Сьогодні 21 листопада 2024 р.

1+1. Смена эпох или набор событий?

Александр ГОРБУНОВ, Игорь ЛИННИК

Нагромождение событий, одного с другим в большинстве случаев не связанных, волей-неволей вынуждает задуматься: не являемся ли мы свидетелями происходящей в футбольном мире кардинальной смены эпох?

Уход манчестерского долгожителя сэра Алекса Фергюсона. Безоговорочное превосходство лидеров немецкого футбола над лидерами футбола испанского, в том числе и над «Барселоной», по праву считавшейся – в гвардиоловскую пору – законодательницей моды. Весьма неожиданное появление Хосепа Гвардиолы у руля «Баварии», крепко, казалось (титулы тому свидетельство!), удерживаемого Юппом Хайнкесом…

И – поближе к нашим реалиям: третье место – впервые в новейшей украинской истории! – киевского «Динамо». Непрекращающиеся попытки протолкнуть идею объединенного чемпионата России и Украины…

Как все это влияет на собственно футбол, на развитие игры? И – влияет ли вообще? На эти вопросы пытаются ответить обозреватели «Футбольного клуба».

Александр Горбунов: Глобальными все почти подобного рода события – изменения в расстановке тренерских сил (к ним добавил бы и возвращение Жозе Моуринью в «Челси»), потери насиженных турнирных мест, намерения повернуть вспять течение футбольных рек – назвать бы не рискнул. Они, на мой взгляд, из околофутбольной в основном части, к развитию игры отношение не имеющие.

Разве что за появлением в Мюнхене Гвардиолы стоит повнимательнее понаблюдать. Любопытство все же гложет: удастся ли тренеру, фактически сделавшему «Барсу», не только удержать «Баварию» на том высоком уровне, на который она (опять же, во многом благодаря тренерскому мастерству Хайнкеса) поднялась, но и предложить публике нечто новое, отличное от того, что он делал в «Барселоне» с Иньестой, Месси и Хави в составе.

Игорь Линник: Если воспринимать смену эпох как некий символ или как предзнаменование, приближение перемен, действительно, есть ощущение, что мы пребываем на пороге чего-то. Я не стал бы говорить о каком-то резком повороте, прорыве, а сравнил бы это с ожиданием грозы, предвестники которой уже витают в воздухе.

А разве финансовый фейр-плей – не смена эпох? Мы же видим, насколько разнится реакция на его введение в разных частях Европы. С одной стороны – Германия, ведущие клубы которой, будучи застрельщиками этого процесса, очень основательно подготовились к появлению новых принципов комплектования команд. И с другой стороны – Россия, отчасти и Украина, где все построено и подстроено под интересы богатых содержателей клубов. В одном ряду с ними, как ни странно, можно было бы назвать и Англию, но там все-таки футбольный бизнес реально работает…

Словом, для меня словосочетание «смена эпох» – это выбор дальнейшего пути развития футбола. Это все-таки спорт или во главе угла – бизнес? Ответ будет формировать модели поведения всех, кто замешан в этом деле. Или играем, зарабатывая. Или зарабатываем, играясь.

А.Г.: Очень похоже, к сожалению, на то, что порог, за которым происходит стремительное превращение футбола в бизнес (или, что еще печальнее, в шоу-бизнес со всеми низкопробными для этого явления элементами), давно переступлен. Сейчас просто дверь за собой закрывают, вешают на нее засовы с крепкими замками и для верности – дабы и мыслей о возвращении не возникало – приваривают стальную решетку.

Репортеров будущего ожидает, по-моему, увлекательное занятие – коллекционирование приемов, подтасовок на голубом глазу, совершенно легальных действий, разработанных ради того, чтобы обойти уложения, зафиксированные в финансовом «коммунистическом манифесте» УЕФА под слоганом «Не обмани!» Богатые содержатели клубов, как ты их охарактеризовал, уже сейчас ищут и, не сомневаюсь, находят пути-дороги, оказавшись на которых, можно будет посмеяться («Ну словно дети!») над призывами к ведению честной финансовой игры, как смеются, например, над недовольством Мишеля Платини скупкой английских клубов иностранцами.

Организаторы объединенного чемпионата настаивают на том, что реализация их затеи, дескать, моментально введет российские и украинские клубы в ряды соблюдающих правила честной финансовой игры (одно только словосочетание: «честная! финансовая!! игра!!!» – нелепее, по-моему, не придумать). Разумеется, свалившийся с неба миллиард евро из российской газовой трубы – что может быть честнее?

И.Л.: Те, кто не принимает финансовый фейр-плей, на мой взгляд, избирает неверную стратегию. Как правило, это капиталисты в первом колене, которым кажется, что им всегда и все будет по плечу. Безусловно, сообща они – огромная сила, но дело в том, что даже их влияния и возможностей недостаточно, чтобы изменить объективные законы развития. В данном случае футбольной среды.

