Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

Бетао: «Ребров умеет разговаривать с футболистами»

Защитник «Динамо» Бетао дал интервью, в котором он рассказал, при каких условиях Игорь Суркис может перестать быть президентом «Динамо» и почему Блохин не смог добиться с командой успеха.

– В чем была проблема Блохина?
– Ответ тот же, что и с Газзаевым. Когда мы остались без тренера, то обсуждали в команде, кого же нам назначат. Один из футболистов уверенно сказал: «Это будет Блохин». И началось! «Блохин, б..ь, начнутся проблемы, б...ь, будет тяжело». Я не знал, кто такой Блохин, просто слушал ребят и делал выводы.  

Он очень любил распекать в стиле «Как можно было, б…ь, сделать такую ошибку! Если б это был я...» и так далее и тому подобное. Футболистам такое не нравится, это унижает. Так что проблема в человеческих качествах.

Сейчас назначили Реброва, это хорошо, потому что он умеет разговаривать с футболистами. Может и накричать, но только тогда, когда это нужно, потому что он и сам недавно был футболистом.

– А отсутствие опыта самостоятельной работы ему не помешает?
– Послушай, но все же когда-то где-то начинали. Никто с ходу не становился великим тренером, все учились на ошибках. Он хороший человек, я бы даже сказал, отличный. В «Динамо» сейчас тяжелая ситуация, и предстоит много работы. Не надо рассчитывать, что он сразу выиграет чемпионат. Надо спокойно, уверенно поднимать «Динамо» на те позиции, которые оно потеряло.

– Сколько Реброву понадобится времени, чтобы вернуть «Динамо» утраченные позиции?
– Думаю, немало. Сразу результат не придет.

– А Игорь Суркис даст ему это время?
– Думаю, да. Это суперпрезидент. Он очень любит «Динамо». И работает президентом не ради денег. Ему надо набраться терпения, и через 1-2 года результат придет.

– Тут сынишка Бетао подходит и спрашивает: «А этот дядя тоже играет в «Динамо»?». Отвечаю: «Нет, только пишет о нем» :).
– То есть ты не согласен с критикой некоторых болельщиков в адрес президента?

Давай без обиняков: я считаю, что сместить Суркиса с поста президента может только его собственная смерть. Вот тогда и ищите нового президента! Он хороший, я его очень люблю!
Когда у меня закончился контракт, я сказал ему: «Суркис, пожалуйста, отпусти домой, в Бразилию, у меня второй ребенок, и с женой проблемы». Он ответил: «Вот тебе ручка и лист бумаги, сам проставь срок контракта и свою зарплату». Какой еще президент мог бы так сказать?! Он очень хороший!

Поверь, это не только мое мнение, все футболисты так считают.

– А если в конце твоей карьеры он предложит тебе стать скаутом по Южной Америке?
– Пожалуйста! Если он даже позовет меня обратно в «Динамо» сейчас, приеду без проблем. Знаешь, я играл за «Динамо» четыре с половиной года и могу сказать, что кровь у меня уже не совсем красная, а немного бело-голубая.

– Что тебе «Динамо» дало за эти годы в глобальном смысле?
– Всегда очень подкупало человечное отношение докторов, массажистов, всего персонала базы. Это был ценный багаж для меня. Отношение болельщиков тоже. Мне ни разу никто не сказал, что Бетао плохой. Когда я ошибался, никто не ругал меня, наоборот поддерживали, кричали «Бетао, вперед! Выше нос!». Это было супер!

По поводу клуба, тоже всегда все было высшем уровне – база, поля, стадион. Только одна проблема в Украине: холодно! Шучу :)

Также в «Динамо» мне довелось играть с очень хорошими футболистами. Вот и сейчас там играют Ярмоленко, Хачериди, Гармаш, которые могут очень далеко пойти.

– Ты думаешь, Ярмоленко сможет стать суперзвездой европейского калибра?
– Лучшим украинским игроком – да, европейским – не уверен. Ему просто нужно было раньше уезжать. Пригласили в «Милан» – надо было отпускать. Ты же видишь, как мало украинских игроков в серьезных европейских клубов: Шевченко, Тимощук, Воронин.

– Но кто же им даст там такие зарплаты?
– Молодой футболист не должен думать только о зарплате, он должен грамотно планировать карьеру.

Но Шевченко он один такой. Это уникальный футболист. А Ярмоленко должен был уехать – остался, Коноплянка остался...

Еще есть один защитник в «Шахтере»...

– Ракицкий?
– Да. Это очень сильный игрок, но не дружит с режимом. Не поверишь, но я видел во время заезда сборной как он выпивает прямо на базе.

