Худшее решение ФИФА
Специальная рабочая группа ФИФА после шести месяцев консультаций рекомендовала провести чемпионат мира в Катаре в ноябре-декабре 2022 года.
Это предложение получило поддержку всех шести континентальных конфедераций. Теперь его должен утвердить исполком ФИФА 19-20 марта на заседании в Цюрихе.
Группа, которую возглавляет президент Азиатской конфедерации футбола (АКФ), член исполкома ФИФА шейх Сальман аль-Халифа, провела вчера в Дохе свое третье заседание. Главный итог вам уже известен: выдвинута идея провести ЧМ-2022 в ноябре-декабре, сделав турнир более компактным по срокам. Точные даты, однако, будут определены позже. При этом Кубок конфедераций предполагается разыграть в июне-июле 2021 года, но не в Катаре, а в какой-нибудь другой стране, входящей в АКФ. Катар же мог бы ровно за год до мирового первенства устроить в качестве тестового соревнования чемпионат мира среди клубов.
В своих заключениях рабочая группа исходила из того, что Алма-Ата и Пекин, претендующие на организацию зимних Олимпийских игр 2022 года, планируют провести их в период с 4 по 20 февраля, что священный для мусульман месяц Рамадан начнется в 2022 году 2 апреля (это ставит крест на идее европейских лиг о переносе ЧМ на раннюю весну) и что в период с мая по сентябрь в Катаре слишком жарко.
Все разложено по полочкам, и едва ли международное правительство футбола, коим фактически является исполком ФИФА, не примет рекомендаций группы, в которую входят представители национальных ассоциаций, лиг, клубов, футбольных профсоюзов, катарского оргкомитета, а также медицинские эксперты ФИФА. Непонятно одно: неужели те, кто выбирали Катар 2 декабря 2010 года, не знали, что летом температура там доходит до 40-50 градусов? Про гостиницы, аэропорты и транспортные пробки в странах-кандидатах они материалы изучили, а про климат, получается, нет.
Между тем, претендент с Аравийского полуострова победил в борьбе за ЧМ-2022 с весомым преимуществом во всех турах голосования. Невольно придешь к выводу, что облеченные властью в футболе люди руководствовались какими угодно соображениями – экономическими, геополитическими или и вовсе сугубо личными, но только не интересами дела.
Конечно, мусульманский мир имеет право принять футбольный чемпионат, а технологические решения, которые реализует Катар, строящий кондиционированные стадионы, интересны. Они, может быть, даже поспособствуют прогрессу в спортивной инфраструктуре. И все-таки иногда людям, по крайней мере, рядовым болельщикам, придется покидать эти оранжереи. Им захочется и погулять, и что-то посмотреть.
Вопросов не было бы, если бы катарская заявка изначально предусматривала перенос турнира на зиму. Но в этом случае ее было бы трудно протолкнуть. Тотчас вспомнили бы про клубный календарь, ломка которого гарантирует огромные проблемы.
Пока не определены точные сроки ЧМ-2022, можно только строить предположения. Но очевидно, что радикально его программу – а бразильский турнир длился ровно месяц – не сократить.
Очевидно, что турнир закончится за некоторое время до католическо-протестантского Рождества, начавшись, видимо, где-то в конце ноября. А до этого сборные должны получить пару недель на подготовку.
Таким образом, украинский чемпионат, захватывающий декабрь, придется приостановить уже в районе 1 ноября. В текущем сезоне до этого дня были сыграны лишь 11 туров. Значит, надо либо как-то реформировать турнир, либо сдвигать его на лето: раньше начинать, позже заканчивать, сокращать желанный летний перерыв. Зато посередине возникнет пауза продолжительностью в четыре месяца. Или надо играть зимой в манежах. В общем, снова воссоздастся на деле схема «весна – осень», если мы к 2022 году к ней вовсе не вернемся.
