Теле-клуб. Комментаторам и экспертам – хорошего здоровья!
Не скрою, на это искреннее пожелание в наступившем году серьезно повлияло незабываемое восклицание Владимира Маслаченко: «Судья, ты, что больной?!»
Увы, Владимир Никитович уже давно лишь в памяти остался. Разбираться, свой он для нас или чужой, можно долго. Но самобытным комментатором не последний вратарь из прошлого был точно.
Поймать свой стиль и выдать изюминку многие люди тщатся и сегодня. Нередко вслед отпущенным словесам хочется навесить: «Промолчал бы – показался б умнее…» Но в том то и дело, что в комментаторской ложе или студии молчать не принято. Хотя актуальным остается не риторический вопрос: а стоит ли некоторым персонажам вообще выходить к микрофону?
Качество репортажа уже давно стало темой для дискуссий. Стоит готовиться к данному матчу или само пойдет, в зависимости от того, как сложится игра. Такой же вопросительной остается и дилемма: приличествует комментатору перегружать эфир дополнительной информацией, сродни докладу, либо сосредоточиться на игре, где всегда найдется место своему «подвигу»?
Немаленький опыт внимания футбольным комментариям, надеюсь, позволяет мне расставлять акценты. Доводилось воочию видеть слепленных советской системой кумиров, вроде Николая Озерова. Того самого человека-легенду, который был квалифицированным игроком в теннис и народным артистом, а в каждом футбольном репортаже постоянно повторял: «Преимущество имеет та команда, которая быстрее переходит из обороны в нападение и наоборот». Схватить мэтра за язык никому бы и в голову не пришло. Как и упрекнуть в вечной преданности московскому «Спартаку».
Еще меньше пиетета вызывают у меня воспоминания о московском вояжере Георгии Саркисьянце. Несмотря на рафинированную внешность, этот сноб не скрывал брезгливости, приезжая в Украину. Но здоровье дядя Жора имел бычье. Хорошо мне знакомый здешний комментатор как-то поведал: сам не раз встречал Саркисьянца с бутылкой, которая выпивалась до матча, и провожал с такой же. Причем не коньяку, а – беленькой! И на стадионе брезгливость растворялась, а репортаж получался внятным.
НАГЛОСТЬ ГРАНИЦ НЕ ИМЕЕТ
Меньше всего хотелось, чтобы предыдущие воспоминания кто-то воспринял данью нынешнему времени, как нарочитый деготь. Да, нам дорогой ценой обходится независимость, но с этого пути мы уже не свернем. В любом случае, даже в неблизкой нам сегодня России, встречаются профессионалы комментаторского ремесла.
Для меня это Юрий Розанов. Тот самый, который успел, увы, без успеха поработать над повышением интеллектуального уровня Александра Денисова сотоварищи. Чем увенчалось, тоже знаем. Денисов, появляясь нынче в эфире «Великого футбола», смешно горбится, словно киногерой Джигарханяна. И калякает о делах скорбных с Вацко, бледным от нехороших предчувствий, и Леоненко, у которого на лице всегда одна эмоция.
…Чтобы меня, упаси Бог, не упрекнули в преклонении перед страной-агрессором, хочу пояснить выбор в пользу Розанова. Но прежде и лишь намеком в пользу еще одного Розанова – Василия Васильевича. Того самого мыслителя, который на дух не переносил советскую диктатуру и навсегда остался самым нетипичным философом для империи, исторически склонной к автократии. Самое замечательное, что и Юрий Альбертович Розанов в своем амплуа таков же.
Он не «скурвился», подобно Васе Уткину на украинском вопросе, а просто продолжил совершенствоваться в избранном поприще. Как человек порядочный, Юрий Розанов не вещает и не дает мастер-класс для молодых комментаторов. Наши уже поймавшие «звезду» мастера микрофона могли бы многое позаимствовать, хотя бы в виде цитат. «Меняется не профессия – меняется жизнь». «Журналистика становится кричащей и поверхностной». «Эфир принадлежит не комментатору, а – зрителю».
И при этом как вам такой факт: когда Розанова спросили, где его можно не только услышать, но и почитать, он скромно обронил: «Нигде. Предлагать особо не предлагают, сам навязываться не хочу». Почувствуйте разницу в варианте, когда не знаешь плакать или смеяться. Небезызвестный Кирилл Круторогов из Горловки уже успел накропать целых две книги. Так и проситься довлатовское восклицание: «О чем?!»
С одной стороны, замечательно, когда мы сами с усами и не чужим лыком шиты, но с другой – чванство и самомнение не имеют географических границ.
УДАР ОТ СВОИХ ВОРОТ
Как все поняли, дальше речь о доморощенных самородках у микрофона. Украинская школа футбольных комментаторов еще очень молода, хотя корни ее можно отыскать в служении профессии Виктора Нестеренко, Валентина Щербачева, Алексея Семененко, львовянина Юрия Кордияка, чей спокойный баритон и чудный украинский язык делали репортажи притягательными…
Нынешним комментаторам тоже следует работать над произношением и осмыслением «впихуемого» ими в эфир. Одни из бравых парней, часто злоупотребляют многократным повторением фамилии игрока, подчеркивая драматизм эпизода. Подобное замечал у Столярчука, который надсадно частит вслед действиям дриблера, например: «Буяльский! Буяльский! Буяльский…» Андрею многое прощается за достойную отповедь… российскому коллеге Губерниеву, правда, биатлон не тема этой статьи.
