Швейцарская система, однако!
За 110 лет существования ФИФА было лишь 8 президентов и легендарный Жюль Риме руководил мировым футболом 33 года. Нынешний босс мирового футбола может достигнуть показателя в 21 год.
Обманчива наша земная стезя,
Идешь то туда, то обратно,
И дважды войти в одну реку нельзя,
А в то же говно – многократно.
Игорь Губерман
Эту сентенцию «советского израильского поэта» можно применять ко всей нашей сегодняшней жизни и ко всем ее уровням: политическим, социальным, бытовым. Ныне она вспомнилась в созерцаниях выборной кампании ФИФА и отнюдь не применительно лично к ее «новоизбранному», вернее, «снова избранному» Йозефу «Зеппу» Блаттеру, швейцарцу, 10.03.1936 г. р., юристу, журналисту и футбольному функционеру. Самый беглый взгляд на историю ФИФА подскажет, что нынешняя ситуация – лишь логичное следствие природной эволюции любого организма (биологического, социального, политического, экономического), не испытывающего конкуренции.
Это – суждение самого общего характера, а прибавьте, что за 110 лет существования международной футбольной федерации было лишь 8 президентов и легендарный Жюль Риме руководил мировым футболом 33 года. Коллеги, разумеется, были «скромнее»: Жоао Авеланж – 24, англичанин Дэниэл Вулфолл – 15. Так вот и складываются авторитарные традиции и патерналистские привычки!
Нынешний босс мирового футбола может достигнуть показателя в 21 год («блэкджек»!). Здоровья и крепчайшей нервной системы ему точно хватит, а сегодня «я устал, я ухожу», похоже, никто от него не ожидает.
НЕПРИЯТНОЕ БУДУЩЕЕ БЛАТТЕРА
Продолжат ли нападки лично на него и на методы функционирования его «конторы» оппоненты из УЕФА и ФБР вместе с бывшими и действующими федеральными прокурорами США??? Да! Да! Да! И еще раз «да»! Кроме оголтелого информационно-психологического давления (СМИ, угрозы бойкота руководящих постов в ФИФА, шантаж по поводу участия в розыгрышах Кубка мира), скорее всего, начнется то, что на военном языке называется «горизонтальным» и «вертикальным» охватами. Речь о новых расследованиях по коррупции, отмыванию денег и т. д. и т. п., кроме того, изо всех сил начнут «обрабатывать» спонсоров и коммерческих партнеров – ведь именно они, а не самый безупречно организованный Кубок мира, создают фундамент финансового процветания ФИФА.
Почему продолжат? На поверхности несколько причин.
Во-первых, обидно. Все так замечательно задумали: агенты, аресты, годы кропотливой работы (на двадцать лет назад), завербованный коррупционер, – чистый Голливуд! Но почему-то большинство футбольного люда не впечатлило.
Во-вторых, англосаксы искренне борются за демократию и против коррупции по всему миру, не жалея в этом мире никого.
В-третьих, решения ФИФА по проведению чемпионатов мира в последнее время просто вопиюще неполиткорректны. Что это означает в данном случае, объяснять не будем, потому что англосаксы не нуждаются в каких-то объяснениях, – достаточно декларации или даже подозрения на эту самую недополитичность и недокорректность. Словом, ФИФА как-то не приемлет попытки европейского и американского диктатов, пусть и самых демократических. Снова обидно: мы из самых наилучших пожеланий, а вы.
Что касается финансового интереса принудить ФИФА к демократическому способу существования, то он, безусловно, присутствует. Все-таки ее бюджет позволяет жить какому-нибудь небольшому государству, но это не основное, потому как есть первое, второе и третье, названные выше.
ОБИЖЕННАЯ АНГЛИЯ
Да, чуть было не упустил. К примеру, Англия после 1966-го подала четыре заявки, и что??? Паче чаяния Блаттер доработает пятый мандат до конца, у англосаксов шансы принять следующие за 2022-м мундиали могут устремиться к ничтожно малой величине, если, конечно, швейцарец не «пожалует с барского плеча». Обстоятельства, делающие такой вариант вероятным? Новая система голосования! Последние решения принимались исполкомом ФИФА (чуть более двух десятков голосов), а сейчас -конгрессом ФИФА (209 голосов): почувствуйте разницу, – а противоречия между футболом европейским и футболом «всего остального мира» как никогда очевидны. Если, как его называют в западных СМИ, «крестный отец ФИФА-ностры» просто не захочет быть добросовестным посредником в усилиях англичан получить право на организацию чемпионата мира, то африканские и азиатские футбольные федерации с какими-нибудь примкнувшими экзотическими островами, традиционно поддерживающие действующего президента ФИФА, забаллотируют их заявку на «счет раз». То-то и бесятся англичане – от премьер-министра до журналистов криминальных хроник.
