Ракурс. Яйца вхолостую
Не припомню, когда еще был подобный ажиотаж в среде фанатов… нет, не перед стартом сборной Украины с исландцами в отборочном цикле ЧМ-2018 и не перед украинским «классико»: «Шахтер» – «Динамо», а, не поверите… в ожидании эфира «Великого футбола» 11 сентября 2016 года.
И «зарядили» накал такого ожидания парочка событий…
«Комментатор отвечает за все»…
Нынче привычно слышать, как хается все, что было «при совке». По большому счету, оценивается правильно – назад пути нет. Но присмотримся к конкретной не самой широкой сфере той жизни, к трансляциям футбольных матчей на бывшем Центральном телевидении СССР.
Знаете ли вы, за кого болели конкретно великие комментаторы той поры Николай Озеров, Евгений Майоров, Котэ Махарадзе в международных матчах советских команд, будь-то сборной, будь-то отдельных клубов? Правильно, за команду с «одной шестой», неважно, это был «Спартак», киевское либо тбилисское «Динамо».
А за кого открыто во время своих репортажей болели эти же звезды микрофона на внутренних соревнованиях. Тоже правильно, вслух – ни за кого. Хотя, загибайте пальцы, Николай Николаевич Озеров в конце 80-х годов был председателем Всесоюзного общества «Спартак», Евгений Александрович Майоров вместе со своим братом-близнецом Борисом Александровичем был не только знаменитый хоккеист – чемпион Олимпиады, неоднократный чемпион мира и чемпион СССР в составе «Спартака», но также играл и за футбольную команду красно-белых. Какой город был родным для Махарадзе, и какая у него была любимая команда, про это и спрашивать неудобно. Но даже ненавистники спартачей и тбилисских динамовцев никогда не имели повода упрекнуть этих корифеев эфира в малейшей необъективности и ангажированности.
Во-первых, они сами не позволили себе такого делать, т.к. отлично понимали, что непредубежденность – один из главных критериев профессионализма комментаторской профессии. Во-вторых, им никогда не позволил бы этого сделать тогдашний министр Гостелерадио СССР Лапин. Он отлично понимал, что местечковые симпатии его подчиненных – тех же спортивных комментаторов – лишь повредят авторитету Центрального ТВ СССР.
Котэ Иванович Махарадзе для фильма «Грузинский футбол» рассказал мне такую историю. После триумфа тбилисского «Динамо» в 1981 году – завоевания Кубка обладателей кубков УЕФА Лапин вызвал его «на ковер»: «Котэ Иванович, это непозволительно! Вы 23 раза во время трансляции упомянули имя Давида Кипиани. А ведь футбол – игра коллективная». Я (Махарадзе) напрягся, а потом специально пересмотрел запись немецкого ТВ (тбилисцы играли в финале с командой «Карл Цейс» (Йена). Так вот, коллега из Германии больше меня упоминал имя Кипиани. Я написал об этом Лапину в письме. Тот снова вызвал меня, сказал: «Мы перепроверили вашу информацию. Вы правы. Поэтому наказывать вас не будем. Но помните, комментатор отвечает за все!».
Вся эта история вспомнилась, когда слушал молодого комментатора канала «Футбол» Кирилла Круторогова. Там было все наоборот. Даже если оставить в стороне его «объективный» разбор судейства матча «Шахтер» – «Динамо», а сконцентрироваться лишь на двух «невинных шалостях». Я имею в виду буквально детский восторг Кирилла после забитого гола Дентиньо в ворота бело-синих, а до того – такой же прилив эмоций при собственной анекдотической ошибке – не заметил, что мяч после удара Коваленко «заколосил» сетку динамовских ворот, да только с внешней стороны. Зато какой был порыв искреннего гнева в адрес рефери Анатолия Абдулы, «почему тот не засчитал этот гол?». А за гневом – откровенное разочарование «наши не забили».
