Игорь Суркис: «Готов обсудить лучший вариант для сборной...»
Президент ФК «Динамо» (Киев) – о благотворительном турне и ситуации с вызовом игроков его команды в национальную сборную, о войне и эвакуации семей футболистов, а также о появлении в лагере киевлян Артема Довбика и деструктивной деятельности национальной Асоциации футбола, которая уже восемь лет ведет войну против столичного клуба.
– Игорь Михайлович, УАФ совещалась с клубами, в частности, Динамо, планируя этот сбор?
– В том-то и дело, что никто ни с кем не совещался. Они придумали этот сбор, когда мы уже наметили план действий – проводить благотворительные матчи. Сейчас все возмущены и высказывают патриотические лозунги. Но в этой ситуации нужно разобраться профессионально – что будет лучше для футболистов сборной.
Организовать благотворительные матчи Динамо для нужд Украины была инициатива Луческу. Мистер написал на мое имя письмо, чтобы мы организовали благотворительные матчи для того, чтобы показать миру все ужасы войны. Мы начали осуществлять эту идею, она шла тяжело. Спасибо министру спорта, министру культуры и министру иностранных дел, что нас поддержали, хотя им в это время не до футбола.
Поначалу мы хотели выступать одной командой, составленной из украинских футболистов Динамо и Шахтера. Мы даже говорили по этому поводу с Палкиным. Он одобрил этот вариант.
– Почему этого не произошло?
– Сначала у Шахтера была неопределенность с главным тренером. Но потом стало известно, что Де Дзерби остается и этот вопрос отпал.
– Почему Динамо не идет на уступки сборной?
– Нам же нужен результат, а не просто лозунги? Я в футболе 30 лет и понимаю, что если футболисты играют через два-три дня, то они находятся в оптимальном состоянии. А если собирать игроков за месяц и мучить их только тренировками, то они потом и в футбол не захотят играть. Это одна сторона медали.
Вторая сторона – для чего брать футболистов, которых потом не будут использовать? Мы же прекрасно понимаем, что из 12 футболистов Динамо, в основу сборной попадут максимум трое или четверо, и мы все их знаем. Многие даже в запас не попадут, когда приедут легионеры. Они даже Бурду хотели вызвать, который не играл три года.
Месяц их будут гонять на тренировках. О каких контрольных матчах сборной говорят, если национальные команды не соберутся, потому что в европейских лигах идут чемпионаты? Может, лучше было бы отправить главного тренера сборной Украины на матчи Динамо и Шахтера, чтобы он просматривал футболистов?
– Не рассматривали ли вы вариант, чтобы сборная провела остальные запланированные благотворительные матчи вместо Динамо?
– Мы не рассматривали такой вариант. Но если бы это обсуждалось по-человечески с нашим главным тренером [Луческу], то готовы были бы рассмотреть. Сборная также и вместо Шахтера может сыграть. Можно было бы провести одну-две контрольные игры, но не делать месячный сбор.
– Если Павелко вам все же позвонит и предложит, чтобы сборная Украины доиграла благотворительные матчи вместо Динамо, вы разрешите такой вариант?
– Для начала нужно, чтобы он позвонил, а не клерки писали письма. Я готов обсудить лучший вариант для сборной, чтобы она вышла на чемпионат мира.
– Вы не говорили по этому поводу с Шахтером, у них ведь тоже такая ситуация с вызовом игроков?
– Поэтому поводу ни с кем из Шахтера не говорил. Читаю истерику, которая разгорелась в прессе, того же Маркевича, например, и хочу ему сказать: пусть он сначала вернет деньги, которые заработал в России [Маркевич в 2002 году возглавлял российский Анжи]. Я в отличие от него никогда там не работал.
– Что думают футболисты Динамо по этому поводу?
– Если футболисты считают, что они лучше подготовятся к стыковым матчам на сборе в национальной команде, мы их без проблем отпустим. Они не рабы, я не могу их не отпустить. Я им ничего не запрещал. Пускай они примут решение и поступают, как считают нужным. Сегодня футболисты Динамо соберутся и выскажут свою позицию.
Дай Бог, чтобы сборная Украины прошла на чемпионат мира, и я верю, что у нее это получится. Но списать на меня неудачу ни у кого не выйдет.
– Кто должен платить игрокам зарплату во время сборов – клуб или ассоциация? Будут ли привычные гарантии на случай травм игроков?
– Во-первых, назначенная дата сбора – это не сроки ФИФА и УЕФА. Если кто-то из игроков Динамо или Шахтера получит травму, лечить их будут клубы. Когда Беседин получил на Евро серьезное повреждение и выбыл на пять месяцев, в первые пять дней из него сделали героя, а потом никто из УАФ ему даже не позвонил и не спросил о его самочувствии.
