Варга: «В «Днепре» получают удовольствие от игры»
Известный футбольный агент Шандор Варга рассказал, чем «Зенит» отличается от европейских топ-клубов и отчего у Унаи Эмери не получилось в «Спартаке».
– Вы были в Неаполе на матче «Днепра»...
– Да! Такие эмоции, что до сих пор не могу отойти. Атмосфера на стадионе просто непередаваемая, как будто в 1990-й вернулся. Вспомнил, как тут же смотрел полуфинальную игру ЧМ между Аргентиной и Италией. Все местные газеты в день матча вышли с заголовком «Прости, Марадона. Форца, Италия!» 25 лет прошло, а дух аргентинца все еще тут, болельщики машут флагами с его портретом…
Я узнавал: от продажи билетов на матч с «Днепром» клуб выручил 1,3 миллиона евро! В России подобное возможно? Это в Неаполе еще стадион на реконструкции, а так бы больше народу пришло. Я сидел в ложе, так туда человек 50 без билетов пустили. Что вы хотите – Италия! Какая-то дама в вечернем платье пришла и села в проходе. Я вскочил: «Сядьте на мое место, пожалуйста, я не могу на это смотреть!»
– Сколько ваших клиентов играют за «Днепр»?
– В основе двое: капитан Руслан Ротань и Валера Федорчук. Также веду дела Андрея Гусина-младшего, который пока играет в молодежке. После трагической смерти Гусина-старшего стараюсь быть ему отцом. Хочу, чтобы он добился не меньших успехов, чем папа.
– А Коноплянку не вы ведете?
– Нет, его дела ведет отец. С Коноплянкой странная ситуация. Переживаю, что он просто пересидит в «Днепре». Парень мог бы заиграть в Европе. За ним следят порядка 10 клубов и регулярно выходят с предложениями. Но все время что-то срывается. Хотя в контракте у него прописана минимальная сумма отступных – 15 миллионов евро. Для топ-клубов мирового футбола не самые большие деньги.
ТРЕНЕР – 20 ПРОЦЕНТОВ ОТ УСПЕХА КОМАНДЫ…
– Во сколько раз бюджет «Днепра» уступает бюджету «Зенита»?
– В Европе вообще не так много клубов, которые могли бы потягаться с бюджетом «Зенита». Думаю, у «Днепра» бюджет раз в пять меньше.
– При этом «Зенит» вылетел из Лиги Европы, а «Днепр» – в шаге от финала. Где тут логика?
– Это одна из тех сказок, которые мы так любим в футболе. Вспомните 2003-й. «Монако» – на грани банкротства, зарплаты копеечные. «Реал» отдал им в аренду Морьентеса, и сам платил игроку зарплату в 1,5 миллиона, потому что «Монако» не мог ее потянуть. И Морьентес забил гол Мадриду и выбил их из Лиги чемпионов. В финале того сезона играли два самых бедных клуба Лиги: «Порту» и «Монако». Это то, что я называю человеческим фактором. Да, у «Днепра» куча проблем, есть трудности с финансами. Это вообще чудо, что клубы на Украине еще существуют. Но вопреки всему парни получают удовольствие от игры в футбол. Обстановка в команде, личность тренера и игроков – этого не купишь за деньги.
– Как и везение.
– Надо признать, что уровень игры «Наполи» был намного выше. Это команда уровня Лиги чемпионов, лучшие в четверке. Играют в прекрасный футбол.
– «Севилья» тоже впечатляет. У вас есть объяснение, почему у Эмери не получилось в России?
– Просто в «Севилье» все сложилось, он смог себя проявить. А в «Спартаке» – нет.
– Поясните.
– Возьмем Гвардьолу. В первый же год работы в «Барселоне» Пеп взял все возможные титулы. Тренер без всякого опыта выиграл чемпионат, Кубок и Лигу чемпионов! Некоторое время спустя пересеклись с ним на тренерских курсах УЕФА. Там собрались все заслуженные тренеры: Моуринью, Фергюсон, Венгер, Улье. В какой-то момент начали обсуждать успех Гвардьолы. Смотрю: Пеп краснеет, чуть под стол не залез. «Мне неловко! – говорит. – Да я вообще не разбираюсь!»
Сейчас Гвардьола попытался научить «Баварию» играть в пас. В принципе, полчаса они с «Барсой» были на равных, а моментами даже лучше. Но когда против твоей команды выходят Месси и еще четыре игрока экстра-класса, ты просто бессилен. Ничего не можешь сделать. Так что роль тренера несколько переоценена.
– Президент «Спартака» Леонид Федун считает, что тренер – это лишь 10 процентов от общего успеха.
– У меня другая теория. Роль игроков в успехе команды – 40 процентов, роль менеджмента – еще 40 процентов, а роль тренера – это лишь оставшиеся 20 процентов. Хотя все равно тренер – это важная составляющая, которая может сыграть решающую роль. Но это всего лишь 20 процентов от общего успеха команды.
– И Фергюсон, выходит, всего лишь 20 процентов от успеха «МЮ»?
