Платини: «Футболисты стали боссами»

Общаясь с журналистами, глава УЕФА Мишель Платини был немного витиеват, максимально улыбчив, мыслил позитивно.
Мишель Платини в ходе мероприятий, связанных с жеребьевкой квалификационного турнира Евро-2016, ответил на несколько вопросов французского издания «Journal du Dimanche». Как обычно, глава УЕФА был немного витиеват, максимально улыбчив и мыслил позитивно. Вопросы и ответы разделены на несколько блоков.
– Вы говорили, что Франция не использовала шанс обновить стадионы на ЧМ-98. Как будет в 2016-м?
– В 1998-м все сфокусировалось на «Стад де Франс». Остальным досталось не так уж много. На этот раз строят четыре стадиона (Бордо, Лион, Лилль, Ницца. – Ред.), это прекрасно. В других местах радикальное обновление, особенно в Марселе и Сент-Этьенне. Чуть меньше в Лансе или на столичном «Парк де Пренс». В Тулузе сами не желают серьезно перестраиваться, но это их проблемы. Мы неумолимо переходим к новой эпохе. Если французский футбол захотел Евро, то прежде всего – чтобы были стадионы. Соревнование, праздник – все это будет потом.
– Каково это – организовывать праздник Евро в стране застоя? (Надо же – как он себя оценивают! – Ред.)
– Будучи президентом 54 стран (членов УЕФА. – Ред.), могу подтвердить, что Франция – не та страна, где все очень и очень хорошо. Но во Франции гораздо лучше, чем у многих других. Просто наша страна забывает вспоминать об этом! Не знаю, таков ли будет результат, как и в 1998-м, но сейчас время помечтать. Возможность принимать болельщиков из 23-х стран Европы тоже должна воодушевлять. Франции нужно организовать прекрасное Евро. Уверен, что с 24-мя командами падения спортивного уровня не будет. (А вот мы совершенно не уверены – просто наше мнение гораздо меньше весит. А вы что думаете? – Ред.)
– Главной новизной этого квалификационного турнира станет «неделя футбола». В чем ее суть?
– Главная идея в том, чтобы вернуть роль национальных сборных в футболе, раздавленном клубами и Лигой чемпионов. Для этого предложено разнести матчи между четвергом и следующим вторником. Болельщики смогут увидеть Италию, Испанию, Англию, чьи матчи не будут перекрываться друг другом, и открыть для себя новые команды.
– Девять из десяти самых богатых клубов все еще в лигочемпионской гонке. Не стали ли деньги как никогда ранее главным «нервом войны»? («Для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги». Почему-то принято приписывать авторство Наполеону, но достоверно известно, что задолго до него очень многие полководцы играли подобным образом в «капитана Очевидность». Интервью, как вы понимаете, было записано еще до того, как определилась судьба пяти-шести пар ЛЧ, в том числе нескольких из тех самых богатых. Но это не отменяет актуальности и верности сказанного Платини. – Ред.)
– Это так, деньги, прежде всего, помогают выигрывать одним и тем же клубам. Но это те же самые клубы, кто выигрывал в 50-е, 60-е! Долгое время их делали могущественными стадионы, потом – меценаты, потом продажа ТВ-прав. Сейчас это все вместе.
– «Бавария» – символ процветающего немецкого футбола. Может ли она на долгое время воцариться в Европе?
– Мне задавали такой же вопрос три года назад о «Барселоне». Но ни одна команда никогда не выигрывала Лигу чемпионов два раза подряд! Футбол нынче очень хорош, он не был таким раньше. Когда-то говорили о тотальном футболе амстердамского «Аякса». Сегодня с «Баварией», с «Барселоной» у нас. тотальный техничный футбол. И глобализированный: «Баварию» тренирует испанец, у «Челси», «Арсенала» уже больше не английский стиль игры. В футболе все больше иррационального. Перед каким-то матчем я больше никогда не задаю себе вопрос «как» и «почему». Чем больше я смотрю футбол, тем труднее мне его понять.
– ПСЖ может стать клубным чемпионом Европы?
– Так думают все. (Улыбается.) Если я скажу «нет», мне не избежать разговоров. Если я скажу «да», меня начнут обвинять, что я поклонник Катара.
