Сьогодні 20 жовтня 2024 р.

«Этот Бандера умеет судить...»

Василий МИХАЙЛОВ

Львовянин Михаил Кусень стал первым украинским рефери, который трижды входил в семерку лучших арбитров Союза, что давало право на обслуживание международных матчей.

Он – единственный из элитных арбитров, кто дважды прерывал свою ка­рьеру, чтобы помочь любимым «Карпатам» в роли начальника команды, но после возвращения на по­ле неизменно доказывал свой высокий класс.

«Свой первый матч я от­судил, когда мне было...16 лет, вспоминает Михаил КУ­СЕНЬ. – А после посещения семинарских занятий мне присвоили третью катего­рию. Однако поскольку я продолжал выступать за «Спартак» в первенстве Львова, о судействе не могло быть и речи. И лишь когда из-за травмы голеностопа вынужден был в 24 года рас­прощаться с карьерой игро­ка, вспомнил о старом увле­чении. И уже через два года обслуживал поединки об­ластного первенства среди взрослых.

А первые хвалебные слова в свой адрес услышал после то­го, как отработал на матче сильнейших аматорских кол­лективов Львовщины – ЛВВПУ и «Сокола». Тогдашний председатель областной феде­рации Карло Миклеш, кото­рый сам был арбитром респу­бликанской категории, пом­ню, сказал: «Ты даже себе не представляешь, как отсудил! Скоро тебе все будут завидо­вать, и ты обязательно будешь в большом футболе».

ПОЧЕМУ КОНЬЯК ЛУЧШЕ ВОДКИ

А какие тогда были тре­бования к рефери?
– Когда я только начинал, то хватало тучных и малопод­вижных арбитров. Вспомните хотя бы одного из ведущих су­дей – ленинградца Анатолия Иванова, которого за его фигу­ру называли Квадратом...

Чистка рядов началась, ког­да работой судей начал руково­дить Сергей Алимов, только завершивший свою блестя­щую карьеру. Припоминается, один из подготовительных сборов проходил в Сочи. После теоретических занятий Али­мов сказал, что на следующий день предстоит кросс, и он ждет нас в восемь утра на на­бережной. Приходим и видим: Алимов плавает, а вода-то в мо­ре – +8 С! Сергей Андреевич словно намекал, что теперь спуску не будет никому.

Бежать пришлось из Сочи в Мацесту и обратно по пересе­ченной местности. Алимов сразу предупредил, чтобы его не обгоняли, но кто отстанет – с тем будет очень серьезный раз­говор. Я бежал рядом с Алимо­вым, и когда финишировали, он спросил: «Миша, ты что, болен? Ты даже не вспотел». Я диплома­тично ответил: «Есть с кого брать пример – вам за 50, а вы в отличной форме».

Но многие не добежали до финиша, и после тех сборов с ними распрощались. А меня Алимов рекомендовал для об­служивания матчей в высшей лиге, хотя дебюта пришлось ждать еще три года. И когда он все-таки состоялся, то воз­главлявший всесоюзную кол­легию судей Валентин Липатов при встрече мне сказал: «Миха­ил, знаешь, почему коньяк луч­ше водки? Потому что он вы­держан. Вот и мы хотели, чтобы ты набрался ума в первом дивизионе».

«ЗА МАТЧ В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ ПОЛУЧАЛИ 17 РУБЛЕЙ 50 КОПЕЕК»

Свой первый матч в элитной лиге помните?
– Конечно, «Кайрат» – ЦСКА. Считаю, что справился со своими обязанностями хорошо. Кстати, тогда в обязательном порядке свои оценки арбитрам ставили и главные тренеры. Так вот, рулевой армейцев Гринин поставил мне пятерку, а его кол­лега из «Кайрата» Фальян, на­верное, недовольный ничей­ным результатом, – тройку. Однако когда мы уже вышли из судейской, чтобы ехать в аэро­порт, подошел представитель хозяев и сказал, мол, Фальян хо­чет повысить мне оценку. Я от­казался отдать протокол для правки, уточнив лишь, что по­скольку матч транслировался по центральному телевидению, все убедятся в объективности Фальяна.

Кто тогда входил в число лучших арбитров, и кого вы считали образцом для подра­жания?
– Меня впервые включили в семерку ведущих арбитров в 1975 году, и тогда мне посчаст­ливилось быть рядом с Бахрамовым, Липатовым, Казаковым, Круашвили, Андзюлисом, Лу­кьяновым. Одни международ­ники, но мне больше всего им­понировало, как судит Карло Круашвили. Впрочем, не мне одному. Тогда свои оценки ар­битру, проводившему международный матч, выставляли не только члены просмотровой ко­миссии, но и представители ФИФА, УЕФА и принимающей стороны. Однажды после судей­ства Круашвили УЕФА прислал в Москву рапорт, в котором вме­сто оценки было написано: «Браво!»

