Ретро. Бомбардир с двойным днищем
Сегодня он важный функционер, первый вице-президент и правая рука. Заседает в президиумах, принимает решения, вершит судьбы. Говорит мало, но со знанием дела, его голос имеет вес.
Как, например, в вопросе о том, надо ли, чтобы доиграла сезон первая лига. Надо – утверждает без тени сомнения, это приоритетная задача. Но лига доигрывать не хочет, у многих клубов – финансовые проблемы. А транш УЕФА в размере 4,3 млн. евро, предназначенный для преодоления последствий пандемии коронавируса, в том числе, теми же клубами, куда-то подевался. Куда?
Как опытный правовед вишуканою українською мовою он призывает к ответственности народного депутата, генерала полиции, доктора юридических наук. Мол, не превышайте полномочия и не копайтесь слишком дотошно в криминальных делишках моего босса. Призывает аккурат в канун очередного заседания специальной парламентской комиссии.
Его беспокоят проблемы киевского футбола. Городской федерации, которая, по его словам, не идет на конструктивный диалог, и поэтому он участвовал в создании альтернативной, фейковой. Детско-юношеской школы «Динамо», переживающей, как он считает, очевидный спад. И предлагал обсудить положение дел в ней на исполкоме. Иными словами, вызвать нерадивых на ковер.
Да мало ли еще каких мыслей и идей государственного значения в его поседевшей голове?
А когда-то Олег Протасов был футболистом. Сказать, что хорошим, – сказать мало. Или вообще ничего. Он был одним из самых ярких мастеров мяча на просторах великого и могучего. Статный, с хорошими физическими данными, обладающий отменной скоростью и поставленным ударом, он, пожалуй, был лучшим нападающим Союза со времен Олега Блохина.
Забивал много важных мячей – за «Днепр», в еврокубках, за сборную. Внес весомую лепту в серебро на Евро-1988. Становился чемпионом, признавался лучшим футболистом СССР по итогам журналистского референдума.
Мог бы и звездой европейского масштаба стать, если бы не выбрал греческий «Олимпиакос». Хотя за ним следила и готова была предложить контракт «Фиорентина». Интересовался ПСВ из Эйндховена. Говорят, что даже Сильвио Берлускони, возглавив «Милан», всерьез рассматривал кандидатуру Протасова. Но выбрал ван Бастена.
Олег Протасов громко прославился в 1985-м, когда выиграл бомбардирскую гонку союзного первенства с феноменальным результатом – 35 голов в 33-х матчах. В активе у занявших второе место Сергея Родионова из «Спартака» и Владимира Клементьева из «Зенита» было всего по 14 мячей. Как говорится, почувствуйте разницу. Тогда практически не почувствовали.
Протасову шел всего 22-й год, а он уже побил, казалось бы, вечный рекорд Никиты Симоняна (34 гола в чемпионате-1950). Можно было только представить, чего ожидать от такого феномена. А обозреватель еженедельника «Футбол-Хоккей» (№47 за 1985 год) Валерий Березовский первым предположил, что с таким результатом впору замахнуться на «Бутсу». Неважно какую – золотую, серебряную или бронзовую.
Советские бомбардиры по сравнению с зарубежными забивали относительно немного: Рамаз Шенгелия в 1981 году – 23 мяча, Андрей Якубик в 1982-м – 23, Юрий Гаврилов в 1983-м – 18, Сергей Андреев в 1984-м – 19. Тягаться в споре за «Золотую бутсу», учрежденную еще в 1968-м журналом «Франс Футбол» и фирмой «Адидас» для лучшего снайпера национальных первенств Европы, было нереально. Да и за «обувку» из металлов менее благородного достоинства. А тут такой шанс.
Конечно, не обратить внимания на то, как Протасов проходил бомбардирскую дистанцию, было невозможно: 10 голов в 17-ти матчах первого круга и 25 – во втором. При этом 18 мячей были забиты в 10-ти последних поединках, а 8 – в четырех самых заключительных. Удивляли и результаты «Днепра» на финише того чемпионата – 3:3, 4:3, 4:3, 3:3.