В целом же вся история «царствования» Блаттера – образчик великолепной дипломатии и умелого распределения полномочий и ответственности, ведь не зря британская «Гардиан» и назвала «его величайшим бескровным диктатором прошлого века». (Ох, крамольная мысль зародилась: наших дипломатов к нему на стажировку, а то материться в адрес президента «недружественной страны» у них выходит, а организовать встречу своего президента с вновь избранным коллегой из «дружественной страны» – нет.)
Можно ли дать беспристрастную оценку ситуации вокруг ФИФА и его руководителя? Если не ограничиться банальным философствованием о том, что в борьбе за власть все средства хороши и святых там не водится, то следует признать, что лично Блаттер в получении взяток и «незаконных преимуществ» не уличен и даже не обвиняется. Это первое. Второе – сам Блаттер наличие коррупционеров не отрицает, всячески их клеймит, подчеркивая, что их меньшинство и он как руководитель не может «везде надзирать за всеми». Антиблаттеровский фронт вздыхает: «Он знает, что его не взять, потому что никогда не брал, но он знает, кто брал».
МАНЬЯК ВЛАСТИ
Чтобы лучше понять ситуацию и самого Блаттера, в первую очередь в личностном плане, обратимся к интервью французской «Монд» Гвидо Тоньони, немало поработавшего в ФИФА (1984-1995, потом в 2001-2003), в том числе личным советником Блаттера.
– Как вы относитесь к решению президента Блаттера в 79 лет бороться за пятый мандат?
– Блаттер убежден, что он лучший. Перед ним малоизвестный соперник (принц Али бин Аль-Хусейн. – Ред.) без идей и без программы. Победить Блаттера невозможно. Невозможно сместить президента, выдвинувшего свою кандидатуру на переизбрание. Единственная возможность была бы в том, чтобы ограничить количество мандатов и избежать таких формальных сражений. Президент ФИФА избирался бы на восемь лет и более не был бы «римским папой». Но изменить устав ФИФА невозможно, потому что нужно 75% голосов. И если в ФИФА 85% «малых и средних» федераций, то легко догадаться – сами себя они уничтожать не будут.
– Почему «малые» федерации поддерживают Блаттера?
– С того момента, как Блаттер руководит ФИФА, он повторяет «малым» федерациям и видит в этом свою миссию: «Я единственный, кто защитит вас от устремлений УЕФА заправлять в ФИФА». УЕФА сохраняет за собой статус самой мощной конфедерации, но политически противостоять Блаттеру не может. Все, что происходило при Леннарте Йоханссоне (президент УЕФА 1990-2007. – А. О.), повторяется и при Мишеле Платини. Но УЕФА увлечен своими турнирами, своими финансовыми достижениями, у него нет стремления заправлять в ФИФА. А Блаттер ответственен за негативный имидж ФИФА. Руководители голландской и английской федераций (ван Прааг и Грег Дайк) правы, когда говорят об этом. Проблема УЕФА в том, что он не хочет больше видеть Блаттера, УЕФА хочет кого-нибудь другого, но не обладает политическими средствами, чтобы его свергнуть.
– УЕФА, тем не менее, выставил кандидатуру против Блаттера...
– У УЕФА нет амбиций мирового господства, он довольствуется продуктом «Лига чемпионов» и своими доходами от маркетинга. УЕФА не един. Платини сказал, что он не поддерживает Блаттера, но лишь 30-35 европейских федераций прислушались к его мнению. (Можно отметить, что даже родная ФФФ проголосовала за Блаттера. – А. О.) Платини знал, что проиграет, если выставит свою кандидатуру. Цель УЕФА в том, чтобы Блаттер не был переизбран под бурные овации. Главный вопрос не в том, чтобы знать, что выиграет Блаттер, но как он накажет УЕФА и Платини после конгресса. Он уже замечал, что КОНКАКАФ заслуживает большего представительства на Кубке мира и заручился поддержкой тамошних федераций. Блаттер может легко и «элегантно» наказать УЕФА, лишив его одного места на мундиале.
– Программы развития, реализуемые ФИФА, тоже позволяют ему удерживаться при власти?
– Блаттер прикипел к власти в футболе. Это страсть. Он манипулирует всем. Его цель – удержаться у власти. Быть президентом ФИФА означает активно жить целых четыре года. Это раздавать подарки и деньги, благоволить к друзьям, наказывать ослушавшихся. Следует не доверять тому, что ФИФА демократична. Монсеррат на Антилах и его 5 тысяч жителей политически весит столько же, сколько и Франция; Сан-Марино – столько же, сколько Италия; Лихтенштейн – столько же, сколько Германия; Гонконг – столько же, сколько Китай. Это смешно!
