Кино и... русские
В мае нынешнего года в кинопрокат вышла картина, английское название которой United Passions перевели как «Лига мечты». 16 миллионов евро на создание фильма выделила Международная федерация футбола, сделав себе подарок к 110-летию.
И правильно: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Помимо, собственно, юбилея, поводов принимать поздравления у ФИФА нынче не так уж и много. Куда больше претензий и обвинений самого различного толка. А марку держать – нужно. Вот и проплачен заказ на создание отнюдь не шедевральной, местами наивной ленты, в которой пунктир истории главной организации мирового футбола превращается в жирную линию жизнеописания самого прогрессивного, как нас убеждают, из ее президентов – действующего главы Зеппа Блаттера.
Впечатление от игры перевоплотившегося в футбольного начальника гениального Тима Рота не испортила даже русская «озвучка» Дмитрия Губерниева. Как, впрочем, не привлек голос телекомментатора и многомиллионную армию поклонников футбола. В российских кинотеатрах фильм посмотрели всего 29 тысяч человек, обеспечив выручку в $168 000. А ведь взаимоотношения ФИФА и России на сегодня – топовая тема. Отдав этой стране право проведения ЧМ-2018, Международная футбольная ассоциация и ее президент невольно оказались в роли заложников.
Конечно, если бы в обосновании российской заявки было четко прописано, что кандидат на организацию мундиаля собирается аннексировать часть территории чужой страны, спонсировать там сепаратизм и международный терроризм, предоставлять убежище ворам и убийцам, демонстративно нарушая нормы цивилизованного мира, то ФИФА, очевидно, пришлось бы поразмышлять над судьбой своего главного детища еще серьезнее, чем над аргументами против заявки Катара-2022. Но ничего подобного там обозначено не было, и ведомство Блаттера с радостью распахнуло объятия для щедрых «вливателей».
Теперь же, после того, как Россией грубо нарушен Устав ФИФА, виновные обязаны понести наказание. И сколь суровым оно будет – зависит не только от буквы закона, но и от тех самых упомянутых выше взаимоотношений. Исходя из последних визуальных наблюдений и аудиоданных, Йозеф Блаттер перед лицом «загадочных русских» отнюдь не выглядит начальником. Для большинства – партнером. А для тех, кто «вхож, причастен и имеет доступ», вполне возможно, что и... человеком зависимым. Зависимым от данных им гарантий, легших в основу предпочтений относительно места проведения ЧМ-2018. От денег «Газпрома» и прочих «доноров». От того, что кратко именуют коррупцией, «препарируя» выбор России с Катаром и обещая обнародовать результаты расследования уже осенью.
Об этом косвенно свидетельствует и стремление швейцарского чиновника остаться на своем посту еще на один срок, и то, как легко упоминается всуе его имя в кругу власть предержащих в российском футболе. Недавно из слов члена Исполкома РФС Сергея Степашина стало понятно – как с первым лицом мирового футбола общается, например, министр спорта России Виталий Мутко: «Он связался по телефону с Блаттером и предупредил его, что РФС больше не может ждать, так как чемпионат России стартует в ближайшие дни». Вот так – взял и предупредил (наверное, строго), что не может ждать того, пока они там, в Швейцарии, разрешат аннексировать футбольный Крым!..
Но есть у Блаттера и ФИФА и другие обязательства. Россия – весомый и значимый, но всего лишь один из членов мирового футбольного сообщества. Сообщества, хоть и позиционирующего себя вне политики, но вынужденного считаться с мнением «вышестоящих» организаций. Собственно, название United Passions – весьма прозрачный намек на United Nations, Организацию объединенных наций. Мол, ФИФА – это такая себе футбольная ООН. Кстати, в ней нет Совета безопасности, где Россия использует право вето как постоянный член. То есть путей для маневра у Международной футбольной ассоциации – куда больше. Даже в тех случаях, когда от нее требуются уже не декларативные, а конкретные санкционные шаги.
После того, как в Крыму были сыграны матчи Кубка России, в ФИФА получили обращение Федерации футбола Украины с требованием надлежащим образом оценить нарушение Российским футбольным союзом основополагающих международных документов. И – обязаны реагировать. Вплоть до приостановления членства РФС в ФИФА и, как следствие, исключения российских клубов и сборных из всех международных турниров. Естественно, проведение мирового первенства в стране-агрессоре, стране-изгое – ситуация из разряда фантасмагорических...
Сегодня наша страна ждет реакции ФИФА (а следом за ней – и УЕФА), как в свое время ждала вердикта голосования по Крыму Генеральной ассамблеи ООН. При всей его условности как действенного рычага, осуждающее решение мирового сообщества в отношении российской агрессии стало одним из блоков в фундамент построения новой Украины, укрепления демократических идеалов и уверенности в правильности и неотвратимости выбранного пути. ФИФА, самоназвавшаяся футбольной ООН, тоже неустанно декларирует свои ценности, настаивая на том, что футбол, прежде всего, должен объединять.
Что, как говорится, и требуется доказать. Невзирая на лица, на суммы и репутационные риски. Риск превратить футбольное поле в поле бесправия – куда опаснее.
13 серпня 2014 20:05