Во-вторых, зарплаты также платят клубы. В УАФ хотят, чтобы Суркис платил зарплаты, а они будут тренировать. Надо с уважением относиться друг к другу. Сейчас непростые времена для каждого. Я не мальчик, мне 63 года и не надо меня пугать, я ничего плохого для страны не сделал. Уже говорят очередь выстроилась национализировать Динамо? Я знаю, откуда ноги растут, и кто распространяет эту информацию.
– Кто?
– Это все идет от УАФ. Вы же прекрасно знаете, какие у нас отношения в последнее время. Информацию о якобы вывезенных мной 17-ти миллионах тоже распространяют они. Это все идет от Павелко и Костюченко. Я плевать хотел на эти слухи [что Динамо находится под угрозой расформирования, – прим. А.П.]. Я уверен, что война закончится нашей победой, а потом мы во всем разберемся.
– Какая их цель давления на вас – отжать Динамо?
– Я не знаю, какую они преследуют цель, но уже 8 лет эти деятели воюют с Динамо.
– Петраков вообще контактирует с Луческу?
– Я не знаю. Со мной он точно не контактирует, как и УАФ. На второй день войны мне позвонил Павелко предложил помощь по эвакуации футболистов и их семей, но в итоге ничем не помог. Шахтер его благодарит за помощь в выезде команды, но мне его не за что благодарить. Нам никто ничем не помогал, мы все делали сами.
– Как отреагируете, если после этого случая динамовцев перестанут вызывать в сборную Украины?
– Значит, будут справляться без динамовцев. Мы не отказывали, когда Шевченко вызывал на месячный сбор наших игроков перед Евро-2020. Так что не надо истерики. Футболисты 50 дней не играли в футбол, и я знаю, что через контрольные матчи и тренировки Луческу футболисты подойдут к стыковым матчах в своей лучшей форме. Бегать вокруг поля, не играя – ничего им не даст.
– Давайте немного поговорим о благотворительных матчах. Как проходит процесс сбора денег?
– Я могу предоставить контракты, которые подписывал с клубами на благотворительные матчи. Европейские клубы, для привлечения больших денег, подключают телевидение и спонсоров. Президент Польши объявил, что к концу месяца опубликует отчет о собранной сумме, потому что было множество спонсоров и нужно отчитаться.
Все собранные деньги переведут в украинское посольство в Польше. И так будет во всех странах! Еще не состоялись матчи, а меня уже начали обвинять, что я на этом деньги хочу заработать. Каким образом я могу заработать деньги, если их собирает клуб-соперник и отправляет в наше посольство? Нашим гражданам сегодня важна каждая копейка. Деньгами будет распоряжаться наше правительство, а задача Динамо – привлечь интересных соперников на матчи и заработать побольше денег для страны.
– С кем из клубов уже удалось договориться?
– Уже известно, что мы играем с Клужем, Боруссией (Дортмунд) и Динамо (Загреб). После антиукраинских высказываний президента Стяуа Бекали мы поблагодарили клуб за то, что принял нашу команду в тяжелое время, но сразу же отменили встречу. Вместо Стяуа выбрали в соперники Клуж. Многие пишут, что я дружу с Бекали, но я его в глаза не видел. У меня есть знакомые с такой фамилией, но это просто однофамильцы.
Мы ведем переговоры с Миланом о проведении благотворительного матча. Они уже согласились, но пока не могут найти окно, ведь у них идет борьба за чемпионство в Серии А. Также идут переговоры с Эвертоном и Вест Хэмом, чтобы они нашли окна для игр с нами. Я общаюсь с Ярмоленко каждые 2-3 дня, он все время давит на свое руководство. Андрей – патриот и хочет, чтобы этот матч состоялся.
– В контрактах с клубами о проведении благотворительных матчей есть условие, чтобы Динамо выступало основным составом?
– Ну естественно. Кто из болельщиков придет смотреть на юниоров? Насколько я понимаю, футболисты из U-19 тоже едут в сборную. Есть же регламент, давайте жить по правилам. Идет война, все должны идти на уступки. Мы можем отпустить игроков не 23 мая, а, например, 17 мая.
– Если футболисты Динамо все-же отправятся на сбор в апреле, как вы будете дальше проводить благотворительные матчи?
– Я не уверен, что европейские клубы, которые подписывали с нами контракты, захотят тогда с нами играть. Будем искать какой-то выход из ситуации. Клубы должны будут войти в наше положение. Руководители УАФ пусть включат холодную голову и поймут, что со стороны Динамо нет никаких подводных камней и мы не хотим вставлять палки в колеса. Я лично буду болеть за нашу сборную и переживать, чтобы она попала на чемпионат мира.