Каждый президент ФИФА представляет свою программу развития. Это средство сохранить свое место. ФИФА обязана предлагать программы развития. Нет децентрализации, поэтому именно президент этим пользуется. Надо смотреть на эти программы издалека и с цинизмом. Блаттер продвигает «универсализм», а африканцы, прежде всего, хотят cash. Имидж ФИФА не имеет значения. Мундиаль-2010 смог пройти в Южной Африке? Это подарок от Блаттера. Только 10 мировых экономик могут осилить Кубок мира. Малые же федерации могут участвовать в квалификационных турнирах, получая за это деньги. Им не на что жаловаться, здесь их финансовые интересы. Минимум 20 федераций не могли бы без этого участвовать в отборе. Можете себе представить – Андорра или Гибралтар способствуют развитию футбола!
– Этот разрыв между Европой и остальным миром продолжится?
– По-моему, у Платини нет амбиций бороться, чтобы стать президентом ФИФА. Он доволен, будучи главой УЕФА – конфедерации, доминирующей в плане футбола и коммерции. Он видит свой предел. Азиату или арабу стать президентом ФИФА легче, чем европейцу.
А разрыв продолжится. Часть других конфедераций не любят УЕФА. Блаттер и его бразильский предшественник Авеланж всегда создавали впечатление, что они защищают весь остальной мир от аппетитов УЕФА.
– ФИФА – коррумпированная организация?
– Уже сорок лет, с момента утверждения Авеланжа, в ФИФА культивируют коррупцию. Блаттер ее не инициировал, но он всегда мирился с коррупцией. Это средство оставаться при власти. Авеланж был коррумпирован. Блаттер холил Уорнера, Тейшейру, Блейзера, Хайяту (вице-президенты ФИФА, руководители национальных федераций. – А. О.). Он не вмешивался в коррупционные дела.
Когда продают телевизионные права за 1 доллар, это – коррупция. Коррупция это не только принимать деньги в конверте. У коррупции много личин. Когда Блаттер говорит о нулевой терпимости, то поневоле задаешься вопросом – сколько президентов национальных федераций имели бы право голоса, если бы уважали эти принципы? Думаете, что итальянская федерация будет жаловаться на коррупцию?! Девяноста процентам федераций плевать на общественное мнение относительно ФИФА. В Африке, Азии, Восточной Европе они не имеют никакого резона жаловаться на коррупцию. Они и молчат.
В случае с Катаром Бин Хаммам просто использовал «правила» ФИФА в самой экстремальной манере. Он сделал то, что все делают. Как Япония и Южная Корея получили мундиаль в 2002-м? А Германия в 2006-м? Вы думаете, что там все святые были? Одновременное определение организаторов двух следующих Кубков мира было всего лишь глупой ошибкой.
– Чего вы ждете от предстоящего конгресса ФИФА?
– Конгресс ФИФА это собрание секты со своим ритуалом, со своей музыкой, с лидером, защищающим имидж ФИФА. Конгресс – вотчина Блаттера. Он гениальный председательствующий. Он манипулирует конгрессом как хочет. Группы арабская, африканская и азиатская, также страны Восточной Европы его поддержат. Правда в том, что во время конгрессов особо не знают, чем занять делегатов от федераций в течение двух дней.
ФИФА в некотором роде является мафией. И проблемы решаются «в семье». Но надо сказать, что людей не убивают, нет организованной преступности, нет наркотрафика. ФИФА под пристальным вниманием ФБР, но оно далеко, дальше, чем Гарсия (автор расследования по России и Катару. – А. О.). Блаттер всегда выигрывает во времени. Сколько комиссий он учредил? Доклад Гарсии, который ничего не понимал в футболе, забудется. Ганс-Йоахим Эккерт, председатель судебной палаты комитета ФИФА по этике, похоронил дело и в своих выводах хвалил Блаттера. Это смешно...
– Оставит ли когда-нибудь Блаттер свое кресло?
– Блаттер и желает, и может оставаться при власти до самой смерти. Он не говорит, что это его последний мандат. В любом случае, уже никто ему больше не поверит. Все это типа «почетный президент» для него недостаточно. Власть приносит ему радость. Он любит почести, знаки уважения от глав государств, Папы Римского, к которому он может явиться с визитом. Он обладает положением ответственного лица, и не так, чтобы эта ответственность была бы огромной или тяжелой, и у него сундуки с деньгами.