Все подобное можно было бы приписать невинному юношескому максимализму, если бы не один «пустяк». За несколько дней до харьковского поединка «Футбол» транслировал матч сборных Украины и Шотландии (U-21). Комментировал тот же Круторогов. Стадион «Оболонь» не такой уж и большой, людям, сидящим в ложах журналистов и ВИП, комментарий через открытое окно слышен хорошо. Я сидел поодаль, текст Круторогова до меня не доносился. Но после игры подошел знаменитый украинский футболист 80-х годов и спросил меня, слышал ли я комментарий? Нет. Тогда собеседник, в понимании которым футбола сомнений быть не может, объяснил мне, что в эфире так «поливался» молодой киевский динамовец Виктор Цыганков, хоть к стенке того ставь… Стало быть, никакой случайности, никаких личных симпатий-антипатий. Тенденция, однако…
Вывод: критерии профессионализма футбольной тележурналистики, а также авторитета самого телеканала определяются на «Футболах», в первую очередь, исходя из интересов собственника. То есть под девизом: «Любимый клуб превыше общенационального футбола!». Тогда в который раз задаем вполне резонный вопрос: какие основания считать такой канал общенациональным, а не составной частью системы пропаганды ФК «Шахтер» и родственных ему структур?
Про яйца с коррупцией
Помимо Круторогова температуру ажиотажа разогнали Сергей Морозов, частично Йожеф Сабо сразу после окончания встречи в эфире «Футбол Live», Александр Денисов – в социальной сети. Итак, по порядку:
Морозов звонко заявил, что не считает действия Анатолия Абдулы случайностью, он назвал сие «футбольной коррупцией». Такая фраза, полагаю, озвучена не ради красивого словца, не ради поэтического образа. Подобным не балуются. Стало быть, это серьезное обвинение, подводящее действия рефери под статью Уголовного Кодекса. Но тогда встречный вопрос – доказательства имеются, что Абдула «взял»? Если да, извольте предъявить. Нет, можно и за клевету попасть, если арбитр иск подаст.
Сабо. Темперамент Йожефа Йожефовича – общеизвестный. Только зачем нахваливать Дарио Срну за выскакивание того на поле после финального свистка, за то, как «по-мужски» он строил рефери? А что на сей счет говорится в нормативных, в частности, в дисциплинарных документах ФИФА, УЕФА, ФФУ, УПЛ? Не провоцируют ли подобные «выяснения справедливости» при пока еще полных трибунах особо «заводную» часть фанатов? Способствует ли такое «правдоискательство» Дарио безопасности на стадионе? И не было ли в словах капитана «Шахтера» личных оскорблений? К моменту написания статьи ни у УПЛ, ни у КДК не было никаких рапортов и прочих документов по этой теме. Пока не было.
Денисов. Просто цитата из его записи в социальной сети: «Абдула эпизод с волейболом Виды в штрафной отчётливо видел, пенальти не поставил. Либо арбитр уже без яиц, либо боится их лишиться. Позорище!». Образность та еще, а смелость… нет слов! В ответ болельщики не могли промолчать.
Обратная реакция
Таковая не преминула «запалиться» в интернете сразу после приведенных высказываний и в конференциях, и в блогах болельщиков. Мало того, что вместо привычного призыва «Не смотрите этот канал» засветилось многократное «Вот теперь я их посмотрю!». То и комментарии были, мама не горюй!
Приведу лишь заголовки некоторых блогов, посвященных «разогреву» со стороны вышеуказанных персон канала «Футбол»: «Оружие вербального поражения», «Тут играем, здесь не играем, тут я рыбу заворачивал», «Истеричные слюни бесславных ублюдков», «Геббельс-ТВ»… ну, и так далее. Просто некоторые цитаты не для печати. Ожидался «супер-публицистический» эфир! С удивлением отмечаю: такого не сложилось.
Большой сеанс черной магии с последующим его разоблачением
Головной фрагмент всего выпуска ВФ был посвящен харьковскому «классико». Головной, т.к. около 45 минут эфира относительно 20 минут по матчу сборных Украины и Исландии, на остальные 5 поединков тура чемпионата остались вообще слезы.