– Давайте вернемся немного назад. Расскажите в деталях о Динамо в первые дни войны?
– В 5 утра мне позвонил капитан Динамо – Сергей Сидорчук: «Игорь Михайлович, какое ваше видение дальнейшей ситуации? Я живу возле Жулян, тут идет бомбежка».
У меня дом за городом, но были такие взрывы, что аж стекла дрожали. Все наши футболисты оказались профессионалами, и никто из них не уехал в неизвестном направлении. В этот же день вся команда с семьями собралась на базе Динамо. В первую очередь, мы запаслись детским питанием, потому что с нами было очень много детей.
Первую ночь футболисты спали в подвале на базе просто на картонках. Потом я сказал им перенести из номеров матрасы, одеяла, подушки, массажные столы, чтобы создать детям хоть какой-то комфорт. С нами находился отец Вити Цыганкова, который поддерживал боевой дух команды.
В первую ночь мне позвонил в слезах Ярмоленко. Он за день до этого оправил в Украину на консультацию к врачу свою супругу с ребенком. Андрей мне сказал: «Игорь Михайлович, помогите спасти мою семью». Мы сразу же выделили его жене и сыну комнату на базе. В первую очередь, мы думали, как вывезти семьи футболистов. На базе был создан координационный штаб.
Наш пресс-атташе Алексей Семененко предложил вывезти женщин, детей и людей преклонного возраста за границу. Сам он человек невоеннообязанного возраста, но отказался покидать Украину.
Огромная благодарность Аркадию Запорожану и Мирче Луческу, которые сняли им в Румынии четырехзвездочную гостиницу. Нашими клубными автобусами мы не рисковали ехать в тот момент. Спасибо киевскому автопарку, который предоставил нам транспорт за символическую сумму.
Но мы не могли найти водителей непризывного возраста, чтобы они могли пересечь границу. Пришлось действовать таким образом. В 8 утра мы погрузили людей в автобусы, довезли их на границу с Молдовой, там они пешком перешли границу и пересели в подогнанные автобусы со стороны Румынии. Многие по-прежнему находятся там.
– Слышал, что Луческу многих беженцев размещал у себя дома.
– Не только дома, но и у своих родственников. Он проявил себя, как настоящий патриот Украины.
– Как проходила эвакуация футболистов Динамо?
– После того, как мы вывезли семьи футболистов, начали думать, что делать дальше. У нас же на базе была не только главная команда, но и U-19. У Костюка трое детей, он повез свою семью за границу. Игроки находились под руководством Гусева и тренера по физподготовке Кулебы. Также с нами был медицинский штаб. Большое спасибо братьям Шморгунам, которые проделали огромную психологическую работу.
В итоге нам удалось вывезти футболистов в безопасное место – в Дрогобычский район. Мы заселили команду Динамо и U-19 в пятизвездочном отеле поселка Сходница. Огромное спасибо руководству отеля, что приняли такое количество людей. Через пару дней футболисты начали искать возможность, где тренироваться, полей рядом не было. Ближайшее находилось в 60-ти километрах от места дислокации. Им удалось найти маленькое искусственное поле. Они его расчистили и начали там тренироваться. Параллельно ездили по району, встречались с детишками. К тому же, наши футболисты скоординировались, создали благотворительный фонд, начали помогать Украине и ВСУ.
Благодаря директору нашей школы Ищенко две группы детей находятся в Венгрии, еще две – в Польше и Чехии. Мы на 98 процентов собрали всех наших футболистов во всех категориях. Это уникально.
– Как выехали легионеры?
– Проблема легионеров перед нами остро не стояла, потому что их у нас не так много. Кендзера и Вербич на свой страх и риск выехали сами на автомобиле. Мы отработали им безопасный маршрут. Витиньо и де Пена эвакуировались вместе с бразильцами Шахтера. С ними со всеми я постоянно на связи.
– Легионеры будут готовы вернуться в Динамо после войны?
– Все легионеры Динамо вернутся в расположение клуба, как только в Украине возобновится футбол. Мы уже начали готовиться к еврокубкам, потому что предстоит тяжелый путь через квалификацию. Мы еще не знаем, какое решение примут по текущему чемпионату, и с какой стадии нам придется стартовать в еврокубках.
– Ваше мнение, реально ли доиграть чемпионат Украины и Кубок?
– Не знаю. УАФ нас не собирает, с нами никто ничего не обсуждает. Мы на связи с УПЛ, но решение все равно принимает исполком УАФ. Какое бы ни было принято решение, но мы должны понимать, когда мы стартуем. Мое мнение, что в сегодняшних условиях доиграть чемпионат нереально. Что касается чемпионства и медалей, я не хочу это обсуждать. Есть регламентные нормы, пускай принимает решение УАФ по спортивному принципу. Сегодня не стоит вопрос чемпионства – главное, чтобы закончились ужасы, которые происходят в нашей стране.
