Сьогодні 19 жовтня 2024 р.

Чигринский: «В квадрат Месси заходил очень редко»

Евгений ГРЕСЬ

Рискну предположить, что популярность украинских футболистов среди скаутов ведущих европейских клубов с каждым годом растет, но дальше разговоров дело почему-то не заходит. В последний раз слова подтверждались поступками, пожалуй, еще в 2009 году, когда в испанскую «Барселону» перешел защитник донецкого «Шахтера» Дмитрий Чигринский...

– Дмитрий, спустя неделю после своего перехода в «Днепр» ты признался, что уже стал в новой команде своим. В «Барселоне» тоже так тепло встречают новичков?
– Когда ты туда попадаешь, сразу понимаешь, что это совсем другой уровень. Космос! Словами это тяжело передать. Чтобы понять, надо окунуться в ту атмосферу.

– Там есть специальный отдел, который занимается приемом новичков?
– Нет (улыбается). Хотя вопросам адаптации футболистов в «Барселоне» придают серьезное значение. Так происходит, кстати, и в «Шахтере», в который приглашают много бразильских исполнителей.

– Каковы были твои первые впечатления, кроме тех эмоций, о которых ты уже сказал?
– Там все пропитано духом профессионализма. Все и везде. В клубе, в команде, на стадионе... Сумасшедшая аура, которой, пожалуй, и можно объяснить феномен каталонского гранда. Все-таки в мире хватает примеров, когда гениальные футболисты по тем или иным причинам не могли заиграть в новых командах, а в «Барсе» почти всегда у всех все получается. Высокий процент попадания в цель.

– Ты не попал. Вспоминая о твоей карьере в «Барселоне», нужно говорить об этом или гордиться тем, что ты просто был частью этого великого клуба?
– Один год – это, конечно, не показатель, если говорить о моих амбициях. Безусловно, я безумно рад, что получил такой опыт, но горечь от того, что не смог себя там реализовать, осталась. Одно дело – причаститься к «Барсе», а другое – оставить там след. Я, к сожалению, его не оставил.

– Испанцы отдали за тебя 25 миллионов евро – огромные как для защитника деньги. Такая сумма на тебя не давила?
– Пожалуй, нет, хотя теперь об этом можно задуматься. Скорее эти деньги оказывали влияние на других. Стоило провести не самую удачную игру – и газеты сразу вспоминали, сколько за меня заплатили. Впрочем, для таких клубов, как «Барселона» или «Реал», это нормальное явление. Тому же Максвеллу, с которым мы хорошо общались, поначалу было намного проще. Кто его знает, может, за его ошибками следили не так пристально, потому что его трансфер обошелся ФК примерно в пять миллионов. Вот и не было такого ажиотажа.

– В общем, лучше бы и тебя купили за какую-то там десяточку. Не так ли?
– Изначально «Барселона», в принципе, и давала такие деньги. Все ведь началось еще зимой 2009 года, но «Шахтер» тогда выступал в Кубке УЕФА и расставаться со мной не спешил. После победы в этом турнире интерес со стороны каталонцев стал еще больше. Шли определенные торги, в Донецке серьезно готовились к Лиге чемпионов, но «Барса» настаивала на своем...

Все решилось в последние дни трансферного окна. Я не знаю, как образовалась именно такая сумма, 25 миллионов, но Хосеп Гвардиола говорил, что такие большие деньги – это инвестиция в будущее. Все-таки мне тогда было 22 года.

– В команду ты пришел, по сути, уже в разгар сезона. Может, и это сказалось?
– Сейчас можно говорить все что угодно. Конечно, когда ты проходишь с новым коллективом сборы – это одно, а когда попадаешь с корабля на бал – совсем другое. В моем случае было так: мы с «Шахтером» проиграли «Барселоне» поединок за Суперкубок УЕФА, и я отправился в Испанию. По ходу, так сказать, пьесы. Впрочем, это уже мало кого интересует.

– Говорят, в «Барсе» защитнику могут простить любую ошибку в обороне, но никогда не простят медленного начала атаки. Это правда?
– Нет, это преувеличение. Конечно, всем хорошо известно, как каталонцы строят свою игру, поэтому первый пас для представителя защиты – это основное требование. Однако я скажу так: в «Барселоне» должны быть цельные защитники во всех отношениях.

Все хорошо знают о том, что эта команда играет очень высоко, отбирает мяч сразу после его потери, и к этому тоже нужно было привыкнуть. Так что, помимо первого паса, необходимы были координация, скорость, тактическая подготовка, я уж не говорю о цепкости и надежности.

В общем, если защитника можно оценить по каким-то 10-ти качествам, то в «Барсе» ты должен соответствовать всем 10-ти. Сейчас вообще такой футбол – чем меньше у тебя слабых мест, тем лучше.

– Развивай свои сильные качества – и скрывай недостатки!
– Я не согласен с такой постановкой вопроса. Недостатки не скроешь, их нужно устранять.