Этот изрядный эпизод программы выстроился по странному сценарию. Странному, возможно, и для самих авторов. Вначале ожидаемое резкое заявление Денисова: он вновь, так же, не утруждая себя поиском доказательств, упрямо повторяет слова Морозова о «футбольной коррупции».
Затем, в теме за темой наблюдается, если не применять резкую терминологию – пусть не опровержение громких обвинений, то минимум мягкое их сдувание, практически обнуление. Почти, как у Булгакова – «Сеанс магии с последующим его разоблачением». Последнее делал Виктор Вацко. Темы напомнить?
– «Одностороннее» судейство Анатолия Абдулы. Да, «волейбол» со стороны Виды был на 84-й минуте, как и фол Федорчука в штрафной на Феррейре. Но после «обратных» моментов «Мораэс – Кучер» на 11-й минуте и «рука Исмаили» на 15-й минуте вообще не было никакой судейской реакции. В экспертном интервью с Мирославом Ступаром бывший судья ФИФА сказал: «Момент Кучер — Мораэс на старт. Игрок «Шахтера» не блокировал оппонента, скорее, Мораэс просто наткнулся на Александра». Просто наткнулся? Можно и по-иному оценить. Кучер блокирует, не пропускает бразильца при помощи выставленных рук, чуть ли не полусогнутых «в замок». И было это в штрафной «Шахтера».
По руке Исмаили. Покинувший ворота Пятов попал мячом в руку своего левого оборонца действительно за линией штрафной площадки, следовательно, темы пенальти и быть не может. Но рука бразильского защитника «Шахтера» была отставлена в сторону, она увеличила площадь тела, значит, штрафной здесь «железный»? А кто сказал, что стандарт с такого расстояния для Пятова в исполнении Ярмоленко или Гусева менее опасен, чем пенальти для Шовковского – признанного мастера «не пробиваться с точки»?
Здесь Денисов и Леоненко как-то непривычно проявили пассивность в обсуждении. Как и в том, что Абдула показал динамовцам 7 горчичников, а горнякам 4. Причем Гармашу, мягко говоря, «за разговоры» с арбитрами – показал (показал по делу!), а Ракицкому в аналогичной ситуации – нет. И по этой теме в студии тишина.
И еще по проблеме судейства в студии. Вацко (да и Ступар) вроде убедили оппонентов, что 85 минут Абдула отсудил объективно, а испортил лишь в концовке матча. Далее, занятно выглядели причитания Денисова, мол, вновь надо было приглашать иностранных арбитров, даже ссылка на Павелко в этом вопросе. Вацко напомнил, что и это уже было. Но, дополню Виктора, когда и при зарубежных рефери игра складывалась не так, как хотелось оранжево-черным, то соответствующие намеки сыпались в спину иностранцам, мол, знаем, как их «принимали».
Неужели Денисов забыл собственные предъявы иностранцам? Другое дело, ему в голову не придет вспоминать «одностороннее судейство» в чемпионатах Украины в 2010-15 гг.в пользу «Шахтера». Не для него, для тех, кто хочет в самом деле вспомнить:
Обзор СМИ. Горячий сентябрь
Кстати, о зарубежных судьях. Вацко напомнил о «киксах» знаменитого Марка Клаттенбурга в матче МЮ – МанСити в эти же дни. От себя добавлю о ключевой ошибке новой звезды английского арбитража Роберта Мэдли во встрече «Арсенал» – «Саутгемптон», когда он перед самым финальным свистком не заметил фола защитника канониров Начо Монреаля, фола, явно тянувшего на вторую желтую, как следствие, на красную. Возможно, из-за этого через несколько секунд не было бы и пенальти в пользу «Арсенала», между прочим, результативного пенальти после удара Санти Касорлы. Еще можно вспомнить подобные ошибки в поединке «Ювентус» – «Сассуоло»… Про судейство достаточно.
О «напирании» в студии именно на не назначенный пенальти. А что, Абдула в других моментах не давал забивать? И Бернарду, и Фреду, и Коваленко, и тому же Срне? Имея вроде подавляющее территориальное преимущество во втором тайме, где результат на табло в пользу оранжево-черных?