Все равно в Украине хорошие футболисты. Когда меня спрашивают о сборной Украины, я говорю, что у нее хорошая перспектива, потому что есть много одаренных молодых футболистов. Ярмоленко, Коноплянка, Ракицкий, Хачериди, Гармаш – думаю, все они будут играть на следующем чемпионате мира. Но надо работать над менталитетом.

– Поговорим о текущем чемпионате мира. Ты все игры смотришь?
– Не все, но многие. Уровень турнира, считаю, очень высокий. Но я никогда не мог бы предположить, что Испания и Италия вылетят на первом этапе. 

– А ты не считаешь, что это связано с тем, что турнир проходит в Южной Америке, и работают такие факторы как климат, разница во времени и, конечно, сумасшедшая поддержка болельщиков. Разве Аргентина смогла бы привезти в Европу 50 тысяч фанов, которые 15 минут пели не переставая перед игрой с Ираном?
– Да, здесь так болеют. В Европе по-другому. Ну, и приятный сюрприз для меня это Коста-Рика. Никто не ожидал от них такого. Многого ожидаю от матча Бразилия – Чили (интервью записывалось еще до этого матча – прим. ред.).

– Но ведь скорее всего Бразилия победит. Четыре года назад Чили тоже здорово начала ЧМ, а потом влетела бразильцам 0:3.
– Не был бы так уверен. Сейчас у Чили лучшая команда за все время существования. Они играют очень агрессивно, и у Бразилии могут быть проблемы.

– А с чем связаны нынешние проблемы Бразилии?
– Бразилия всегда славилась своей атакой – Роналдо, Ривалдо, Ромарио, а кто сейчас главные звезды сборной? Защитники! Тьягу Силва, Давид Луис, Марсело, Дани Алвес, и только один нападающий – Неймар.

– Может, все дело в тактике Сколари?
– Нет, дело именно в дефиците исполнителей. Фред и Халк сейчас не в форме, Оскар – более или менее. Один Неймар все тянет.

– Если Бразилия пройдет Чили, сможет ли она обыграть победителя пары Франция – Германия в четвертьфинале?
– Теоретически да, но легкой эта победа не будет.

– Допускаешь, что впервые чемпионом в Южной Америке станет европейская сборная?
– Не хотелось бы так думать, считаю, что если не Бразилия, то Аргентина сможет стать чемпионом, у Чили и Уругвая шансов поменьше. Но учитывая наличие в плей-офф Голландии, Германии и Франции, у Европы хорошие шансы. Мои пять фаворитов это Бразилия, Аргентина, Голландия, Германия и Франция.

– Я был в пяти различных городах ЧМ, и везде проходят манифестации против его проведения. Люди считают, что этот чемпионат им ничего не даст, а наоборот отвлечет ресурсы от таких важных сфер как образование и здравоохранение. Что ты думаешь по этому поводу?

 

– Это политический момент. В Бразилии много бедных, бездомных, голодающих, много других проблем: мало денег выделяется на больницы. Есть хорошие клиники, но очень дорогие, не по карману простому человеку. А тут сотни миллионов реалов тратятся на один стадион. Это плохо! Это вызывает вопросы. В Салвадоре построили хороший новый стадион, но ведь рядом трущобы! Так не должно быть!

Я хочу посмотреть, что будет после чемпионата мира. Например, в Манаусе и Куябе нет своих команд, как будут использоваться новые стадионы? Кто там будет играть? За чей счет они будут ремонтироваться?

– А почему самый большой стадион в Сан-Паулу «Морумби» не задействовали?
– Там просто нет достаточно места для паркинга.

– Как бывший игрок «Коринтианса» ты рад, что матчи ЧМ проходят на стадионе этого клуба?
– Даже не знаю, наверное, да.

– Расскажи историю своего перехода в «Динамо».
– У меня закончился контракт с «Коринтиансом», и я на три года перешел в «Сантос». После 6 месяцев в «Сантосе» мне позвонили и предложили перейти в «Динамо». Тогда я не знал, что это за клуб. Мне сказали, что это Украина. Об Украине я тогда тоже мало знал.

Сначала я сказал «нет». Думал, что там очень холодно. Но потом мне позвонил Корреа, который уже два года играл в Киеве и сказал, что команда хорошая, игроки хорошие и даже есть человек, который говорит по-испански – Винченцо Пинколини, спокойно можешь переходить. Я отвечаю: «Но ведь холодно». Корреа: «Холодно только зимой, летом тепло как у нас». После этого я согласился.

Правда, после этого я звонил Марсинью из донецкого «Металлурга» – мы вместе играли в «Сантосе», и он сказал, что в Украине все спокойно, можно спокойно играть и тоже посоветовал переходить.