Как в ваше время опла­чивалась работа арбитра?
– Судья в поле за матч выс­шей лиги получал 17 рублей 50 копеек. Это очень мало, если учесть, что я, возглавляя отдел по спортивной работе Парка культуры и отдыха имени Богдана Хмельницкого, имел оклад 160 рублей. Как видите, наши заработки не шли ни в какое сравнение с нынешними гоно­рарами арбитров. Может, имен­но поэтому футболисты после завершения карьеры не спеши­ли пробовать себя в судействе. Хотя я убежден, что арбитром, как и хорошим игроком, нужно родиться.

Вы считаете, что арбитр обязательно должен иметь за плечами карьеру футболиста?
– Да, поскольку иначе он не может читать игру, предугады­вать ход событий на поле. А это сказывается и на принимаемых им решениях.

А каким был стиль су­действа Михаила Кусеня?
– Знаете, в свое время мне запомнились слова великого писателя Эрнеста Хемингуэя: «Самое главное – жить и рабо­тать на совесть, смотреть, слу­шать, учиться и понимать.» Поэтому я старался все анализировать и всегда очень серьезно относился к выполнению своих обязанностей. Ну а стиль у меня был жесткий, хотя в 71-м матче, проведенном в высшей лиге, не показал ни одной красной кар­точки. Уважал футболистов, об­ращался к ним на «вы». Такого же отношения требовал и к се­бе. Старался предотвращать грубую игру, вовремя делая ис­полнителям замечания. Моим коньком была отличная фи­зическая подготовка, я умело менял ритм бега, что по­зволяло находиться в нуж­ное время в нужном месте. И еще я был уверен в своих силах – когда выходил на поле, знал, что все будет в порядке.

«ГАЗЗАЕВ ПОКРУТИЛ ПАЛЬЦЕМ У ВИСКА...»

Обслуживание каких матчей на всесоюзной арене запомнилось вам больше всего?
– Прежде всего это поеди­нок, состоявшийся за два тура до финиша сезона 1976 года (весна), между столичным «Ди­намо» и «Араратом». Москвичи забили победный гол в конце матча и практически гаранти­ровали себе золотые медали в дуэли с прямым конкурентом. Мне рассказывали, какая на­пряженная обстановка была на главной трибуне. Когда для ди­намовцев все счастливо закон­чилось, один из высокопоставленных чиновников МВД Союза подытожил: «Что ни говорите, а этот Бандера умеет судить...» А на послематчевой пресс-конференции Сергей Алимов, возглавлявший просмотровую комиссию, выразился кратко: «Кусень – талант!»

Кстати, запомнился мне и еще один матч с участием «Арарата», в котором он при­нимал тбилисское «Динамо». Дело шло к концу, а счет дер­жался ничейный – 1:1, и хо­зяева во что бы то ни стало хо­тели вырвать победу. Даже их вратарь Абрамян вышел едва ли не к центральному кругу. И вдруг после очередной атаки ереванцев динамовец Чивадзе со всей силы выбивает мяч из своей штрафной, его подхва­тывает Челебадзе и несется к незащищенным чужим воро­там. Гол неминуем, и тут в гро­бовой тишине переполненно­го «Раздана» раздается исто­шный крик игрока «Арарата» Андреасяна в мой адрес: «Свист­ни, свистни, твою мать!» Челебадзе, кстати, приблизив­шись к воротам, угодил в штангу, от которой мяч ушел за лицевую. А я сразу побежал к Андреасяну и наказал его предупреждением за некор­ректное поведение.

А вообще были у вас проблемные футболисты?
– Однажды за один сезон случилось два неприятных эпи­зода с участием нападающего московского «Динамо» Валерия Газзаева. Тогда функционеры приняли дурацкое правило, со­гласно которому игрок, полу­чивший четыре предупрежде­ния, до конца сезона вообще не имел права выходить на поле! В одном из поединков я работал на линии, и после того как я зафик­сировал явный офсайд у Газзае­ва, он подбежал ко мне и начал крутить пальцем у виска. Зову главного арбитра – тот показы­вает футболисту « горчичник».

Самое начало второго круга, и я уже работаю главным на по­единке минского и московского «Динамо». В перерыве тренер москвичей Голодец, проходя мимо, как бы невзначай напом­нил, что у Газзаева уже есть три предупреждения. Но проходит несколько минут, и Валерий по­сле остановки игры демонстра­тивно выбивает мяч на цен­тральную трибуну. Есть четвер­тая желтая! Динамовцы Мо­сквы, правда, нашли выход из положения: обратились к руко­водству федерации, мол, футбо­листу молодежной сборной нужна игровая практика, и Газ­заеву в виде исключения разре­шили выступать. После этого он вел себя уже корректно.