– Да любой тренер в мире! И сам Алекс, кстати говоря, согласился с моей теорией. Мы разговаривали на эту тему. Он сказал, что роль тренера в успехе команды и того меньше.
… А ВИЛЛАШ-БОАШ – 18%
– По какой причине у «Зенита» ничего не получается в еврокубках?
– Давайте рассмотрим нынешний «Зенит» по упомянутой мной формуле «40-40-20». Качество игроков? Вполне себе тянут на 40. Тренер… Я дружу с Дэниэлом Леви (президент «Тоттенхэма». – Прим. «СЭ»), и он не раз жаловался мне на Виллаш-Боаша. Мол, португалец страшно конфликтный. То с игроками ругается, то с судьями. Насколько знаю, он уже и в «Зените» успел себя проявить: и игроки на него обижались, и судьи, и журналисты. Все время конфликты. Хороший тренер должен сглаживать конфликты, а не устраивать их. При Спаллетти мне «Зенит» больше нравился. И при Адвокате тоже. Сейчас команда играет ниже своих возможностей. Так что на 20 процентов Виллаш-Боаш не тянет, я бы ему дал 18.
Но все еще остаются 40 процентов, за которые отвечает менеджмент. И если успеха у команды нет, стало быть, главная проблема «Зенита» кроется именно в этой части.
– Что именно вы подразумеваете под менеджментом?
– К примеру, порядок в клубе и способность руководителя создать здоровую, рабочую атмосферу. В чемпионском «Милане» за эту самую атмосферу отвечала связка Берлускони-Галлиани. В «Арсенале» главные успехи пришлись на период, когда в клубе работал Дэвид Дин. Он ушел – и что-то нарушилось в работе. Хотя Венгер отличный тренер и у него всегда хорошие игроки. Еще один пример: тандем Ахметова и Луческу в «Шахтере». Общаясь с футболистами, Ахметов держит себя непринужденно. Каждого игрока лично поздравляет с пополнением в семье и так далее. Понимаете, о чем я?
– Почти.
– Игрокам недостаточно, что им дают 10-миллионную зарплату. Эти деньги еще с улыбкой надо дать. И когда они чувствуют, что руководитель клуба общается с ними на равных, что они все вместе делают общее дело – это влияет на игру и результаты. Я одному клубному владельцу пытался донести эту мысль, он послушал – и продолжил делать по-своему. Говорит: «Я же им плачу деньги! Пусть идут и бьют по мячу». Футболисты не должны чувствовать себя рабами. Ты можешь заплатить игрокам меньше, но приди в раздевалку и скажи: «Ребята, я вас люблю! Я очень вами доволен!» Если в клубе финансовые проблемы, приди и объясни, почему ты вынужден платить им поменьше.
В делах команды всегда должен участвовать кто-то из высшего руководства. Близость к команде владельца, руководства, менеджеров реально дает 40 процентов успеха. В успешных клубах, прежде чем уволить тренера или взять нового, руководители обсуждают ситуацию с ведущими игроками. Им важно знать мнение команды.
ХАЛК – ХОРОШИЙ ИГРОК, НО ВРЯД ЛИ НУЖЕН ТОП-КЛУБАМ
– Вы можете назвать футболистов российской Премьер-лиги, которых европейские топ-клубы забрали бы хоть сейчас?
– Нет таких.
– А Халк?
– Вот чтобы топ-клуб и сейчас, не раздумывая? Нет. Он хороший игрок, но вряд ли нужен топ-клубам.
– В ноябре вы сказали, что Арсен Венгер интересовался у вас Кокориным.
– С тех пор несколько раз встречался с Венгером. Больше о Кокорине Арсен не спрашивает и не вспоминает.
– Похоже, сглазили вы парня – всего два гола за полгода.
– Вы должны понимать, что «Арсенал» ведет одновременно 150 игроков. Если в их числе есть Кокорин, это вовсе не значит, что игрока готовы мгновенно приобрести. Всем известно, что особый трепет Венгер испытывает перед молодыми игроками. Уилшер у него в 16 лет дебютировал, Фабрегас – в 17. Когда Сеску было 21, Арсен говорил про него: «Это мой ветеран». На днях я порекомендовал Арсену одного парнишку – 15-летнего боснийца. Через 10 минут после этого мне звонит глава селекционного отдела «Арсенала» и говорит: «Ты не поверишь, Шандор, но мы этого игрока на прошлой неделе на той же игре приметили, что и ты».
– То есть, в Боснии есть таланты, а в России – нет?
– Я давно у вас не был, но уверен, что таланты есть. Просто надо этому вопросу чуть больше внимания уделить. Русские ребята так же любят играть в футбол, и у вас так же есть звездочки. Их нужно находить и работать с ними. Топ-клубы должны понимать, что это важно. Вы только представьте: в селекционном отделе «Арсенала» работают 20 человек. Плюс еще 80 скаутов по всему миру, которые трудятся вне штата. Всем им надо платить зарплату, и на это уходят реально большие деньги. А что делать скаутам и детским тренерам, если они получают мало? Они просто будут брать с родителей детишек: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок попал в школу «Спартака»? Надо заплатить». Вот тогда и начинается кошмар.
14 травня 2015 07:10