизни, имиджа и карьеры, а для кого-то – и счастливым талисманом.
Ну а самым большим оригиналом по этой части прослыл марокканец Хишам Зераули, который, было дело, выходил на поле с цифрой «0» на спине.
ПО ПРИНЦИПУ СВЕТОФОРА
Пункт об удалении игрока с поля за грубое нарушение появился в правилах еще в 1874 году, а вот красные и желтые карточки пришли в футбол лишь в 1966-м. Их придумал английский арбитр Кен Атсон, когда однажды сидел за рулем своего авто и ждал, когда же включится разрешающий сигнал дорожного светофора. Вот по аналогии с его цветами (красный – запрещающий, желтый – предупреждающий) и разукрасили карточки.
Очень удачно изобретение. Ведь до этого арбитр делал футболистам внушения устно, и не всегда зрители на трибунах понимали, кто же там виноват. Да и некоторые игроки туго соображали, чего же хочет рефери – это во время международных матчей, когда команды и судьи представляли разные страны.
К примеру, на все том же ЧМ-1966 во время матча Аргентина – Англия капитан южноамериканской команды Ратин несколько минут не мог уяснить, что это именно его отправляют в раздевалку.
Кстати, в последние годы витает слегка бредовая идея оранжевой карточки – ее предлагают показывать за определенные нарушения, чтобы удалять игрока с поля не до конца игры, а на 15 минут. Но вряд ли это новшество будет к месту. Слишком много спорных моментов добавится.
ДОБРО НА ЗАМЕНЫ
Долгое время в футбол играли без замен. Конечно, это бывало неправильно. Ведь часто бывало, что защитники устраивали форменную охоту на самого опасного игрока соперников и выводили его из строя, нанося травму.
Как пример – история Йожефа Сабо, который на ЧМ-1966 один из матчей доигрывал с… переломом ноги. То есть – просто закрывал позицию, ковыляя на одной ноге, не более того. А через два года в подобной ситуации оказалась сборная Италии в полуфинале Евро против сборной СССР – тогда «Скуадра Адзурра» почти весь матч сражалась в меньшинстве из-за травмы Риверы.
Правила о заменах ввели в том же 1968-м. Сначала разрешалось по ходу матча менять двух игроков, потом квоту увеличили до трех. А в ближайшем будущем ФИФА возможно даст добро и на четвертую замену, но только в дополнительное время матча. По крайней мере, такой вариант рассматривается. Сам Зепп Блаттер говорил.
ЛОТЕРЕЯ ПОСЛЕ МАТЧЕЙ
В 1970 году УЕФА ввел правило о послематчевых пенальти в матчах на выбывание, а ФИФА принял соответствующую поправку чуть позже.
Что ж – очередное доказательство консервативности руководящих футбольных организаций. Ведь серии пенальти в случае ничьей в основное и дополнительное время стали пробивать еще в 1950-х – в матчах Кубка Югославии и Италии. То есть идея родилась давно, но на вооружение ее взяли лишь после злополучной истории с монеткой, стоившей сборной СССР места в финале Евро-1968.
Речь снова пойдет о полуфинале СССР – Италия, но теперь уже о событиях после игры, которая завершилась вничью – 0:0. Кому играть в финале, пришлось выяснять при помощи монетки. Такой банальный жребий предписывал регламент чемпионата. В подтрибунное помещение отправились капитаны команд Шестернев и Факетти, арбитры матча, официальные лица. Повезло легендарному защитнику «Интера»: Италия прошла дальше, сборная СССР завершила борьбу…
Хотя ходили слухи, что не все там было чисто: дескать, подбросив монетку, арбитр Ченчер из ФРГ поймал ее на одну ладонь, другой прикрыл от всеобщего обозрения, и произнес: «Италия». То есть никто, кроме судьи, не видел, что там выпало – орел или решка. Причем, первыми написали об этом вовсе не советские СМИ, а итальянские. Хотя все равно – за давностью лет правды тут уже не узнать.
Ну а то, что футболисты очень не любят серии пенальти… Любят, не любят – какая разница! Такая развязка матча в любом случае лучше, чем переигровка или банальный слепой жребий при помощи монетки. А главное – послематчевые пенальти зрителям нравятся.
ИСТОРИЯ БЕЛОЙ ПОЛОСЫ
Когда я впервые увидел этот спрей в действии, почему-то вспомнился не самый плохой перестроечный фильм «Гений» с Александром Абдуловым в главной роли. Там как раз финал в тему: герой пишет чистосердечное признание следователю, а потом, когда тот достает листок из портфеля, текст просто исчезает у него на глазах.
Конечно, у бразильца Гейне Аллеманье были какие-то свои ассоциации, натолкнувшие его на это изобретение, но исчезающий спрей для футбольных арбитров стал отличной идеей. И порядка больше на поле, и паузы перед пробитием штрафных уменьшились. Ведь теперь футболисты, выстраивающие стенку, уже не семенят вперед, как только арбитр отвернется, а бьющий игрок не передвигает мяч на метр-два ближе к воротам – все обозначено при помощи белых линий, которые спустя несколько минут исчезают с поля, будто их и не было.
Между прочим, ноу-хау Аллемантье испробовали довольно давно – еще в 2001 году во время чемпионата Бразилии. Арбитры новинку одобрили, автор запатентовал изобретение, ну а довел дело до ума аргентинский предприниматель Пабло Силва, разработавший окончательный состав спрея, который со стороны напоминает пенку для бриться, и наладивший его коммерческое производство.
В 2011 вооруженные специальными баллончиками арбитры обслуживали матчи Кубка Америки, через два года новинку тестировали в рамках клубного ЧМ, а прошлым летом новинку презентовали во время чемпионата мира во все той же Бразилии, после чего спрей начал завоевывать Европу.
Кто там говорил, что в футболе уже невозможно придумать что-то новое?
23 серпня 2015 17:01