«9,5» Мишеля Платини
«Я девять с половиной! ... Моя позиция на поле всегда вызывала споры, кто-то за, кто-то против. Я забивал голы, я отдавал пасы, ах, как же я был гениален».
Именно так (и с лукавой улыбкой!!!) действующий босс европейского футбола отвечал этим летом на вопрос издания «So Foot» о своём игровом амплуа. Но это – дела уже обросших мифами времён, а для любителей футбола важнее другая позиция Платини – руководителя и должностного лица, определяющего направление развития футбола, притом не только европейского. Разговор может быть довольно долгим и имеющим смысл при подведении итогов, сейчас же короткие реплики на старте очередного большого европейского сезона. Прошлый закрыт: лучший игрок назван, обладатель Суперкубка определён.
Теперь о самом президенте
Пребывание Мишеля Платини во главе УЕФА определённо запомнится: либо оздоровлением европейского футбола с применением курса, пусть не хирургии, но интенсивной терапии, и грандиозным личным успехом, – либо грандиозным личным провалом с последующим хирургическим и безжалостным отсечением всех некрозных тканей и органов континентального футбола. Это тоже, в конце концов, приведёт к его оздоровлению. Игра не может умереть, она – бессмертна.
А ещё месьё Платини привнёс в работу европейского футбольного Союза некоторую галльскую лёгкость, парадоксальность и элегантность, и это без малейших видимых поступок провозглашённым принципам и целям. И вот в таком «экстатическом слиянии» твёрдости убеждений и лёгкости суждений появляются некоторые словесные и смысловые «шедевры». Хотя бы эти два: «Лига чемпионов это не «футбол как бизнес». «Это проблемы не судейства, но судей... если он не видит нарушения в двух метрах от себя, то пусть пойдет и проверит зрение».
И пусть не кажется, что эти фразы вырваны из контекста: со многими «но» и прочими противительными союзами они выражают принципиальную позицию нынешнего президента УЕФА по проблеме оздоровления футбольных финансов и внедрения технических средств в судейскую практику.
Кстати, это отрывки из совсем свежего (28 августа) и довольно обширного интервью «L'Equipe», в котором Платини опять высказался по основным злободневным темам: президентство ФИФА, финансовый фэйр-плей (ФФП), судейство. Признаться, почти ничего нового, лишь некоторые обещания, что новости будут.
О тихом ропоте верхушки французского футбола по поводу опасности ФФП для национальных клубов
«Монако» не беспокоит нас, потому как он не в еврокубках. Всё зависит от французской лиги, которая в течение пяти лет продвигает ФФП, да так и не продвинула... Её президент говорит, что это благодаря ему Европа получила ФФП, но он не соблюдает его... Короче говоря, играют, в то, что я говорю, но не делают того, что делаю я...
О готовности карать «великих», невзирая на титулы и заслуги
Мы здесь не для того, чтобы убивать клубы, но для того, чтобы помочь им спастись. Мы должны окончательно определиться... УЕФА хватит мужества наказать... никаких поблажек не будет.
О нынешних трансферах и о них же вообще
Для меня не проблема, если клуб-покупатель имеет средства, чтобы заплатить. Если бы «Реал» покупал трёх игроков по 30 млн. евро, никто бы ничего и не сказал. Сейчас есть ещё повод для дебатов: стоит ли Бэйл 100 миллионов... Плохой имидж футбола? Именно для этого мы стараемся установить правила. Сегодня те, кто платит, хотят этого, а те, кому платят, – не хотят. Это нормально... Правила, которые мы предложили четыре года назад, будут применяться с мая 2014-го.
Надо поразмыслить. В том числе и о зимнем меркато: за четыре месяца до окончания сезона игроки перемещаются! Есть в этом что-то нездоровое. Мы вернулись на пятьдесят лет назад. Игроки иногда не принадлежат клубам, но – финансовым компаниям или кому-то лично. Сегодня футболист стал парнем, которого надо продать. Потому что за этим стоят комиссионные. Футболист стал товаром, и это мне не нравится совершенно.
Будет ли он преемником Блаттера
Люди борются за то, чтобы занять это место президента ФИФА, но ко мне это не относится. Место ради места меня не интересует. Я Мишель Платини, я трижды обладатель «Золотого мяча», я был лучшим в мире игроком. Номером один в мире, и я им был в футболе, а не в кабинетах! Я должен решить для себя, что это моё предназначение, что это хорошо для футбола.
Вот я и думаю, хорошо это или нехорошо. Я должен решить для себя, как когда-то решал по выборам президента УЕФА, – есть ли у меня желание идти в ФИФА, это ведь совсем другой мир... Я должен решить для себя, что такова моя участь... Он (Блаттер) сказал, что, естественно, я его кандидат. Но «уговора» между нами нет, даже если сегодня кто-то считает, что у меня все основания идти в ФИФА».
Самое интересное. О предстоящем 19-20 сентября заседании исполкома УЕФА и всё о том же – будет ли он баллотироваться на место Блаттера
Я, безусловно, скажу кое-что в Дубровнике. Я обязан это сделать, потому что все ждут от меня этого. Если даже на улицах вы, без сомнения, слышали разговоры об этом...
Кстати, в минувшую пятницу в Монако Платини произнёс следующее: «Я всегда доигрывал свои контракты до конца. Сегодня некоторые игроки стали товаром. Мы должны все вместе, в первую очередь ФИФА, подумать о чём-то более здоровом».
Можно увидеть оговорку, можно принять как намёк. А можно вернуться к началу очерка – он же «девять с половиной», он полная неожиданность!
6 вересня 2013 01:56