В лето, а то и в январь сместятся еврокубки. Да у всей Европы будет головная боль! Куда, в частности, всунет массу туров английская премьер-лига, не останавливающаяся даже на Новый год? Берем навскидку календарь этого сезона для «Челси» (он просто первым в таблице стоит). С условного 1 ноября по 10 января (нужен же после чемпионата мира футболистам какой-то отпуск) клуб сыграл в различных турнирах 17 матчей. Где найти для них временное пространство?
Президент Ассоциации европейских профессиональных лиг (EPFL) Фредерик Тирье, возглавляющий также Французскую федерацию футбола, уже заявил, что «перенос ЧМ на ноябрь-декабрь – это худшее решение, которое можно было вообразить».
– EPFL и Ассоциация европейских клубов (ECA) совместно со швейцарской метеорологической службой разработали и представили в ФИФА проект, из которого явствовало, что чемпионат мира прекрасно можно провести с 4 мая по 4 июня и что в таком случае условия были бы не тяжелее, чем в Бразилии, Мексике или США, – сказал Тирье. – А теперь представьте: чемпионаты остановятся в начале ноября после 13-14 туров и возобновятся только в январе. Все это время клубы не будут получать прибыль. Телекомпании придут в бешенство и потребуют возмещения убытков.
– Футбольная семья столкнется с трудной задачей, – заявил, в свою очередь, президент ECA Карл-Хайнц Румменигге. – Во всем мире придется приспосабливаться и производить перепрограммирование календаря, что потребует компромиссов. Клубы ждут компенсации ущерба, который будет нанесен.
Деньги, понятно, будут требовать с ФИФА – откуда же еще? И поделом: это там нашли приключения для всех сразу.
ФИФА ИЗБЕЖАЛА КОНФЛИКТА С МОК
Поначалу самым очевидным вариантом для переноса катарского чемпионата мира на зиму считался февраль – месяц, на который не слишком сложно продлить каникулы в еврокубках и зимние паузы в крупнейших футбольных чемпионатах Старого Света.
Но едва слово «февраль» прозвучало из уст руководителей ФИФА, это вызвало истерику у первых лиц Международного олимпийского комитета. Пересечение или даже близкое соседство футбольного чемпионата мира с зимней Олимпиадой, которая в 2022 году по традиции также должна пройти в феврале, грозило обрушить все маркетинговые планы МОК и больно ударить по телевизионным рейтингам Белых Игр. Прозвучало предложение провести ОИ-2022 в Южном полушарии в августе, однако желающих взяться за это дело в Аргентине, Чили или Новой Зеландии не нашлось.
В данный момент на роль столицы Олимпиады-2022 претендуют китайский Пекин и казахстанская Алма-Ата (выборы намечены на 2017 год). А это значит, что альтернативы февралю у МОК нет. Когда это стало понятно, началось планомерное давление олимпийских функционеров на ФИФА. Не проходило недели, чтобы какой-нибудь представитель зимних видов спорта не пожаловался на алчных футболистов, которые из-за собственной прихоти собираются разрушить отлаженный десятилетиями снежно-ледовый календарь и лишить коллег-»зимников» последних средств к существованию.
И в итоге ФИФА сдался. В принципе, эта организация не слишком зависит от МОК, но формально включена в международную спортивную иерархию, и открытый конфликт не был сторонам выгоден. Кроме того, у ФИФА и МОК обнаружились общие спонсоры, которые не были готовы к сдвоенным инвестициям в рекламу в феврале. В итоге ОИ-2022 и ЧМ-2022 вместо традиционных четырех месяцев будут разделять целых девять: спонсорам это даже на руку, можно будет лучше подготовиться к футбольному турниру.
Немного хлеба у «зимников» футболисты все равно отберут, поскольку перенести ноябрьские и декабрьские этапы Кубка мира по снежно-ледовым дисциплинам по климатическим причинам невозможно. Но удар будет уже не таким сокрушительным.
25 лютого 2015 11:49