Копать истину стали намного позже. Пожалуй, наиболее глубоко это сделал в 2009 году известный днепропетровский журналист и исследователь футбола Дмитрий Москаленко, чей материал был опубликован в газете «Совершенно секретно» (www.sport.ua, 20.09.2009).
Разложив все по полочкам и препарировав каждый гол Протасова в том сезоне, он пришел к выводу: из 35-ти мячей чистыми или, вернее, честными были только 23. Остальные, по меньшей мере, 12 являлись договорными. Раз голы договорные, то договорные и матчи. А это уже футбольный криминал.
Более того, автор утверждает, что «Днепр», который долгое время шел вровень с киевским «Динамо» и «Спартаком» и вполне мог претендовать на титул, в погоне за сомнительным рекордом недосчитался как минимум восьми очков. Но не Протасов же был в этом виноват, не он договаривался с соперниками. Он всего лишь выполнял возложенную на него миссию.
В итоге днепропетровский клуб довольствовался бронзой. Хотя ради нее и для того, чтобы добить Симоняна, тоже пришлось пойти на подлог. В заключительном туре днепряне на своем поле принимали московское «Торпедо», а минские динамовцы, которые при негативном для «Днепра» раскладе могли его обойти, в Ленинграде встречались с «Зенитом».
Поединки начинались в одно время. И тогда в Днепропетровске, чтобы контролировать ситуацию, решили взять хитростью. Чья-то мудрая голова придумала прощальный матч капитана команды чемпионского созыва 1983 года Николая Павлова. На берегах Невы уже начали играть, а виновника нежданного торжества все чествовали да носили на руках.
Впрочем, чтобы развеять сомнения, приведем слова самого Павлова: «Я почти год не играл, хотя был в штате и получал приличную зарплату. Накануне ко мне подошел начальник команды Геннадий Жиздик. Он обо всем договорился с тренером «Торпедо» Валентином Ивановым. Говорит: «Коля, тут такое дело. У нас решающая встреча с «Торпедо». Очки нужны и им, и нам. Плюс Олегу Протасову необходимо забить два мяча. Федерация обязала начать поединки одновременно. Есть идея устроить тебе проводы из футбола минут на десять. А в Ленинграде начнут играть».
Я согласился. Собрался почти полный стадион. Судья готовится свистеть. До сих пор не знаю, был ли он в курсе. Хорошо помню, что я надел спортивный костюм. То есть, мог выйти на замену. С этой точки зрения все было бы как надо, комар носа не подточит. Но диктор объявляет о прощании с футболом многолетнего капитана команды Николая Павлова. Ребята подхватывают меня на руки и носят по кругу. Так длится больше десяти минут. Только тогда начали играть.
В первом тайме Олег Протасов забивает два гола и бьет рекорд Никиты Симоняна. В Ленинграде матч заканчивают раньше. Мы знаем, что нас устраивает ничья, и позволяем торпедовцам сравнять счет – 3:3. Впоследствии никого из того состава «Днепра» так торжественно не провожали».
Та история имела продолжение. В следующем году Николай Павлов поехал в Москву учиться в Высшей школе тренеров. Ее директор Вячеслав Варюшин на первом же вступительном занятии поинтересовался, присутствует ли бывший капитан «Днепра», чемпион Советского Союза, коммунист Павлов. Пусть встанет и расскажет, как ему организовали горе-проводы из футбола.
«Мне так стыдно еще никогда не было, – признался Николай Петрович. – Оказывается, Варюшин был другом Никиты Симоняна. Тот смотрел по телевизору игру с «Торпедо» и заливался слезами, когда видел, как Протасов побил его рекорд» (Dynamo.kiev.ua, 14.11.2017).
О том, как лживый бомбардир поражал ворота «Торпедо», не мог не вспомнить и футбольный архивариус Аксель Вартанян (sport-express.ru, 15.02.2008): «Владимир Перетурин в «Футбольном обозрении» показал два последних гола Протасова под остроумные, едкие комментарии Александра Ширвиндта и Михаила Державина. Видеозапись этих мячей имеется. Зрелище удивительное: в перенасыщенной игроками обеих команд штрафной площади «Торпедо» защитники москвичей шли не на владевшего мячом Протасова, а шарахались от него, как чумные».
