Сьогодні 7 жовтня 2024 р.

Ретро. «Странные переходы» Островского и Елинскаса

Юрий КОРЗАЧЕНКО, «Футбольный клуб»

Сейчас январь – весьма горячая пора для футбольных клубов Украины и не только. Стройными рядами наши команды отправляются в теплые края, как правило, за рубеж – закладывать фундамент для успешного выступления в весенней части сезона. 

В советское время второй зимний месяц еще не был периодом форсированной подготовки. Зато у руководства союзного футбола «работы» было – хоть отбавляй: нужно подвести итоги прошлого сезона, разобраться с заявлениями о переходах, применить показательно-наказательные меры...

ЯНВАРЬ-1963

Одной из топ-тем января 1963 года была ситуация в московском «Торпедо», из которого вдруг массово навострили лыжи ведущие игроки. Один из них – Леонид Островский (его могила на Байковом кладбище в Киеве на фото ниже) – со временем пополнит ряды киевского «Динамо», где станет одним из столпов обороны блистательной команды Маслова. Но переход этот будет сопряжен с массой препон со стороны московского начальства, пытавшегося за счет «админресурса» сохранить «Торпедо» на плаву.

«В нынешний переходный период произошел казус, которого никогда не было раньше: шесть футболистов основного состава московского «Торпедо» подали заявления о переходе в другие клубы, – читаем на страницах еженедельника «Футбол» от 13 января. – Другими словами, вместо создания сильных коллективов, что является основным смыслом переходов, мы столкнулись с фактом, когда одна из лучших команд страны – «Торпедо» по существу распадается...

Собрание актива спортклуба «Торпедо», состоявшееся в конце 1962 года, бросило свет на некоторые причины такого положения и одновременно вскрыло перед общественностью ряд фактов аморального поведения футболистов, неоднократно нарушавших спортивный режим при попустительстве руководителей команды и спортклуба «Торпедо».

Московская футбольная секция отказала в переходах Л.Островскому, В.Воронину, Г.Гусарову, М.Посуэло, С.Метревели, А.Кавазашлвили. Некоторые из них – В.Воронин, М.Посуэло, А.Кавазашлвили согласились с решением московской секции и остались в команде. Двое – Г.Гусаров и С.Метревели – опротестовали решение и апеллировали в Федерацию футбола СССР. Особую позицию занял Л.Островский: он ни с кем не считался, никуда не являлся, ничего не опротестовывал, сел в поезд и уехал в Киев».

undefined

Естественно, позиция «перебежчиков» поддается острой критике. Достается не только руководству клуба и завода им. Лихачева, но и... главам динамовских ведомств Москвы и Украины, которые, мол, переманивали футболистов под знамена своих команд, разваливая базовый коллектив сборной СССР. Попутно получили на орехи и луганские «Трудовые резервы» – за «странные методы комплектования». «Выяснилось, например, что руководители команды (Г.Зонин и Г.Балаба) выдавали бесплатные путевки в санатории и дома отдыха футболистам, которые изъявляли желание выступать за «трудовые резервы», – возмущается неизвестный автор «Футбола». – Эти безобразные факты были подвергнуты резкой критике».

ЯНВАРЬ-1973

Спустя десять лет, в начале 1973-го, третий номер популярного еженедельника (на тот момент он уже назывался «Футбол – Хоккей») уделил две страницы постановлению Комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР «Об итогах  футбольного сезона 1972 года и проведении розыгрыша первенства страны 1973 года». Чувствуете уровень: о повышении мастерства или снижении результатов рассуждали бонзы из советского Совмина!

«Итоги сезона общеизвестны, – в этой констатации Виталия Артемьева, зам.начальника Управления футбола, подписавшего материал на страницах издания, уже чувствуется легкая грусть. Но к ней читатель добирается не сразу, а через перечисление «некоторых успехов». – Сборная страны заняла второе место на первенстве Европы и третье на Олимпийских играх, молодежная команда СССР завоевала второе место в континентальных европейских соревнованиях, киевские динамовцы и московские спартаковцы добились права выступать в 1/4 финала европейских кубков.

Однако, как подчеркивается в постановлении комитета, многие задачи не выполнены. Сумбурная игра нашей сборной с командами ФРГ, Франции, Польши не способствовала росту престижа советского футбола. Во многих клубах не решены вопросы улучшения физической, технической и тактической подготовки. В 1972 г. снизили качество игры «Спартак» (Москва), «Кайрат» (Алма-Ата), «Карпаты» (Львов), «Нефтчи» (Баку). Одновременно отмечается, что некоторым коллективам – тем, которые последовательно выполняли методические указания по организации учебно-тренировочной работы и повысили объем и интенсивность занятий, – удалось улучшить качество игры, добиться неплохих результатов. Речи идет в первую очередь о новом чемпионе страны – ворошиловградской «Заре», командах «Днепр» и «Зенит».

Закономерную тревогу вызвали многочисленные серые игры, когда футболисты проявляли безразличие к интересам команды, неуважение к зрителям. Результативность по-прежнему остается низкой, многие игроки плохо владеют важнейшими техническими приемами».