Только одно пожелание будет Владимиру Кобелькову. Ему, напротив, нужно в оставшееся до начала футбольных баталий время повторять: «В особі, в особі…» Дабы искоренить дурацкое ноу-хау: «Пас знайшов адресата в обличчі цього гравця». А если попрактиковаться, то можно найти стилистическую форму еще интереснее.
Сколько ни пытался, не смог особо придраться к репортажам Вадима Скичко и Александра Михайлюка. Последнему еще и респект за гуманизм в отношении вратаря «Динамо» Бущана, когда тот обеспечил в Берне опасный свободный в своей штрафной…
Но далее я буду нещадным. Абсолютно всем комментаторам следует забыть о многих штампах времен повествования Николая Озерова. Особенно меня бесит, когда злоупотребляют понятием «Вратарская – зона ответственности вратаря». Футбол сейчас такой, что голкипер уже скоро ответит за половину поля всей команды! А в собственной вратарской ему просто не дадут сыграть свои и чужие, классная «клюющая» подача соперника и много других дополнительных вводных. Доказано, например, голом Мбокани в ворота «Зирки». Нужно глубоко и ответственно разбираться в каждом эпизоде. И не шить вратарям ошибки, тем более, как в том случае Пасту, который в целом блестящей игрой уберег свою команду от разгрома.
Дальше – тоже из серии разбора на пальцах. В том же матче произошел эпизод, также взывающий к знаменитому совету Жванецкого: «Тщательнее, ребята, тщательнее…» Вратарь киевского «Динамо» Бущан (как специально, родом из Одессы!), громом небесным вылетел из ворот и срезал… Хачериди, аки колосок. По факту – плохо, а по игровому эпизоду: мяч улетел далеко за пределы штрафной, а дополнительная радость, что все живы.
Комментатор возмущается, надо было предупреждать о выходе. Вопрос: а он точно знает, что Бущан молчал?! Или расстояние было такое, что кричи – не кричи, бесполезно. В итоге даже атакующие игроки соперника поняли: под этот «состав, выходящий из депо», лучше не попадать.
«ТЫ БЫЛ В ФАВЕЛАХ?!»
Снова вспомнилось розановское: «Чтобы проявить себя, комментатору нужны раскованность и свобода. Это как на свидании с девушкой: сложно понравиться, если сыплешь домашними заготовками». Тоже верно и для тандемов, работающих непосредственно на матчах и в аналитических программах, которые балансируют на грани шоу.
В прошлом году я выделял комментаторский дуэт Романа Бебеха и Эдуарда Цихмейструка. Причем, в первую очередь, отмечал известного игрока за мягкий ненатужный юмор, который нечасто исходил от Эдуарда в эфире «Профутбола». Не знаю даже, почему. Может всему виной ураганная манера главного ведущего или раскованность другого эксперта – Калиниченко.
Макс – это отдельная история сарказма, замешанного на личном обаянии. Плутовской взгляд, оппонирование Цыганыку, иногда – принципиально твердое, что ценится. Но что особенно будоражит воображение, так это полунамеки ведущего «ПФ» про совместные с Калиниченко просмотры матчей и их обсуждения перед эфиром: «Ой, що було! Ми з Максимом мало не побилися…» В дальнейшем вижу два выхода. Или пусть этот рояль так и остается в кустах, или пусть Саша Лобода снимет баталии скрытой камерой и обнародует!
А под занавес – еще об одном впечатлении, которое прямо касается события всемирного. Нам все еще неведомо, увидим ли мы картинку матчей Кубка мира-2018 из России? Даже не сомневаюсь, что многие мои соотечественники могли бы ответить на этот вопрос прямо: лучше бы мировой форум футбола состоялся в другом месте.
Тема этой статьи все равно подразумевает уровень российских комментаторов, способных оценивать лучшие образцы футбола этим летом. Несколько раз довелось слушать комментарии к матчам и обзорам в исполнении Романа Нагучева и Артема Шмелькова. Впечатление не слишком радужное. Видимо, символично, что оба не попали в список перечисленных Розановым коллег, пытающихся найти свой стиль или показаться истинно незаурядными.
…В конце прошлого года довелось слышать дуэт во время трансляции нерядового матча – финала клубного ЧМ между «Реалом» и «Гремио». Кто забыл, напомню, соотношение ударов по воротам – 20:1 в пользу «сливочных», победа 2:0 и очередной трофей команды Зидана.
Не мудрено, что комментаторы развлекались, как могли. Уделили внимание и «Гремио», когда один из них неожиданно заявил: «Как-то я побывал в фавелах…» Во встречном вопросе коллеги по жанру я со смехом почувствовал испуг блондинки из анекдота: «Ты заходил в фавелы?!» Благо, «смельчак» успокоил: «Нет, в сами фавелы не заходил, просто был рядом…»
«Рядом» с футболом оба комментатора оказались и во время матча. Из статистики даже не смотревший игру поймет: вратарь Марсело Гроэ играл блестяще, что лениво подтверждали российские мастера микрофона. Но однажды он в их глазах опростоволосился, когда «плохо» среагировал на удар Модрича в стойку. Повтор должен был убедить, что, даже не видя момента коварного удара, именно Гроэ умудрился перевести мяч в каркас ворот.
Но не таковы наши соседи. Сказано – не готов, и точка. Лучше продолжить о фавелах, тех самых, о которых больше полувека назад впервые поведал лучший журналист ГКЧП Фесуненко.
Прибавлю и я к пожеланиям людям сложной профессии: здоровья всем вам, особенно – психического!..
10 січня 2018 20:00