На «Золотую бутсу» Протасов не наскреб. В итоговой классификации сезона-1985/86 его на два точных удара обошел голландец Марко ван Бастен. Однако знатного снайпера из Днепропетровска не смутила и «Серебряная».
Еще раз предоставим слово Акселю Вартаняну: «Форвард не оскорбился, молча проглотил, мягко говоря, упреки, что фактически означало признание справедливости высказанных в его адрес нелицеприятных слов. Почему безмолвствовал? Объявленная в стране гласность позволяла объясниться с обвинителями. Куда там.
Разговорился он много позже. В своих интервью Протасов втолковывал все еще сомневающимся: «В тот сезон на меня вся команда играла. Когда забрезжила перспектива перекрыть достижение Никиты Симоняна, главный тренер «Днепра» Владимир Емец специально на установке подчеркивал: «Ребята, помогите Олегу, он идет на рекорд». Естественно, после таких указаний ребята на меня и играли». Цитата из еженедельника «Футбол» (№ 27 за 2000 год)».
А в конце 2006 года, будучи уже тренером «Днепра», он бахвалился, рассказывая о церемонии награждения: «Было это в парижском варьете «Лидо», на Елисейских полях. Лауреатов посадили за отдельные столики на сцене. Франц Беккенбауэр поздравил от имени «Франс Футбол». Мой приз сделан из трех килограммов чистого серебра. В специальной темно-синей шкатулке выгравирован текст: «Серебряная бутса. 1986 год. Олег Протасов. «Днепр» (Ua-football.com, 03.12.2006).
Трудно сказать, следил ли за героическим восхождением Протасова его румынский коллега по амплуа Родион Кэмэтару из бухарестского «Динамо», но уже в следующем сезоне этот форвард настрелял аж 44 гола. Дорожка была проторена предшественником – 21 мяч бомбардир забил в последних семи матчах. 21 из 23-х командных – поразительная меткость!
Тамошним «Динамо» в ту пору руководил хорошо известный у нас правдоруб и поборник справедливости Мирча Луческу. Уже после первого круга его команда отставала от «Стяуа» на семь очков (по итогам сезона – на 15). Ловить в борьбе за титул было нечего, и началась ловля бомбардирского трофея. Результаты динамовцев в заключительных турах до боли напоминали счета в матчах с участием «Днепра» – 3:4, 4:5, 3:3, 3:3. Однако румынам это безобразие с рук не сошло.
На церемонии награждения произошел скандал. Занявший второе место австриец Тони Польстер из венской «Аустрии» (39 мячей) отказался от «Серебряной бутсы». Он заявил, что результат Кэмэтару сфальсифицирован и достигнут благодаря сговору. Началось расследование.
Вскоре организаторы пришли к выводу, что ряд матчей с участием бухарестского «Динамо» на финише чемпионата Румынии вызывают подозрения. Они были признаны договорными. Родиона Кэмэтару награды лишили, а обладателем «Золотой бутсы» провозглашен Польстер.
Годы спустя факт сговора подтвердил Иоан Сдобиш – тогдашний ассистент главного тренера галацкого «Оцелула», с которым весной 1987 года в 30-м туре сгоняли один из договорняков динамовцы. В интервью румынскому телевидению он признал: «Это была договоренность обеих команд. Я при этом присутствовал, у меня не было выбора. К нам в раздевалку зашли четыре или пять игроков «Динамо» и Мирча Луческу. Была установка: «Мы должны сделать то-то и то-то». В итоге Кэмэтару забил три гола, а счет был 3:3» (sports.ru, 07.12.2018).
История не дает однозначного ответа, была ли для Тони Польстера изготовлена специальная «Золотая бутса» или же Кэмэтару добровольно расстался с незаслуженной своей. Ясно одно: Олег Протасов свою липовую «Серебряную бутсу» никому отдавать не собирается.
Как ни парадоксально, но в силу своего сегодняшнего статуса этот человек, по идее, должен стоять на страже соблюдения принципов честной игры. Не только на футбольном поле, но и за его пределами. Протасов сделал другой выбор. Как и когда-то.
Народное: «Береги честь смолоду» – не про него.
1 червня 2020 12:00