ЧМ-2018: может ли Россия потерять турнир?
Президент Владимир Путин и вся футбольная верхушка России в лице министра спорта Виталия Мутко, теперь уже экс-главы РФС Николая Толстых и директора оргкомитета ЧМ-2018 в России Алексея Сорокина вставали на защиту Зеппа Блаттера каждый раз, когда коррупционные скандалы в ФИФА грозили главе могущественной организации отставкой.
Так было и перед публикацией отчета, основанного на расследовании американского прокурора Майкла Гарсии, так случилось и после арестов ряда высокопоставленных чиновников Международной федерации футбола, получивших название «облава в Цюрихе», когда Путин обвинил США в попытке любой ценой не допустить переизбрания Блаттера на очередной, пятый срок.
Можно ли столь чуткую реакцию в России на события вокруг личности Блаттера списать исключительно на дружеские отношения, которые сложились у президента ФИФА с российским лидером и его спортивным окружением? Или дело может быть в том, что Россия вполне серьезно воспринимает пока гипотетическую, но все же вероятность лишиться главного футбольного турнира планеты?
После отставки Зеппа Блаттера с поста президента ФИФА Русская служба Би-би-си обсуждает возможные варианты развития событий в отношении чемпионата мира по футболу, который должен пройти в России с 14 июня по 15 июля 2018 года.
ВАРИАНТ №1: ВСЁ ОСТАВЯТ, КАК ЕСТЬ
Наиболее оптимистичный вариант для России возможен лишь в том случае, если уход Блаттера связан исключительно с коррупционным скандалом в ФИФА в целом. Скандал, напомним, разразился после ареста чиновников, обвиняющихся Соединенными Штатами в крупномасштабном мошенничестве. Уход Блаттера, как утверждает он сам, связан с этими событиями и с невозможностью для главы ФИФА работать в обстановке недоверия.
Однако один из самых авторитетных футбольных функционеров России Вячеслав Колосков, который долгое время был вице-президентом и членом исполкома ФИФА, уже назвал подобное объяснение Блаттера «лукавством» и даже «личным оскорблением» для тех, кто его поддерживал. А ведь Колосков был ключевой фигурой в период заявочной кампании России на ЧМ-2018 и лично агитировал своих бывших коллег по исполкому ФИФА перед выборами в декабре 2010 года в пользу российской заявки (на тот момент хозяева чемпионатов выбирались голосованием членов исполкома ФИФА).
Новое руководство ФИФА, какой бы президент ни был избран, не сможет отобрать чемпионат мира у России только из-за того, что голосование проходило при президенте Блаттере, так как его отставка вряд ли будет достаточным аргументом для этого.
До сих пор в истории футбола не было случая, когда право на проведение чемпионата мира именно «отбиралось» у какой-либо страны. Лишь один раз организатор сам добровольно отказался от чемпионата – за четыре года до ЧМ-1986 Колумбия, выбранная страной-хозяйкой турнира еще в 1974 году, объявила, что не готова принять турнир из-за экономических проблем. Через три месяца ФИФА организовала новое голосование, в котором победила Мексика.
ВАРИАНТ №2: РОССИЮ ЛИШАТ ЧЕМПИОНАТА
Еще неделю назад такой вариант представлялся маловероятным, но сейчас о нем говорят все чаще, в том числе в России. Для этого нужны серьезные доказательства нарушений в процессе выборов страны-хозяйки ЧМ-2018, которые, возможно, пока не преданы огласке. Например, до сих пор не опубликован полностью доклад Майкла Гарсии.
Кроме того, департамент юстиции и полиции Швейцарии открыл уголовное дело о выборах хозяев чемпионатов мира 2018 и 2022 годов, по которому уже начались допросы. Американский генпрокурор Лоретта Линч подчеркивала, что швейцарское расследование и расследование США, в рамках которого были арестованы чиновники ФИФА, идут параллельными курсами, но правоохранительные органы двух стран находятся в постоянном взаимодействии, то есть американские следователи могут обнаружить что-то и по процедуре выборов 2010 года в Цюрихе.
Достаточным нарушением, которое заставит ФИФА отнять право проведения чемпионата мира у России, может быть наличие факта подкупа членов исполкома ФИФА, которые принимали участие в голосовании по ЧМ-2018, то есть доказательства взяток со стороны представителей российского заявочного комитета или третьих лиц, действовавших по их просьбе.
Упомянутый выше Вячеслав Колосков рассказывал bbcrussian.com, что россияне дарили функционерам часы с гравировкой «От президента Российской Федерации», а также сувенирные хохломские платки и другие сувениры, которые предусмотрены этическим кодексом ФИФА. Кроме того, Колосков отверг предположения о том, что президент УЕФА Мишель Платини получил от представителей российской заявки картину кисти Пикассо, о чем сообщалось в докладе комитета палаты общин по культуре, медиа и спорту британского парламента.
Кроме того, гипотетически отобрать чемпионат могут, если страна не справляется с подготовкой к турниру. Каких-то организационных провалов у российской стороны пока не наблюдается, но налицо задержки со строительством нескольких стадионов. В частности, это касается стадионов в Екатеринбурге и Калининграде, по которым, как рассказал первый вице-премьер Игорь Шувалов на правительственном совещании 25 мая, проводится дополнительное согласование проектной документации.