– В Каталонии выбирают защитников настолько тщательно, что за пять лет почти никого и не купили. Тебе так не кажется?
– Возможно, это связано с теми самыми требованиями, о которых я уже сказал. Таких цельных игроков обороны, какие нужны «Барсе», найти очень сложно. Ты прав, за последнее время испанцы приобрели разве что одного Жереми Матье. Не было защитников – опустили назад Хавьера Маскерано, который, по сути, и стал образцом всей этой цельности.

– Твоими партнерами по обороне были Карлес Пуйоль и Жерар Пике. Это защитники без слабых мест?
– Безусловно, недостатки были и у них. Пике в то время вообще был совсем не тем игроком, которого мы видим сейчас. За пять лет он так вырос, что превратился в одного из лучших футболистов в мире.

Пуйоль? Это машина, он был настолько уверен в своем теле и в своей скорости, что вступал в потрясающие единоборства в штрафной площади, катился в такие подкаты! Не успеешь на долю секунды – все, пенальти. Но Пуйоль успевал. А вот если говорить о начале атаки, то первый пас у него, по сути, отсутствовал, он играл максимально просто, отдавал назад вратарю и ничего не выдумывал.

Впрочем, при мне там выступали и другие защитники – Рафаэль Маркес, Габи Милито, у которых тоже было очень мало слабых мест. У Маркеса вообще первый пас был невероятный, он действовал тактически грамотно. Вроде и невысокого роста, не обладал сумасшедшей скоростью, но все читал! А Ми-лито, наоборот, был цепкий, быстрый, вверху редко проигрывал. В общем, я прошел отличную школу, почерпнул для себя много полезного.

– «Барселона» просто феноменально контролирует мяч. В этом больше работы на тренировках или же таланта игроков?
– Это почерк, это школа, это традиции. На этом делается акцент каждый день, на каждой тренировке. Культура паса там на первом месте, поэтому меня удивляют некоторые наши специалисты, которые говорят, что в 20 лет они не могут научить футболиста отдавать передачу низом. А в «Барсе», получается, могут. Вот, спрашивается, зачем Хави или Иниесте отрабатывать на занятиях передачи? Но они это делают ежедневно! Гвардиола не уставал повторять: «Пас должен быть жестким, пас должен быть низом».

– Как ты относишься к разговорам, что той «Барселоне», как, впрочем, и нынешней, тренер особо не нужен?
– В корне неверная постановка вопроса. Все говорят, например, что каталонцы ни под кого не подстраиваются, им нет разницы, с кем играть, но всякий недельный тренировочный цикл проводился с учетом особенностей предстоящего соперника. Возможно, это были какие-то мелкие детали, но в футболе, как известно, мелочей не бывает. Хотя основные упражнения – с широкими точками, с прессингом, с быстрым пасом, с перемещениями – отрабатывались всегда.

– Аналитика там поставлена на высоком уровне?
– На очень высоком. Мы детально разбирали все, что можно было разобрать! В штабе Хосепа Гвардиолы этим занимался ныне, к сожалению, покойный Тито Виланова. Сильнейший специалист, такие нюансы находил! Так что, помимо собственного почерка, многое решало знание сильных и слабых сторон противника.

Заслуга Гвардиолы и его помощников в создании той «Барселоны» очень велика. Каталонцы десятилетиями действовали в подобном ключе, но мало кому из тренеров удавалось довести всю эту философию до такого бесперебойного автоматизма. Когда команда играет, доставляет удовольствие зрителям и при этом полностью уничтожает соперника.

– Ты ожидал, что наставник «Барсы» сможет создать нечто подобное в «Баварии», у которой тоже существуют свои традиции?
– Я знал, что у него получится, хотя это только на первый взгляд кажется, что все так просто. В прошлом году мне посчастливилось повстречаться с Хосепом Гвардиолой в Мюнхене, куда я приезжал на обследование. Мы пересеклись в кафе, говорили минут 20, и тренер признался, что ему было непросто поменять немецкую психологию.

«Когда я начал ставить свою игру, – сказал Пеп, – то сразу столкнулся с привычным для Германии менталитетом. Мы закончили тренировку, а игроки говорят, что это ничтожно мало, нужно еще работать, не хватает объема». Гвардиола долго убеждал футболистов «Баварии», что не надо закладывать бешеный фундамент физической подготовки, не стоит получать огромные нагрузки – просто необходимо перестроиться в тактическом смысле.

Уже в первый год его работы мюнхенцы выдали неплохой сезон, но по-настоящему командой Хосепа Гвардиолы «Бавария» стала, пожалуй, только сейчас. Раньше этот коллектив действовал приблизительно так, как «Боруссия» из Дортмунда – с большим количеством вертикальных передач и последующим прессингом, а сейчас он превратился в такой механизм, для которого позиционная игра с тотальным контролем мяча не является проблемой.

