С чего начинается родина
Поводом для реплики на футбольном сайте послужил хоккей. Олимпиада все же... Взяться за перо решил после голевого «дуплета» Пола Штястны в ворота сборной Словакии в поединке группового раунда турнира Игр в Сочи.
28-летний форвард мощнее других партнеров приложил руку к самому сокрушительному поражению словаков в олимпийских состязаниях, вынудив выкинуть белый флаг команду совсем не чужой ему страны. Там родился и заканчивал международную карьеру его отец Петер, который затем возглавлял эту дружину в качестве генерального менеджера.
Петер – уникальный спортсмен из уникальной спортивной династии. Средний из трех братьев, он вместе с Марианом и Антоном Штястны в свое время выступал в одном звене в братиславском «Словане». Эта «святая троица» привела клуб к первому в его истории чемпионскому титулу. Ни разу до того победа в первенстве ЧССР не доставалась словацкому коллективу! К моменту распада федерации на Чехию и Словакию братья уже выступали в канадском «Квебек Нордикс», где продолжали наводить ужас на чужих защитников.
После их решения перебраться за океан о бывших лидерах сборной Чехословакии попробовали забыть. На государственном уровне. Их фамилий просто не упоминали в спортивных репортажах. С возрождением хоккейной сборной Словакии Петер Штястны, двукратный чемпион и двукратный вице-чемпион мира в составе команды ЧССР, не стал скрывать, что матчи против чехов станут для него настоящим боем, как в свое время были игры против СССР.
Его сын Пол родился в Канаде. Успел провести несколько матчей за юношеские сборные Словакии, но, согласно правилам Международной федерации хоккея, на взрослом уровне имел право играть только за Штаты. Что с успехом и делает, выиграв «серебро» Олимпиады-2010 и «бронзу» ЧМ-2013. Уничтожая соперников из Словакии, профи из «Колорадо» и не думал скрывать радости (фото).
Родина – там, где тебе хорошо. Эту мудрость изрек давным-давно грек Аристофан. Думаю, не стОит искать двойного смысла в афоризме «отца комедии», оставившего после себя много других заповедей. Именно он призывал не кормить словами вместо хлеба, предупреждал, что у короткого ума – длинный язык, утверждал, что умный сможет многому научиться даже у врага.
Пол Штястны обрел свою истинную родину, ответив ей взаимностью. Его отца считают не просто своим, но – настоящим героем, как в Словакии, которую сейчас представляет в качестве депутата Европарламента, так и в Канаде, гражданство которой он имеет, и в США. И таких примеров в мировом спорте – масса.
Футбол – не исключение. Истинным любителям кожаного мяча не нужно напоминать родословную немцев Подольски и Клозе, Озила и Гюндогана, Хедиры и Боатенга (на чемпионате мира в Бразилии может сыграть против единокровного брата из сборной Ганы), итальянцев Балотелли, Тьяго Мотты и Эль Шаарави, финна Еременко и хорвата Эдуардо, поляка Обраньяка, украинцев Эдмара и Девича, целых десантов из Франции и Нидерландов. Каждый из них, помня о своих корнях, играет во славу своей нынешней родины, внимая Аристофану.
Но есть и другие примеры. На днях Артем Милевский в общении с посетителем своей странички в одной из соцсетей признался, что любит Украину, но болеет за Родину. Паспорт, мол, это еще не все. Не уточнил, правда, звездец неприкаянный – о какой именно родине речь. О независимой Беларуси? Или о Белорусской Советской Социалистической Республике, где будущий скандальный форвард появился на свет? Но ведь в свое время той родине, где живут родители и сестра Артема, популярная еще не так давно теннисистка, он предпочел карьеру в Украине – стране, которая в итоге принесла ему славу и достаток. Карьеру, которую он, увы, сам же и втоптал в газон.
Уроженец Хабаровска Александр Алиев – злостный нарушитель не только спортивного режима, но и законов Украины. «Российский паспорт всегда при мне», – подтвердил новобранец «Анжи» месяц назад. А ведь в нашей стране двойное гражданство является административным правонарушением и карается штрафом до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов. Как и Милевский, Алиев профукал шанс остаться кумиром украинских фанатов. В России же, несмотря на паспорт, уже даже от статуса легионера не сможет откреститься. Как бы ни болел за Родину, ее героем он не станет. Максимум – героем очередных скандальных хроник.
Когда Виктор Леоненко сбежал из московского «Динамо» в киевское, многие это расценивали едва ли не как подвиг. Однозначными подвигами выглядели его лихие голы в ворота «Спартака» и «Барселоны» – на тогдашнем украинском футбольном безрыбье даже локальные успехи обрекались на длинную жизнь. Подумать только – кем мог бы стать Леон в творческой мастерской вернувшегося в «Динамо» Лобановского! Не стал. Не сложилось с интеллектом. И не только с футбольным. А Мэтр старался не тратить свое время на общение с пустышками. Каждая его минута имела вес, цену. Как и каждое слово.
Словесные пассажи «эксперта» Леоненко, режущего, как он представляет, правду-матку, не только сами гроша ломаного не стОят. Они очень многое обесценивают. Футбольную журналистику, сам футбол, корпоративную солидарность, патриотизм, наконец. Вот уж поистине – Леон, родства не помнящий. И не русский, и не украинский. Никакой.
Тут уже не Аристофана впору вспоминать, а Сергея Довлатова: «Где водка – там и родина...»
18 лютого 2014 17:25