Здесь есть смысл процитировать одного из лучших аналитиков украинского футбола, постоянного эксперта канала Евгения Греся:
«В матче с Шахтером динамовцы 51 (!) раз вступали в отбор мяча, совершили 54 перехвата и 57 подборов, превзойдя горняков по этому важному в современном футболе показателю.
В защите работали все. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть статистику Андрея Ярмоленко, который был замечен в шести оборонительных единоборствах, а также выполнил 11 отборов, перехватов и подборов. Отмечу, что защитники Динамо в сумме выиграли 73% единоборств. Это много.
Футболисты Шахтера нанесли 14 ударов по воротам. Причём в первые 15 минут, когда киевляне больше владели мячом, у них не было ни одного удара».
Примерно то же самое (правда, без цифр) изложил в студии и Виктор Вацко. И никто с ним, на удивление, не поспорил. От себя же добавлю, при лучшем кадровом составе, при более «длинной скамейке» именно у «Шахтера» (!). Что признают все объективные журналисты. В частности, коллега Игорь Линник.
В чем же выражается задекларированная выше странность сюжета о нынешнем украинском «классико»? Выслушал Денисов аргументы Вацко (вроде прошли и сеанс магии, и его последующее разоблачение), но в концовке по-прежнему «старая пластинка»: «Коррупция! Страх!» В смысле, страх у судьи Абдулы. С этого места чуть подробнее.
Малый сеанс черной магии
В отличие от предыдущих выпусков ВФ не было хамских обвинений в адрес ФФУ и его нынешнего руководства. Более того, удивило обильное цитирование текста Андрея Павелко в социальной сети. Уже прогресс, меньше грязи в нашем футболе.
Но вот слово «страх» весьма показательно. Кого же убоялся Анатолий Абдула. Кто сей демон в федерации, коль в адрес Павелко ВФ запел чуть ли ни дифирамбы? Для «вскрытия» таких «протухших» скелетов и сгодился Виктор Леоненко. Конечно же, есть там «один мужчина, который решает эти вопросы». Да с привычным подхихикиванием, как в прежние эфиры. Помните, его саркастичное – «Григорий Михайлович работает». Любопытно, какими средневековыми пыточными средствами запугал вице-президент УЕФА арбитра Абдулу? Как он умудрился достать его через голову президента ФФУ, Пьерлуиджи Коллины, Комитета арбитров, наконец? Бред сивой кобылы отдыхает. Но Денисов подхватывает тезис о «страхе», видать, зачем-то он ему нужен в программе «общенационального» канала…
Послушаем других людей
Право слово, хотелось писать о самом напряженном и интересном поединке. И о великолепной обстановке в Харькове. И о солидарности рядовых фанатов обеих команд на трибунах.
Но куда деваться? Впрочем, я еще «мягко стелю соломку». Но не могу не процитировать задорный, вместе с тем объективный текст Николая Несенюка:
«Порадовал шеф «Футболов» по фамилии Денисов, употребивший по отношению к арбитру Абдуле слова «яйца» и «коррупция», что свидетельствует значительном словарном запасе этого деятеля и о широте его жизненных приоритетов. Правда слово «коррупция» в исполнении Денисова прозвучало как-то неожиданно неуместно – ведь мы-то знаем, что ни о какой коррупции ребята из Донецка и слыхом не слыхали. Может просто слово красивое понравилось, говорят в Киеве очень хорошо теперь с этим словом бороться... Зато фраза о «яйцах Абдулы» оказалась исключительно органичной. А чего стесняться! Я же крутой перец, правда? Могу и так сказануть пока старшие не слышат!»
Ну а если серьезно... Нет, не получается с ними серьезно. Ведь эти ребята с бывших донецких каналов действительно думают, что их слов кто-то боится! Ну не смешите так сильно! Вас уже давно никто не боится! Над вами смеются! А вы все складываете грозные физиономии».
А ведь прав Микола. И в том, что никто не боится, и в том, что смеются. Особенно над вашими яйцами – не всмятку, не вкрутую, а вхолостую…
12 вересня 2016 18:55