Не знаю, есть ли у него секретные счета. Деньги прибывают и прибывают, проблем нет. Блаттер стал страдать манией величия, он чувствует себя ответственным за доходы. Растущие цены на телеправа – вот божество ФИФА!
Вокруг одни друзья. У Блаттера нет стати и авторитета своего предшественника. Все дрожали перед Авеланжем. Блаттер не такой. Блаттер раздает деньги, он использовал в качестве инструмента Платини, когда тот допустил ошибку, признавшись, что голосовал за Катар, он использовал Бин Хаммама, Авеланжа, всех! И если он до сих пор способен ясно выражать свои мысли, Блаттер может остаться президентом еще восемь лет. Он оставит ФИФА солидным финансово и экономически. Он содействовал глобализации футбола. Он неприступен и может приносить ФИФА деньги. И у него есть желание провести мундиаль-2026 в Китае. (После Конгресса ФИФА Блаттер четко заявил – не может одна Конфедерация принимать два чемпионата мира подряд, так что Китай отпадает. Согласно уставу, там прописано. – Ред.)
– Эта система увековечится после окончания правления Блаттера?
– Система после Блаттера упрочится. Именно поэтому надо ограничивать число мандатов. ФИФА была хорошей идеей, которую извратили. Ее престиж упал.
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СИЛЕН ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЧНОСТИ
Такова точка зрения футбольного «евроцентриста».
Справедливо было бы поделиться тем, что думают о Блаттере и не только о нем представители «малых» федераций. Несколькими громкими заявлениями на полях Конгресса ФИФА, в том числе критикой «диктата богатых европейских федераций», отметился председатель конголезской федерации Констан Омари.
О программах развития: «...способствовали развитию 3/4 из 209 федераций, ассоциаций, называемых малыми и средними, которые смогли развить свою организационную структуру, получить помещения, восстановить стадионы».
О Блаттере: «…выразитель чаяний тех, у кого нет голоса. Ему удалось добиться всеобщего согласия. Благодаря его личному вкладу удалось установить равенство. Его прекрасная работа часто просто не замечается. У него невероятная память, он знает по имени президентов 209 федераций и лично общается с ними».
Кроме всего, досталось Германии и Платини:
«Германия для того, чтобы получить право на проведение Кубка мира, купила голос Океании, незаконно, и об этом не говорят. Когда речь о Германии, об этом говорить не нужно».
«Я Платини сказал как мужик мужику, что я не согласен с ним. В рамках ФИФА принцип ясный, одна федерация означает один голос, называетесь ли вы французской федерацией футбола или нет. Нельзя говорить с таким презрением».
Ну и в завершение как апофеоз культа личности, как крик души от Озириса Гусмана, президента федерации футбола Доминиканской республики на конгрессе КОНКАКАФ: «Иисус Христос, Мандела, Черчилль, Моисей, Линкольн, Лютер Кинг, Йозеф Блаттер. Вы видите различия в этих именах?» Забавно? Что-то напоминает? Ну и что.
А СЫНОК ВЗЯЛ И ЗАРАБОТАЛ!
За сутки до голосования, в самый разгар информационного скандала, букмекеры принимали ставки на победу Блаттера на уровне, кажется, 1,2, иорданского принца – 6,0. То есть у Блаттера не было никаких причин переносить голосование, уходить в отставку, прислушиваясь к просьбам «друга Платини» и уступая требованиям британского премьер министра Кэмерона! Об этом говорили все те же СМИ, что живописали непрозрачность, коррумпированность, финансовые махинации и прочие тайны ФИФА. Итогом же трезвой и беспристрастной оценки причин неминуемой победы Блаттера можно назвать такие факторы:
– он умеет защищаться;
– он пережил и более тяжелые скандалы;
– он пользуется огромной поддержкой в рамках ФИФА;
– достойного соперника ему не нашлось.
Что ж, случилось то, что не могло не случиться, и в этом есть некая ирония судьбы, если верить некоторым журналистам, утверждающим, что когда-то отец Блаттера, бегающего нападающим «по любителям», обронил: «Не заработаешь ты, сынок, на жизнь футболом».
«Сынок» сделал футбол смыслом своей жизни, ему уж и не важно, сколько он получает за свою работу. Он живет футболом и для футбола так, как он это понимает.
Один из его коллег не без иронии заметил: «Боюсь, он плохо кончит без ежедневной дозы власти. Я не вижу его возвратившимся в родной Вьеж, сидящим в одиночестве с маленьким стаканом белого вина, без единого человека вокруг».
Алекс ОД, журнал «Футбол»
2 червня 2015 16:52