Бывали случаи, когда вам угрожали?
– Разве что в Кутаиси, когда «Торпедо» принимало ростов­ских армейцев. В перерыве мат­ча защитник хозяев Шелия ска­зал, что после такого судейства я могу до Львова и не доехать. Я сразу вызвал в судейскую наставника торпедовцев Котрикадзе и сказал, что за такую угрозу уже сейчас могу наказать футболи­ста красной карточкой. А если еще все опишу в рапорте, то он долго не будет играть. Это пошло на пользу – Шелия никаких ша­лостей себе уже не позволял.

«КОЛЛИНА МНОГО СДЕЛАЛ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА»

Вы также продолжитель­ное время возглавляли област­ную федерацию, являлись вице-президентом ФФУ.
– Считаю, что был на своем месте. То, что у нашей регио­нальной федерации офис в цен­тре Львова, – моя заслуга. На­вел порядок с календарем, су­дейским корпусом... Да и, помо­гая Виктору Банникову, много сделал для развития футбола в регионах.

Хотелось бы узнать ва­ше мнение о нынешнем кура­торе украинского судейского корпуса Пьерлуиджи Колли­не, а также кому среди отече­ственных рефери вы отдаете предпочтение.
– Коллина много сделал для наведения порядка. Неудиви­тельно, что наши арбитры поль­зуются все большим авторите­том на международной арене. Мне нравится, как работают Жабченко, Кутаков, Можаровский, хотя, если откровенно, квалифицированных арбитров у нас все еще маловато.

Недавно вы отметили 75-летний юбилей и выгляди­те прекрасно.
– Знаете, почему я сплю спо­койно? Потому что никогда нико­му не завидовал. И стараюсь до­рожить каждой минутой. Дважды в неделю совершаю пробежки, каждое воскресенье инспектирую матчи областного чемпионата и первенства детско- юношеской лиги. Рад за внука и внучку, которые являются канди­датами в сборную Украины по горнолыжному спорту. И если бы спросили – что бы я хотел изме­нить в своей карьере, будь у меня такая возможность, то ответил бы: ничего. Единственное, о чем сожалею – что рядом со мной нет супруги, с которой мы были вместе больше 50-ти лет. Ее уход я пережил очень тяжело.

Михаил КУСЕНЬ (футбольный функционер)
Родился 13 сентября 1938 года во Львове. Выступал за местные команды «Искра», «Торпедо», «Спартак», ЛАЗ, «Восход». Арбитр республи­канской категории с 1968 го­да, всесоюзной – с 1972-го. Входил в семерку лучших рефери СССР в 1976, 1977 и 1978 гг. Начальник команды «Карпаты» в 1979-1981 гг. Глава Федерации футбола Львовской обл. в 1992-1997 гг. Вице-президент ФФУ в 1995-1996 гг.

СКАЗАЛ ЖИЛИНУ: «ВОН ИЗ СУДЕЙСКОЙ!»

«В том, что судейство – мое призвание, я убедился примерно в 30-летнем воз­расте, когда работал на куб­ковом матче в Бресте – местное «Динамо» против житомирского «Автомоби­листа». Между этими коман­дами были напряженные от­ношения.

Первый тайм проходил под диктовку хозяев, но счет должны были открывать го­сти. Динамовцы сфолили на одном из игроков «Автомоби­листа», однако мяч остался у нападающего житомирцев Чирвы, который с убойной по­зиции промахнулся. В переры­ве в судейскую зашел настав­ник «Автомобилиста» – Вик­тор Жилин, что по регламенту разрешалось, и поинтересо­вался, почему я не зафиксиро­вал нарушения. Я ответил, что поскольку мяч оставался у «Автомобилиста», то я решил не останавливать игру. И еще спросил у Жилина, пришел ли бы он в судейскую, если бы Чирва забил гол? Жилин про­должал наезжать, но в конце концов терпение у меня лоп­нуло, и я сказал ему, чтобы он убирался из судейской по­дальше.

Основные события разво­рачивались во втором тайме и в дополнительное время. Гости вырвали победу – 4:2. Любопытно, что Виктор Жи­лин на следующий день пое­хал в Киев, где в республи­канской федерации футбо­ла всем рассказывал, что какой-то пацан выгнал его из судейской. Однако когда ответственный секретарь федерации Борис Шмигельский спросил, а как же все-таки отсудил Кусень, то Жи­лин лишь поднял большой палец! После этого матча я и поверил, что смогу быть арбитром».

10 листопада 2013 22:27







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 969-го дня повномасштабної війни

 

19 жовтня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31