Я полез в интернет, много читал об Украине, об ее культуре, посоветовался с женой, она дала «добро». Сразу приехал в «Динамо», убедился, что все хорошо, и отправился на сбор в Австрию.
На первой же тренировке Семин выдает мне жилетку: «Давай в состав». А я по-русски ни слова не понимаю! Но меня успокоил Шовковский. Он сказал по-английски: «Бетао, это твой первый день, запомни четыре слова «вправо», «влево», «вперед», «назад». Я ответил: «Хорошо». На первой тренировке я то и дело повторял «вправо», «влево», «вперед», «назад».

– А разве Бориса Григорьевича, переводчика, там не было?
– Был, но мне сказали, что надо сразу адаптироваться и находить общий язык с партнерами. Еще был тренер вратарей, такой большой, с хвостиком, который играл в «Порту».

– Овчинников?
– Он знал пару десятков слов по-португальски. И вот каждый день я добавлял по четыре слова и через полгода понял, что уже хочу с кем-то поговорить. После года я уже разговаривал довольно уверенно.

Когда другие бразильцы стали приезжать в «Динамо», я работал у них переводчиком. Это нехорошо, потому что не стимулирует учить язык. Надо, чтобы человек сразу погружался в эту среду, тогда у него хорошие шансы быстро адаптироваться.

– Расскажи немного об «Эвиане».
– У меня остались очень хорошие воспоминания о нем. У этого клуба очень интересная история. Они начинали чуть ли не с чемпионата улицы и так постепенно поднимались-поднимались и дошли до Лиги 1. Когда я пришел, они только второй сезон там играли. И тут мы выигрываем у ПСЖ на Кубок! Это был п...ц! В городе был праздник, потому что никто не верил, что мы можем сделать это. Но в финале мы проиграли «Бордо» 2:3, пропустив мяч на последней минуте. В Париже, говорят, очень радовались :).

Для меня это был очень хороший момент в карьере. Это было сравнимо с полуфиналом Кубка УЕФА, потому что никто не верил, что мы можем подняться так высоко. Но в итоге я там не остался...

– Кто твой сильнейший партнер по обороне за годы игры в «Динамо»?
– Трудно выделить кого-то одного. У каждого был набор сильных качеств. Так, Тарас был очень жестким, хотя не очень техничным. Удобный партнер. Хачериди – высокий, мощный, при этом быстрый, но иногда были проблемы с головой. Юссуф очень техничный, хороший игровой интеллект. Алмейда, Данило – тоже хорошие. Учитывая, что я играл в обороне на всех позициях – и слева, и справа, и слева в центре, и справа в центре, мне трудно выделить кого-то одного.

– Ты упомянул полуфинал Кубка УЕФА. Это самые памятные твои матчи за «Динамо»?
– Да нет, много было таких. Мне, например, очень запомнился матч против «Гента» на выезде в 2010-м, когда мы уверенно выиграли 3:1, хотя в Киеве они создали нам много проблем. С «Барселоной» дома. Хоть и уступили 1:2, но играли очень хорошо. С «Порту» была хорошая игра. Много таких матчей!

– А матчей со знаком минус?
– И таких тоже много. Больше всего, наверное, запомнился матч с «Шахтером» на Кубок, когда 1:4 проиграли. Я тогда еще и ошибок надопускал! На «Донбасс Арене» у нас вообще не было хороших игр, максимум 15-минутные отрезки.

– Что происходит в раздевалке после таких матчей?
– Все просто сидят с опущенной головой. Тренеры пытаются успокоить. Кричать в такой ситуации бесполезно.

Как у Алмейды дела?
– Он капитан «Куритибы», так что неплохо.

– Киев стал для тебя родным городом?
– Да. Мне нравится, что он зеленый, что много ресторанов, клубов. Но больше всеuо мне нравится, что есть четыре времени года. В Бразилии всего одно. Больше всего нравится, конечно, весна, когда все становится зелеными. К тому же, у меня там остался близкий друг, Алексис. Это перуанец, который помогает всем латиноамериканцам «Динамо» решать бытовые вопросы.

– А другие города Украины, которые тебе запомнились?
– Запорожье мне не понравилось, оно очень индустриальное. Так же и Донецк. А вот Львов, Одесса и Симферополь очень даже импонируют.

– Ты во время революции очень активно поддерживал Украину в твиттере....
– Было дело. Кстати, эту девушку, Тимошенко, выпустили?

– Да, но президентские выборы она проиграла.
– Это все политика :)

– И последний вопрос на закуску. Ты боишься летать самолетами?
– Есть немного :). Но это часть профессии. Когда я был в Украине и летал в Бразилию, то во время полета над морем всегда старался спать – такой был мой рецепт от страха.

Хочу поблагодарить всех болельщиков «Динамо» за поддержку. Они постоянно пишут мне в твиттер и инстаграмм, зовут обратно в «Динамо».

Евгений СИДАШ

1 липня 2014 16:59







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 965-го дня повномасштабної війни

 

15 жовтня 2024 20:04