Если до конца идти по пути бизнеса, тогда необходимо согласиться и принять одно важное условие: в профессиональном футболе выживут только сильнейшие. Но их не может быть много. Ну сколько может вместить, скажем, европейская Суперлига? Десятка три клубов. Остальные вынуждены будут уйти с большой дороги, уйти в тень. И никакие объединенные чемпионаты не спасут. Они – лишь временное «решение», напрямую зависимое, к слову, от благосостояния «Газпрома» и настроений на мировом рынке.

Но футбол гораздо глубже. В нем существуют не только давние традиции, но и их живые носители. По счастью, именно они – «Барселона», «Реал», «МЮ», «Бавария», «Ювентус», «Интер», «Милан»… – задают тон в ведущих национальных чемпионатах, а потому не заинтересованы в пересмотре существующей пирамиды. Они – союзники Платини.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов цех профессиональных специалистов. Чем занимался Фергюсон, чем занимается Гвардиола – люди, в первую очередь вращающие механизмы футбольной эволюции? Мне кажется, их конек – воспитание и созидание. А Моуринью и Манчини – это в большей степени покупка.

А.Г.: Без профессиональных специалистов не смогут обойтись ни первоколенные капиталисты, ни капиталисты потомственные. Иной вопрос, насколько терпеливыми они окажутся в ситуации, когда превосходство свое над коллегами, владеющими футбольными клубами, необходимо демонстрировать только с помощью достойного результата. В своей стране и в Европе.

Гвардиола, если сравнивать его с Фергюсоном, еще, несмотря на добытые титулы, и не начинал тренерскую деятельность. Несложно, если перелистать странички профессиональной биографии сэра Алекса, убедиться: мудрости и терпения у тех, кто принимал решения в «МЮ», к счастью для футбола, хватало.

Не факт, однако, что столь же терпеливыми и мудрыми окажутся хозяева клубов, в которых появятся потенциально сильные тренеры, новые Фергюсоны. Дадут им время или же захотят воспользоваться услугами новых Моуринью и Манчини, способных, безусловно, сколотить боеспособные бригады из дорогостоящих шабашников, но только – на время. На короткое время.

Неизвестно, к слову, как сложится в Германии с ее новыми, отличными от остальной Европы подходами к клубной жизнедеятельности, судьба Гвардиолы. Станет он в «Баварии» Фергюсоном или же немецкая команда, многого за последние годы добившаяся, быстренько отправит тренера, все из «Барсы» в свое время выжавшего и убедившегося, что постепенно дело идет на спад, на поиски нового места работы.

И.Л.: Я так понимаю, что поиск баланса между желаниями и возможностями тренера, разумеется, при наличии у него целого набора специальных знаний и умений – это составные части квалификации, мастерства. Собственно, все это и разделяет тренеров на касты. Правда, одних в разряд великих относит время, и Фергюсон в этом смысле – последнее пополнение могучей кучки (до него, к слову, в нее был единогласно зачислен Валерий Лобановский), другие же нарекают себя особенными сами.

О Гвардиоле потому столько говорят и пишут, что он своей работой в «Барсе» тоже сделал своего рода заявку. Я думаю, его вклад в победную серию испанского клуба нисколько не меньше совокупного вклада Месси, Хави и Иньесты. Кто с этим не согласен, должен сразу признать, что современный футбол двигают игроки – не тренеры… И вот теперь все хотят знать – насколько велик Хосеп. Может быть, любопытствует зритель, он только наследник Йохана Кройффа? Тот тоже 20 лет назад поднял на высокий пьедестал «Барселону», однако после первого же серьезного поражения закончил.

Не знаю, должен ли Гвардиола что-то кому-то доказывать? Мне кажется, настоящий творец, занимаясь любимым делом, в достаточной мере выражает себя. Свои взгляды на футбол, а порой и на саму жизнь. Чтобы не ходить далеко за примерами – возьмем Юрия Семина. Первый его приход в киевское «Динамо», успех, признание публики – уход со слезами за деньгами, возвращение, фиаско и насмешки в след…

Возможно, не все согласятся с этим предположением, но, как по мне, фигуры Фергюсона и Гвардиолы как раз и персонифицируют искомый стык эпох. В его созидательном векторе. Не случайно сэр Алекс лично убеждал Хосепа принять после него «МЮ». Как я вижу, Гвардиола тоже не случайно отказался. «Бавария» в этом плане оставляет ему куда больше шансов для маневра. Ведь в Мюнхене у руля – не просто футбольные люди, там – элита клубного менеджмента, тогда как в Манчестере он был бы один на один с владельцами. Да, мудрыми и терпеливыми, но вы сами подметили – не факт, что так будет всегда…

27 травня 2013 21:46







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

ЧС-2026. Південна Америка, 12-й тур. Бразилія – Уругвай. Огляд матчу

 

20 листопада 2024 12:08

ЧС-2026. Південна Америка, 12-й тур. Аргентина – Перу. Огляд матчу

 

20 листопада 2024 12:07

ЧС-2026. Південна Америка, 11-й тур. Парагвай – Аргентина. Огляд матчу

 

15 листопада 2024 10:44