Слуцкий: «Бавария» сегодня – это космос»

Во вторник вечером ЦСКА после полуторагодичного перерыва вернулся в Лигу чемпионов. Итог оказался плачевным – армейцы крупно уступили. Правда, в соперниках у них был действующий клубный чемпион Европы – «Бавария». После матча в Мюнхене главный тренер красно-синих Леонид Слуцкий явно не горел желанием публично анализировать игру.
– После такого матча даже неудобно спрашивать, что именно у ЦСКА не получилось, поскольку не сложилось, на мой взгляд, вообще ничего...
– Надо признать, что на данном этапе встречались команды разного уровня.
Причем «Бавария» сейчас на голову сильнее не только нас, а, пожалуй, любой команды в Европе. Мы играли против «Реала», «Интера», «Манчестер Юнайтед» – и подобного преимущества у соперников не было. Сегодняшняя «Бавария» намного превосходит любого из тех клубов, с кем мы играли раньше. Это – космос, иначе и не скажешь.
– Вы изначально ожидали, что события сложатся так безнадежно или надеялись все-таки завязать борьбу?
– Сдаваться никто, естественно, не собирался, но против лома, как известно, прием не придуман. Если бы мы не пропустили так быстро, можно было рассчитывать на большие сложности для соперника. А так «Бавария» максимально раскрепостилась и нам стало совсем тяжело. Однако в любом случае речь могла бы идти только о более достойном счете – по сути же мы были слабее.
– Но какой-то план на игру у вас так или иначе имелся?
– Естественно.
– Он оказался невыполненным или просто неосуществимым?
– Тут ситуация такая, что какой план ни выбери, справиться с таким оппонентом вряд ли возможно.
– Получается, что не забей немцы на четвертой минуте, все равно сделали бы это на четырнадцатой или двадцать четвертой?
– Когда счет не открыт, любая команда играет аккуратнее, больше перестраховывается, а с течением времени так или иначе начинает волноваться по поводу не устраивающих ее цифр на табло. Поэтому у нас был шанс сохранить интригу подольше. Не могу сказать, что так оно и было бы, но быстрый гол все сразу осложнил и сделал выполнение плана на игру значительно менее осуществимым.
ПЛАНЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
– Можете хотя бы в общих чертах рассказать, в чем этот план состоял?
– «Бавария» – команда, которая владеет всем арсеналом атакующих действий. Она классно действует и в позиционном нападении, и в быстрых атаках. Может играть длинными передачами, а может через фланговых защитников, я уж не говорю о Рибери с Роббеном – в общем, опасность следует ждать отовсюду. Все это надо было учитывать. Как и то, что мюнхенцы сейчас в каждой игре владеют мячом 70 процентов игрового времени. С нами, кстати, получилось чуть меньше.
– В первом, более боевом тайме так и было: 70 на 30.
– По моим данным все же 69 на 31 (улыбается). Но это, естественно, непринципиально. Исходя из всего того, о чем я говорил, нам важно было, чтобы немцы двигали мяч перед нашей парой опорных, а не между ними и защитниками, – продолжил Слуцкий. – Плюс один из основных способов взлома обороны соперника у мюнхенцев – получение Роббеном или Рибери мяча на фланге и смещение с ним в центральную зону для удара или паса с удобной ноги. Их обоих надо было встречать там, создавая численное преимущество. Поэтому Вернблум с Цауней действовали ниже обычного.
Далее мы обращали внимание на то, как высоко «Бавария» прессингует и как опасны их атаки сходу, после перехватов. Поэтому ставилась задача начинать выходы вперед длинными передачами, минуя опорную зону. Насколько опасно играть иначе мы увидели сразу же – при первом голе. Вася Березуцкий отдал пас Витинью, того накрыли, последовал перехват, фол, штрафной и 0:1.
Но и длинные пасы панацеей, конечно, не являлись, особенно учитывая то, что делались они обычно в условиях нехватки времени, и, как следствие, в не самые удобные зоны. Хонде или Мусе под внимательным присмотром Боатенга и Данте было крайне непросто зацепиться за мяч.
А если мы пытались двигать мяч, а не забрасывать его вперед, то из-за противодействия соперника приходилось делать это настолько быстро, что без ошибок было не обойтись. Наши футболисты не могут играть на такой сумасшедшей скорости: им просто не приходится этого никогда делать.
