Hawk-Eye бросает взор на футбол
На прошедшем финале Лиги Европы в Базеле и на предстоящем финале Лиги чемпионов в Милане выходит в большой европейский свет система Hawk-Eye.
С ее помощью в спорных случаях возможно точно определить – было или не было взятия ворот. Это первые подобные опыты в турнирах под эгидой УЕФА. Планируется, что система будет использована в следующей Лиге чемпионов, начиная с раунда плей-офф.
«Техника чудес, воплощенье грез, можно смотреть с улыбкой, а можно всерьез», – пела группа «Мираж» в песне «Видео» на рубеже 1980-1990-х годов. Тогда, в эпилоге коммунистического эксперимента мы, оторванные от западной цивилизации, только постигали казавшийся нам волшебным мир видеофильмов. Теперь «техника чудес и воплощенье грез» пришли и в футбол. А сколько же талантливых команд пострадало в свое время из-за медленной поступи технического прогресса в этой сфере!
Да, путь точных определителей голов в самую популярную спортивную игру был весьма тернист. Hawk-Eye («ястребиный глаз») – программно-аппаратный комплекс, моделирующий траекторию игрового снаряда. Система была разработана компанией Roke Manor Research Limited (автор – доктор Пол Хоукинс) и была протестирована в реальных соревновательных условиях (крикет) в 2001 году.
Сфера ее применения – не только судейство соревнований, но и сбор статистики и визуализация игрового процесса, подспорье в тренировочном процессе. Наиболее широкое распространение Hawk-Eye получила в теннисе и крикете. Как средство визуализации игрового процесса применяется даже в снукере. Продолжение следует? Увы, высокая стоимость и сложность в эксплуатации ограничивает применение Hawk-Eye только крупнейшими соревнованиями.
Что же представляет собой это чудо техники? Программно-аппаратный комплекс состоит из нескольких видеокамер, передающих поток видеоданных компьютеру для обработки. Для крикета используется шесть камер, для тенниса – десять. Скоростные видеокамеры (106 кадров/с, по данным разработчика) укреплены так, чтобы с определенных углов захватывать игровое пространство. Обработка потока видеоданных включает несколько этапов. Изначально в систему заложены правила игры, и при калибровке строится модель игрового пространства. Программное обеспечение позволяет организовать распознавание образа мяча.
В футболе область применения Hawk-Eye – определение факта пересечения мячом линии ворот. ФИФА в течение долгого времени не одобряла автоматизацию процесса судейства, но развитие технологий и постоянно возникающие бурные споры вокруг контраверсионных эпизодов привели к пересмотру прежней позиции. Последней каплей, полагают, стал нелегитимный, по мнению судейской бригады, гол Марко Девича в ворота англичан на Euro-2012.
И, как результат: после длительных дискуссий в 2012 году ИФАБ (Международный совет правил игры) одобрил внедрение системы автоматического определения голов. 2 июня 2012 года эту систему тестировали во время товарищеского матча на «Уэмбли» между сборными Англии и Бельгии. Эх, почему же ее все-таки не использовали чуть позже, во время домашнего для Украины Euro! Ведь так мы могли бы рассчитывать, по крайней мере, на полноценный гол Марко Девича в ворота родоначальников великой игры.
В свое время было проведено тестирование девяти конкурирующих систем. Требования футбольных боссов к определителю голов: система должна быть стопроцентно точной; система должна оповестить арбитра о взятии ворот в течение секунды; система должна работать при любых погодных условиях и при любом освещении (как дневном, так и искусственном).
Среди тестируемых – Hawk-Eye, GoalRef, GoalControl. 11 апреля 2013 года было принято историческое решения о внедрении Hawk-Eye на матчах английской премьер-лиги с сезона-2013/14. А 17 августа 2013 года на стадионе «Энфилд Роуд» в Ливерпуле на матче «Ливерпуля» и «Сток Сити» Hawk-Eye прошла официальное боевое крещение в ведущем национальном европейском чемпионате. Система использует семь камер для точного определения, был гол или нет. Первым подтвержденным Hawk-Eye взятием ворот в английской премьер-лиге стал гол «горожанина» Эдина Джеко 18 января 2014 года во время матча «Манчестер Сити» – «Кардифф Сити».
Со временем компания Hawk-Eye Innovations LTD отделилась от Roke Manor Research Limited. А с 2006 года она принадлежит ирландскому бизнесмену, уроженцу Оксфордшира Марку Харрису Гетти. С марта 2011-го Hawk-Eye Innovations перешла в собственность корпорации Sony.
GoalRef исповедует иной технологический принцип и требует установки в футбольный мяч микрочипа. При этом в площади ворот создается магнитное поле, и любое его изменение за линией ворот дает мгновенный сигнал арбитру: гол. Однако эта система более громоздка и не дает визуального представления ситуации. Примечательно, что изначально она была разработана для гандбола.
Система GoalControl-4D разработана немецкой фирмой GoalControl (штаб-квартира располагается в городке Вюрзелен вблизи Аахена, компанию возглавляет Дирк Бройхгаузен). Эта компания молода (всего-то четыре года от роду), но очень амбициозна. GoalControl-4D является первой системой автоматического определения голов, использованной на чемпионатах мира по футболу.
Система основана на применении высокоскоростных камер, без использования чипов в мячах и тому подобных устройств. Состоит из 14 камер (по семь приходится на каждые ворота), все время направленных на мяч. Они передают информацию на компьютер, а тот, обработав ее, посылает на хронометр арбитра матча сигнал о пересечении мячом линии ворот. Система была установлена на всех стадионах мундиаля-2014 и впервые повлияла на решение судьи в спорном эпизоде со вторым голом в матче Франция – Гондурас.
Перечисленные системы – недешевое удовольствие. Так, оборудование немецких стадионов системой GoalControl-4D выливается для клубов в кругленькую сумму свыше 200 тысяч евро. Говорить после этого о перспективах их внедрения в наших широтах или не стоит? И сколько у нас еще будет сломано копий о «компьютерные голы»!
25 травня 2016 12:52