– Карл-Хайнц Румменигге, президент «Баварии» и Ассоциации европейских клубов, полагает, что контракт стоимостью около 200 млн. евро между ПСЖ и Qatar Tourism Authority незаконно обходит правила ФПФ (финансовым фэйр-плей). Должен ли ПСЖ опасаться санкций?
– Не имею ни малейшего представления, какая участь ему уготована. Единственный вопрос: связан ли катарский туризм с эмиром так же, как и клуб? Независимая комиссия ответит на этот вопрос и, не исключено, применит санкции. Но решиться на немедленное исключение. Мне это кажется невозможным. Мы там не для того, чтобы карать. Но пойдем до конца, поскольку ФПФ был общим желанием.
ЛИГА 1
– «Монако», вероятно, закончит чемпионат на еврокубковом месте. Это вызывает у вас вопросы?
– Они пройдут через комиссию. Владелец «Монако» однажды заинтересуется тем, что ждет его в будущем, и придет за разъяснениями в УЕФА. Но «Монако» не единственный клуб, который работает таким образом. Российские и украинские клубы тоже связаны с олигархами.
– Что вы думаете о соглашении между Лигой (LFP) и «Монако»?
– Французский футбол всегда прекрасно принимал «Монако», особенно когда он не выигрывал. Раньше у «Монако» были небольшие преимущества – благодаря наличию двух игроков-иностранцев, которые пользовались налоговыми льготами. Сейчас это касается уже 30 игроков. Понимаю, что это создает проблему. Ситуация очень сложная.
– Следите ли вы за Лигой 1?
– За результатами – да. Турнирная таблица отражает новейшую финансовую историю. Есть один клуб, ПСЖ, который будет чемпионом в течение еще десяти лет. «Монако» будет следовать за ним в течение тех же десяти лет. После них – «Лион», «Марсель», «Сент-Этьенн», «Лилль», «Монпелье». будут биться за третье место. Уровень двух команд вырос, другие делают то, что могут.
– Это «закрытый» чемпионат: мало голов, зрелище часто печальное, жалкие результаты клубов на европейском уровне.
– Раньше смотрели только главные матчи. Сегодня, к счастью или к несчастью, можно увидеть все игры. Само собой, для низов турнирной таблицы это не страшно. Английская премьер-лига лучше умеет продаться. Вы смотрите «Кристалл Пэлас» – «Халл»: стадион заполнен, поле великолепное, публика поет, команды атакуют. Но я придерживаюсь итальянской философии, при которой 0:0 лучше 3:3. Сейчас нужно еще и понимать, что можно проиграть кипрскому клубу, который выставит 5 португальцев, 2 испанцев и 3 аргентинцев. При всем этом французские клубы среди самых богатых. Поэтому, естественно, есть возможность для прогресса, да куда лучших результаты.
– Молодые французские игроки в самом деле ленивы и халатны, как об этом недавно говорили иностранные игроки и тренеры? (Высказывались Анчелотти и ван дер Виль)
– Стереотип! Они много работают. Вопросы поведения это другое. Клубы должны заставить уважать себя. Французские игроки в зарубежных клубах на тренировки не опаздывают. Но футболист стал таким источником богатства для своего клуба, для своего агента, для своей семьи. что нужно быть осторожным. Делается меньший акцент на воспитание – чтобы не увидеть, как он куда-нибудь сбежит. Игрок стал начальником. Если ему что-то не нравится, он отправляется куда хочет и «сидит в печенках» у всех. Система трансферов абсурдна. Если агент в среднем получает 28% комиссионных, разве это не нелепость?! Что касается финансовых прав на игрока третьих лиц. Деньги отправляются уже не в клубы, но в финансовые компании в оффшорах. Это позорно, это скандально. И еще громадная угроза. Вот уже два года, как я прошу ФИФА решить эту проблему. Но они чего-то существенного так и не предпринимают.
СБОРНАЯ ФРАНЦИИ
– Третье место Рибери в «Золотом мяче» несправедливо?
– Роналдо, Месси и Рибери были бы великолепными обладателями «Золотого мяча». Но Рибери выиграл все. Поэтому я бы голосовал за него. И совсем не потому, что я француз. Я мог бы проголосовать за Роббена и Швайнштайгера. С нынешним подходом мы обречены иметь Месси, Роналдо, Месси, Роналдо. Наверное, лет десять.