«Под стадион в Калининграде у нас пока даже денежных средств в бюджете не предусмотрено, – ответил Шувалов на вопрос премьер-министра Медведева о том, когда начнется строительство арен, – но, выполняя указания ваши и президента, мы понимаем, что в любом случае эти средства должны быть изысканы».
В случае дисквалификации страны, получившей чемпионат мира, право принять турнир, по правилам, передается тому, кто занял на выборах второе место. В случае с ЧМ-2018 это Испания и Португалия, подавшие совместную заявку и проигравшие России во втором туре (7 голосов против 13-ти).
ВАРИАНТ №3: ПРОВЕДУТ НОВЫЕ ВЫБОРЫ
В данном случае в пользу России играет фактор времени. Организовать перевыборы ЧМ-2018 почти невозможно технически. Учитывая то, что новый глава ФИФА будет избран в период с декабря 2015 года по март следующего года, после этого до первенства планеты останется чуть больше двух лет. При этом, чтобы провести новую заявочную кампанию с отбором кандидатов и проведением внеочередного голосования конгрессом ФИФА, нужно как минимум полгода.
Впрочем, полностью исключать вариант с проведением новых выборов нельзя. Несмотря на то, что обвинения против России, в отличие от Катара, до сих пор были достаточно абстрактными, конгресс ФИФА как высший руководящий орган может принять решение о необходимости провести новое голосование сразу по двум первенствам, поскольку участие в выборах 2010 года принимали одни и те же члены исполкома организации.
Если все же допустить, что перевыборы будут проведены, шансы России на победу в них, учитывая новую диспозицию в ФИФА и отсутствие «друга Блаттера», будут минимальны. В таком случае велика вероятность, что первенство получит одна из стран, обладающих всей необходимой инфраструктурой и готовых принять ЧМ-2018. По принципу ротации континентов, избранному ФИФА при Блаттере, турнир 2018 года должен пройти в Европе – среди возможных кандидатов чаще всего называются Англия и Германия.
Министр по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании Джон Уиттингдейл заявил в четверг, что если процесс выбора стран-хозяек чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов будет признан коррупционным, появятся серьезные основания для того, чтобы его пересмотреть и провести выборы заново. По словам Уиттингдейла, чемпионат мира 2022 года вряд ли пройдет в Европе, если Катар будет лишен права его проведения (опять же по принципу ротации континентов), но, если будет нужно принять этот чемпионат, в Англии есть для этого все условия.
ЧТО ГОВОРИТ РЕГЛАМЕНТ ФИФА?
На 63-м конгрессе Международной федерации футбола в мае 2013 года было принято решение изменить процедуру голосования по выборам хозяев чемпионатов мира по футболу. Теперь вместо членов исполкома выбирать место проведения ЧМ будет конгресс ФИФА, то есть голосовать смогут все государства-члены организации.
Пока это нововведение планируется использовать, начиная с выборов страны-хозяйки чемпионата мира 2026 года, но, если решено будет провести перевыборы по ЧМ-2018 и/или ЧМ-2022, то и в этом случае решать судьбу соревнований будет конгресс ФИФА.
Что же касается вопроса о том, кто может принять решение о пересмотре результатов голосования 2010 года, то точного ответа на него в регламентирующих документах ФИФА нет, правила допускают определенную свободу маневра. При этом пункт 9 статьи 31 Устава ФИФА гласит, что исполком ФИФА определяет места и даты финальных соревнований под эгидой ФИФА, но это «не касается решений по странам-хозяевам чемпионатов мира, которые принимаются голосованием в рамках конгресса».
Выходит, исполком ФИФА, если возникнет такая необходимость, должен будет внести вопрос о пересмотре результатов выборов 2010 года в повестку следующего конгресса или созвать внеочередной конгресс.
Следующий, 66-й по счету, конгресс ФИФА должен пройти 12-13 мая 2016 года в Мехико, а внеочередной конгресс, как говорится в уставе организации, может быть созван исполкомом организации в любое время, однако провести его можно будет не ранее чем через три месяца после решения исполкома.
Теоретически исполком может вынести этот вопрос уже на ближайший внеочередной конгресс, на котором будет избран новый президент ФИФА, преемник Блаттера (предварительно – в декабре), но такой расклад представляется маловероятным.
Однако есть еще один вариант – на тот случай, если ситуацию вокруг выборов ЧМ-2018 и ЧМ-2022 сочтут за «непредвиденные обстоятельства и форс-мажор». Статья 85 Устава ФИФА позволяет исполкому самостоятельно принимать решение по тем вопросам, которые не предусмотрены регламентом федерации.
В качестве примера можно привести ситуацию с чемпионатом мира 2003 года среди женщин, когда исполком ФИФА лишил Китай возможности принять турнир. Однако причина была действительно форс-мажорной – вспышка вируса SARS – и существовали реальные риски для здоровья спортсменов и гостей чемпионата.
4 червня 2015 23:25