– Что будет с украинским футболом после войны?
– Я уверен, что в нашей стране будет футбол и все клубы восстановятся. Если будет развиваться страна, будет развиваться и футбол. Нужно будет восстанавливать футбольную инфраструктуру. В Десне разрушен стадион, но я уверен, что президент черниговского клуба – амбициозный парень и сохранит команду. Но для того, чтобы ее сохранить, нужно где-то тренироваться. Насколько мне известно, что-то пострадало у Полесья. Динамо от себя сделает все возможное, чтобы наш футбол восстановился и продолжил радовать болельщиков.
– У Динамо с инфраструктурой все в порядке.
– На сегодняшний день она находится в идеальном состоянии. Не исключаю, что мы предоставим поля для тренировок командам, у которых пострадала инфраструктура. У нас для этого достаточно полей.
– Что вы можете ответить хейтерам, которые говорят, что Суркисы сбежали из Украины?
– Никто никуда не сбегал. Я был в Украине, пока не вывез футболистов с их семьями. И только после этого я уехал. Мой брат вообще уезжал с осложнениями после коронавируса, документы об этом были предоставлены в Верховную Раду. То, что мы вывезли 17 миллионов, могли придумать только люди с больной фантазией. Пришлось нанять квалифицированных юристов в Венгрии, чтобы они сделали запрос в пограничную службу и уже официальный ответ мы направили в ГБР, который подтверждает, что выехали мы абсолютно законно.
Мой брат сегодня находится в Украине, он уже полностью выздоровел и был в Парламенте. Его позиция по отношению к войне такая же, как у меня. Мой брат сделал для страны больше, чем все эти сегодняшние футбольные деятели вместе взятые. Евро-2012 — полностью его заслуга. А они только умеют прикрываться патриотическими лозунгами.
Мне 63 года, и я считаю, что выехать и помогать нашей стране будет более правильно, чем просто сидеть в подвале на базе Динамо. Я и моя семья помогаем любимой Украине, но я не хочу это афишировать. Афишируют в основном те, кто ничего не делает. Если по каким-то делам я буду нужен в Украине, то сяду в машину и без проблем приеду.
– С Динамо сейчас тренируется форвард Днепра-1 Довбик. Как он приехал в клуб?
– Насколько я знаю, он лично связался с Луческу и Мистер предложил ему поддерживать форму с Динамо, чтобы подготовить его для национальной сборной. Но Довбик – не наш футболист, он принадлежит Днепру-1. С нами и Степаненко тренировался. Уверен, если была бы обратная ситуация, я бы обратился к Ринату Леонидовичу, и он не отказал.
– Динамо ведь раньше интересовалось Довбиком, нет в планах его подписать?
– Днепр-1 выставил на Довбика такой ценник, что мы им даже не интересовались. Сначала 10 миллионов, потом 15, сейчас 20. Даже за первоначальную сумму мы не были готовы купить Довбика. Тема закрыта!
– Что сейчас с вашим проблемным легионером Жерсоном?
– Жерсон Родригес до конца сезона находится в Турции, а потом будем по нему решать, также, как и по остальным легионерам.
– С Ахметовым сейчас общаетесь?
– Давно не говорили, но мы поддерживаем хорошие отношения. Мы не разговариваем с ним о бизнесе, а говорим о футболе, войне, как поддержать наших людей. Кто бы что ни говорил, Ринат Леонидович – настоящий патриот. Патриот – не тот, кто кричит лозунги, а тот, кто помогает стране. Я не хочу каждый день давать интервью и говорить, что я сделал. Мне это не нужно. Война закончится и все будет расставлено по своим местам.
– Поддерживаете ли вы исключение российских спортсменов от международных соревнований?
– Я вообще считаю, что их нужно изолировать от цивилизованного мира.
– Когда, по-вашему, закончится война?
– Я хочу, чтобы это закончилось прямо в эту минуту. Для всех война стала шоком. Никто не мог подумать, что варвары нанесут по нам удар в ХХI веке.
Хочу отдать должное действиям нашего руководства: президента [Владимира Зеленского], правительства, Министерства иностранных дел и другим. До войны никто не мог подумать, что все так сплотятся и будут вести нашу страну к победе.
Я считаю, что сегодня в Украине одна из лучших армий мира, которая борется с врагом во много раз превосходящим нас по численности, действующим манерой запугивания, разрушая мирные объекты и убивая мирных жителей. Но мы обязательно победим, надеюсь, в ближайшее время.
18 квітня 2022 19:00