– А Неймар?
– Нужно время, чтобы он сверг с трона Месси хотя бы в «Барселоне».
– Нет ли у вас ощущения, что команда Франции родилась в противостоянии с Украиной?
– Если нечто и родилось, то не только там. Прежде всего, я не думаю, что Дидье Дешам уже нашел свою оптимальную команду – он много раз ее менял. В ней есть прекрасный вратарь, взаимозаменяемая полузащита, прекрасная молодежь, если Варан и Погба выйдут на уровень, который им предсказывают. Есть 40 сильных игроков. Надо ждать, не проявится ли ВЕЛИКИЙ игрок. (Некоторое молчание). Рибери – один из них.
– Можете сказать, что Погба очень сильный игрок?
– Скажу так же, как и о ребятах «с раньшего времени» – Феррери, Веркрюиссе, Гуркюффе. Будет видно в конце их карьеры.
– Хорошие результаты в финальной стадии всегда связаны с присутствием лидера: Копа, вы, Зидан. Может ли сыграть эту роль Рибери?
– (Не без хитринки.) Возможно, что и Кубки мира делают тебя великим. (После долгих колебаний.) До сих пор он сделал для «Баварии» больше, чем для команды Франции. Однако величие приносит национальная команда. Лидер это тот, кто умеет говорить с игроками, кто сплачивает своих товарищей по команде, кто ведет всех в едином направлении. Французский футбол нуждается в Рибери или в ком-то другом, кто бы сделал это.
– В психологическом плане – что вы ждете от команды?
– Было бы прекрасно, если б некоторые события не повторились. Ладно еще, единожды испытать чувство стыда, пусть будет. Дважды это уже для меня тяжело. То, чего я ожидаю от нее – чтобы она доставила нам удовольствие. Я знаю, что это. Пусть она веселит, пусть заставляет любить своих игроков, пусть она выигрывает! И насколько я был суров по отношению к ней в прошлом, настолько сейчас. может что-то получиться. Я более в ожидании, чем в уверенности.
ЧМ-2014
– Следует ли требовать от сборной Франции преодоления группы с Гондурасом, Швейцарией и Эквадором?
– Неважно имя соперника, главное – его игроки. Швейцария и Эквадор хороши. Гондурас я знаю меньше. Но если веришь в команду, нужно требовать от нее, чтобы она выиграла Кубок мира. Ну или, по крайней мере, пусть она поборется по максимуму.
– Какая сборная, по-вашему, может блеснуть?
– Будет очень трудно бороться с южноамериканцами: бразильцами, аргентинцами, уругвайцами, чилийцами. Вот уже долгое время они не уступают европейцам. Они ждут нас без боязни. У нас, несомненно, сильны Испания и Италия с двумя уходящими поколениями, Германия, которая заматерела. Еще есть Португалия, Франция, Англия, которые будет очень трудно победить. Но быть командой, которую трудно победить, и командой, способной дойти до конца, далеко не одно и то же.
– Каким вам видится Кубок мира в Бразилии, в этой огромной стране с такими разными климатическими условиями?
– Социальный климат будет гораздо важнее, чем метеорология. Мы видели, насколько это создавало проблемы для Кубка Конфедераций. Я понимаю, что могут быть другие, кроме строительства стадионов, приоритеты, но те, кто участвует в демонстрациях, должны были бы заниматься этим раньше – когда Бразилия была только кандидаткой.
– Выставите ли свою кандидатуру на пост президента ФИФА в 2015-м?
– Я скажу об этом после Кубка мира. Пожалуй, я думал об этом в какой-то момент, думаю уже меньше и не буду уже думать дальше.
– Ваша позиция будет зависеть от позиции Зеппа Блаттера?
– Нет, потому что он сказал, что уходит. (С лукавством). Правда, потом он, может быть, забыл, что это говорил. Да и не важно это.
– Мундиаль-22 в Катаре пройдет зимой, как об этом сказал генсек ФИФА, хотя после этого были возражения?
– Да. Я думаю, это затевалось для того, что бы так и произошло. Жерому Вальке не пришлось оправдываться, сказав, что это могло бы пройти зимой. Он говорил о ноябре-декабре, когда исполнительный комитет наметил обсудить эту тему.
«Футбол»
6 березня 2014 20:13