О, как! Чемпионство «Зари» – первый успех команды не из столицы СССР или одной из республик, а всего лишь из областного центра назван «неплохим результатом». Не из-за того ли, что главный тренер команды Герман Зонин (на фото ниже) десять лет назад заманивал иногородних футболистов бесплатными профсоюзными путевками?.. Кто мог оспорить вердикт министерского «разлива»? Разве что завсегдатаи футбольных «брехаловок», но никак не наши коллеги из 1970-х...

undefined

Застой крепчал из года в год, и смерть дорогого Леонида Ильича еще некоторое время никак не влияла на положение дел в большой советской стране. В том числе – и в футболе. Проблематика оставалась примерно той же.

ЯНВАРЬ-1983

Рассуждения, высказанные о трансферах игроков (это слово, правда, было тогда под запретом – речь шла исключительно о переходах) в январе 1983-го на заседании президиума Федерации футбола СССР, вполне могли иметь место и на десять, и даже на двадцать лет раньше.

«Переход разрешается только в исключительных случаях в интересах роста спортивного мастерства футболистов, повышения уровня игры команд, – напомнил еженедельник «Футбол –Хоккей» в статье, подписанной членом президиума В.Асауловым. – Президиум разрешил переход Евсееву из ворошиловградской «Зари» и Кузнецову из черниговской «Десны» в киевское «Динамо», Сахно из ровенского «Авангарда» и Наконечному из киевского СКА в «Черноморец»... Эти футболисты молоды, их уровень мастерства позволяет им совершенствоваться в более сильных клубах.

По новой инструкции команда высшей лиги имеет право пригласить четырех игроков, в том числе одного – из той же лиги. Тренеры донецкого «Шахтера» тем не менее включили в свою заявку шесть игроков, в том числе двух – Елинскаса из «Черноморца» и Раденко из московского «Торпедо». Президиум предложил руководству «Шахтера» остановить свой выбор на одном игроке высшей лиги. У многих вызвал удивление переход Елинскаса. В «Черноморце» он стал заметным игроком, был включен в олимпийскую сборную страны. Можно было бы понять его стремление «в интересах роста спортивного мастерства» перейти в команду, представляющую наш футбол на международной арене. Но как понять переход из средней в среднюю команду?»

И «Шахтер» когда-то был «средней» командой... Елинскас, кстати, отлично вписался в состав горняцкого клуба и помог донетчанам через несколько месяцев выиграть Кубок СССР. На фото ниже он - за спиной у капитана горняков Михаила Соколовского после победы в Кубке сезона – советском Суперкубке.

undefined


ЯНВАРЬ-1993

На начало года 1993-го припало первое зимнее межсезонье уже независимого украинского футбола. Возглавляемое Михаилом Фоменко киевское «Динамо» было настроено вернуть себе утраченные позиции – ведь премьерный чемпионат страны и кубковый розыгрыш сенсационно завершились победами других коллективов – соответственно «Таврии» и «Черноморца». Свой первый сбор динамовцы, следуя заложенной еще Валерием Лобановским традиции, провели в западногерманском Руйте. Итоги  сбора главный тренер подвел в беседе с киевским корреспондентом «Спорт-Экспресса» Михаилом Волобуевым.

«Мы провели пять матчей, – сказал Фоменко. – Четыре из них – с любительскими командами – легко выиграли, а «Кикерсу», выступающему во второй бундеслиге, уступили – 1:4... В Германию мы взяли несколько новых футболистов. Среди них – Пинчук, Никулин, Соловьев, Топчиев, Пиндеев. Все произвели хорошее впечатление, но особо я выделил бы Пиндеева и Топчиева, которые при серьезной работе могут вырасти в классных игроков...» На фото внизу Дмитрий Топчиев второй слева в нижнем ряду, после финала Кубка Украины-1993, в котором он провел победный мяч «Динамо».

undefined

Поражение от «Штутгарт Киккерс» Михаил Иванович пояснил тем, что команда только перешла с искусственного газона на траву. Рассказал о дальнейших планах команды – второй этап подготовки «Динамо» проведет в Израиле, третий – во Франции и завершит втягивание в весну на Закарпатье.

Отвечая на вопрос о первом Кубке чемпионов Содружества, затевавшемся в Москве, Фоменко сказал: «Турнир, уверен, обещает быть очень интересным. «Таврия», на мой взгляд, вполне могла бы участвовать в нем, не последуй запрета украинской федерации футбола. Если бы киевское «Динамо» было чемпионом Украины, а сроки турнира согласовывались с планами подготовки к сезону, мы бы обязательно приехали в Москву».

16 січня 2013 06:50







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід

По-моему эта рубрика доказала свое право на жизнь )))

2013-01-15 18:16


Как всегда очень познавательно и порой поучительно. Интересно прикоснуться к той эпохе

2013-01-15 13:37




Поділитися

Валерий Воронин.Звезда и смерть великого футболиста

 

14 січня 2013 23:12

«Заря» Ворошиловград – чемпион СССР 1972 г.

 

14 січня 2013 23:10

«Динамо» Киев – «Барселона» 3:1. ЛЧ-1993/94

 

14 січня 2013 22:14