Пятна на солнце

В первой подаче своих размышлений, я усомнился в конвейере подготовки кадров для футбольных ворот. В советский период никто не работал с голкиперами персонально.
Тренера вратарей в клубах не существовало даже как понятия. Что уж говорить об организованном детском футболе. Большинство самородков рождала и формировала стихия дворовых баталий.
Из нее вышли, например, современники Яшина, но явные грузины могучий Рамаз Урушадзе и эффектный мастер на линии ворот Серго Котрикадзе. Запомнился решительной игрой на выходах литовец Йонас Баужа, выступавший в московском «Спартаке» и ЦСКА.
Позднее я не раз наблюдал за игрой голкипера алмаатинского «Кайрата» Ордабаева. Не слишком складный, казавшийся из-за ворот нахохлившейся птицей на кургане, с ногами колесом… Но стоило форварду приблизиться, как Куралбек взрывался: орлом бросаясь в ноги или успешно реагируя на мертвый мяч.
А какая была плеяда украинских вратарей! В яшинские времена восторженный рев трибун вызывал дуэт киевских динамовцев Виктора Банникова и Евгения Рудакова. Последний не пришелся ко двору в Москве, зато стал своим в Киеве.
Посмотреть на Рудакова, после грандиозного триумфа в Севилье, зайдет в раздевалку сам диктатор Франко. Но много говорить в СССР об этом символе успеха против сборной Испании не пристало. Каудильо был идейным врагом, и что значат его комплименты…
Хотя с учетом предстоящего матча команды Михаила Фоменко во все той же Севилье, хочется, чтобы Пятов сыграл не хуже.
Смешно, но в 70-ых мне самому…не нравился взлет Евгения Рудакова. Моим кумиром тогда был Виктор Банников, и я не мог простить, что ему пришлось ехать в московское «Торпедо», где когда-то отказали Рудакову.
Тогда же мне не сказано повезло. Я попал в ДЮСШ к Борису Михайловичу Ульянову. Он был легендой днепродзержинского футбола, тонким знатоком тактики и профессиональных навыков.
А для вратарей и вовсе был находкой, потому что Борис Михайлович сам прежде играл в воротах. Благодаря Ульянову, я делал успехи. Он учил мельчайшим тонкостям, которые в мальчишеском возрасте усваиваются на автомате.
Вскоре мяч стал прилипать к ладоням, а скорость ударов гасилась пластикой. На выходах работал плечевой пояс, и кулак все чаще попадал в центр мяча. Все это уже было венцом рассчитанного глазомера, стартового рывка и крепнувшей решимости.
К сожалению, серьезная травма кисти и неправильно сросшаяся фаланга, вывела из себя моих родителей. В футбол я продолжал играть ногами, но уже не мечтая о «всемирной славе».
Зато благодаря урокам Бориса Михайловича, навскидку вижу огрехи вратарей в игровом кругозоре, и провалы в технике. Нюансы, не заложенные на этапе становления, сложно устранить на взрослом уровне.
Например, в 90-ых меня забавляла манера весьма харизматичного Дмитрия Шуткова ловить мяч, падающий сверху. Казалось, что под локтями у вратаря «Шахтера» привязана авоська, на нее и уповает. Было видно, что не научили в детстве встретить мяч, смягчая его падение от высшей точки к груди.
Но этот «фирменный прием» не помешал нынешнему тренеру вратарей доиграться до официального выступления за сборную. Правда, матч отбора на Евро-2004 оказался у него единственным. На пропущенные три мяча от армян во Львове, наша команда, к счастью, ответила четырьмя.
Не сразу поймешь, чему может научить Дмитрий Шутков того же Андрея Пятова. Впрочем, не все так просто и очевидно во вратарской профессии.
Даже самый техничный голкипер должен уметь бороться со стрессами и детскими комплексами. Позднее я отдал должное Евгению Рудакову, выигравшему конкуренцию у Банникова. Хотя Виктора Максимовича называли кошкой и даже планером за полеты над головами игроков при подачах с угловых.
Прозрение произошло не только после троекратного взятия приза журнала «Огонёк» и признание Рудакова лучшим футболистом года(!). До этого такое было позволено только Яшину…
Как сегодня вижу трансляцию матча со сборной Венгрией в полуфинале бельгийского Евро-1972. Рудаков тащил все, что можно и нельзя. Даже – пенальти, весьма прилично пробитый Шандором Замбо.
Вот тогда то я понял, что значит настрой вратаря и значение этой непробиваемой стены для команды. Ныне ее олицетворением является тот же Мануэль Нойер. И даже блекло выглядевшей сборной СССР хватило одного удара Анатолия Конькова для выхода в финал. Впрочем, там против немцев и Рудаков не выручил…
Но даже на солнце есть пятна. Был и у легендарного динамовского вратаря свой «привет из детства». Евгений Васильевич не раз терялся после не самых сильных ударов в ноги по центру.
Продолжение следует...
Топ-20 лучших вратарей мира
15 січня 2015 19:45