– Во вторник «Барселона» и «Бавария» проведут первый полуфинал Лиги чемпионов. Может, подскажешь, кто будет больше владеть мячом? На кого поставить в конторе?
– Тут я не помощник (улыбается). Сложный вопрос, мне самому интересно. Хотя если учесть, что у немцев много кадровых проблем, то рискну предположить, что фаворитом в контроле мяча будет «Барса».

– Как ты думаешь, как «Камп Ноу» встретит своего бывшего наставника?
– Гвардиола выиграл с» Барселоной» столько титулов, сделал такой коллектив, что его не могут там встретить плохо. Я думаю, что там и сейчас играет в какой-то степени команда этого специалиста. Так что рискну предположить, что свистеть болельщики точно не будут.

– В «Барсе» давно существует культ еще одной личности. Каким тебе запомнился Лионель Месси?
– Ничего нового я не скажу – это феноменальный игрок. Месси настолько невероятен, что это просто не укладывается в сознании. Ты бы видел, что он делает на тренировках! Порой мне кажется, что в игре Лео показывает процентов 40 от того, что умеет на самом деле.

– Ты с ним часто в квадрате пересекался?
– Конечно. Хотя в сам квадрат он заходил очень редко (улыбается).

– Говорят, что в команде у Месси такой авторитет, что ему может позавидовать даже главный тренер...
– Не буду делать никаких сравнений, но у него действительно большой вес в «Барселоне». Когда я подписывал контракт с клубом, мне сразу сказали, что многое будет зависеть от того, какие у меня сложатся отношения с Месси.

– Так, может, ты с ним на тренировках слишком жестко обходился?
– Нет (улыбается). Такого не было. Негативного отношения к себе я точно не почувствовал. Давай не будем забывать, что мой приход не вызвал в «Барселоне» огромного ажиотажа. Рискну предположить, что меня воспринимали как хорошего футболиста, но не более того. К тому же я пришел из чемпионата Украины, да еще и не в линию атаки...

– В таком случае, как в одной берлоге уживаются три таких медведя – Месси, Неймар и Луис Суарес?
– В этом и есть величие нынешней» Барсы». Впрочем, когда смотришь игру команды, чувствуется, что любой исполнитель старается угодить Месси. Но только в том случае, если это не идет в ущерб интересам коллектива. Вот в «Реале», как мне кажется, зависимость от Криштиану Роналду чересчур велика.

– Давида Вилью в «Барсе» Месси не принял. Это правда?
– Я точно не знаю, но слышал, что у них были какие-то нюансы в отношениях.

– Получается, аргентинец – слишком звездный парень?
– В том-то и дело, что нет! Просто замкнутый немного – и все.

– Почему?
– Когда к тебе столько внимания, по-другому, наверное, просто нельзя. Вокруг Лео всегда невероятный ажиотаж. Куда бы мы ни прилетали, везде слышали только одно: «Месси, Месси, Месси». Журналисты и болельщики не дают ему спокойно вздохнуть. Презентации, съемки и так далее. Даже на базе к нему такое внимание, что порой оно может мешать сконцентрироваться на работе. Вот человек и старается находить какой-то свободный угол.

Но так он ведет себя только в быту, а на поле это настоящий зверь, который не умеет проигрывать. Кремень! Его не сломить, это настоящая машина.

Месси не показывает это в какой-то агрессивной форме, не делает громких заявлений, не играет на публику, но найти еще одного человека с таким сильным характером очень тяжело. Футболист с большой буквы! Личность!

– Когда-то Андрей Шевченко летал на матчи национальной команды на своем самолете. Месси может добираться на игры отдельно от коллектива?
– Я такого не видел, не обращал внимания на его привилегии. Знаю, что в «Барселоне» был физиотерапевт, который отвечал отдельно за Лео. Он с ним и в сборную Аргентины летал, все контролировал, в том числе и питание.

– Что из бытовых вопросов тебя поразило в «Барсе» больше всего?
– Те профессиональные моменты, о которых я уже говорил. Там весьма многочисленный персонал, каждый отвечает за свой участок работы. Тренировочный процесс вроде бы и простой, но где бы ты ни был – в тренажерном зале, в бассейне и так далее – тебе везде все подсказывают. Полный контроль! Питание, прием витаминов – все это очень важно. Там все просчитано до мелочей.

– Заездов на базу, разумеется, нет.
– На домашнюю игру можно приехать за полтора часа до ее начала. Самое главное, что такое отношение футболисты ценят. Я ни разу не видел ни одного игрока «Барселоны» в каком-то сомнительном состоянии. Ни разу! Хотя практически все тренировки там проходят утром.

В общем, вообрази себе идеальную команду, идеальные отношения, идеальные условия, идеальный профессионализм – и ты получишь ту самую «Барсу»...

Газета «Команда»

5 травня 2015 12:55







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 968-го дня повномасштабної війни

 

18 жовтня 2024 19:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського на початку 967-го дня повномасштабної війни

 

17 жовтня 2024 09:31

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 965-го дня повномасштабної війни

 

15 жовтня 2024 20:04