Сегодня единственный, на мой взгляд, способ борьбы с «Баварией» – тот, что продемонстрировал «Челси» в игре за Суперкубок Европы. Но и там, несмотря на ничейный счет основного и дополнительного времени, немецкая команда имела такое количество моментов, что вполне могла разгромить соперника. Однако при этом «Челси» сумел провести несколько очень опасных атак и два раза забить.
Именно это, а не количество пропущенных мячей, и было главным нашим отличием от англичан. Поэтому и основные претензии у меня не к обороне, а к атаке. И дело даже не в том, что мы не забили, а в том, что было несколько эпизодов, где можно было сыграть гораздо более качественно. В матче с таким соперником ими нужно особенно дорожить.
– Будь у нас не столь юное нападение, шансы увеличились бы?
– В каких-то конкретных эпизодах – наверное, но принципиально ничего бы не поменялось. Можно утешать себя мыслью, что с Эльмом, Дзагоевым, Думбья и Фернандесом мы выглядели бы иначе. Однако на самом деле надо признать, что это могло сказаться лишь на счете, а не на сути данного матча.
ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ УРОВЕНЬ
– Получается, что «Бавария» непобедима и бороться с ней бесполезно?
– В каком-то отдельном матче, как, например, с «Боруссией» в Суперкубке Германии она проиграть может, но в целом, учитывая и прошлый год, и то, как они быстро перестроились в нынешнем, можно с уверенностью сказать: сегодня это безусловно сильнейший клуб мира.
И однозначно: это сильнейший из соперников, которые когда-либо доставались нам в Лиге чемпионов. На «Сантьяго Бернабеу» мы тоже проиграли крупно, но те 1:4 были с борьбой, с нашими шансами, причем достаточно приличными, пусть и перечеркнутыми собственными ошибками. А эти 0:3 оставили совсем другое ощущение: мы играли с командой, которая нам просто не по зубам.
– Такое ощущение вы испытали впервые за время работы в ЦСКА?
– Да. Всегда был уверен, что мы хоть и не попадаем в число ведущих команд Европы, находимся где-то недалеко и всегда можем навязать им равную борьбу – при помощи правильной тактики, самоотдачи и так далее. Здесь же почувствовал принципиально отличающийся от нашего уровень.
– Вы понимаете, за счет чего он достигается?
– За счет того же, что и любой другой: футболистов, их общих игровых характеристик и конкретной готовности, а также отлаженности взаимодействий и той скорости, на которой эти взаимодействия проходят. В этом году много рассуждали о том, как футболисты «Баварии» перестроятся с Хайнкеса на Гвардьолу. Так вот, могу сказать: они по уровню своего мастерства будут блестяще играть в любой предложенный им футбол.
– Но та же «Барселона» умеет не меньше, а как была бита немцами?!
– В истории суперклубов бывают периоды, когда складывается всё и они поднимаются на самую вершину. Два года назад там как раз и была «Барселона», сегодня пришло время «Баварии». Как долго продлится ее гегемония? Кто же это сейчас предскажет!
– Какие выводы из встречи с гегемоном вы вынесли лично для себя?
– Когда ты смотришь со стороны, как «Бавария» расправляется, условно, с той же «Барселоной», отмечаешь: да, очень сильная команда и идешь дальше. Когда же сам оказываешься внутри этого тайфуна, ощущения совсем другие. Понимаешь, что в твоей профессии есть принципиально иной уровень. Как к нему хотя бы подтянуться? Рецепт здесь, наверное, самый банальный: только через работу.
– И можно мечтать, что когда-то этот уровень будет достигнут в России?
– Мечтать-то можно. Но на данном этапе для какой-то из российских команд он вряд ли достижим. А что будет в будущем – поживем, увидим.
ДАЖЕ В ТАКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЖНО НАЙТИ СВОИ ПЛЮСЫ
– Посмотрев на своих футболистов на таком космическом фоне, открыли в них что-то новое? Довольны хоть кем-то?
– На самом деле я доволен достаточно большой группой игроков. Особенно теми людьми, которые не являются признанными лидерами, но сыграли увереннее, чем многие от них ожидали.
– Имеете в виду Набабкина со Щенниковым?
– Давайте обойдемся без фамилий. Могу только сказать, что мы постараемся закрепить те полезные навыки, которые наши футболисты опробовали на совсем новом уровне. В любой ситуации есть свои плюсы: кому-то этот матч, несмотря на счет, добавит недостававшей уверенности в своих силах и игровой наглости. Ведь если уж против лучшего клуба мира у них что-то получалось, то против остальных все просто обязано быть на уровне.
– В том числе и против других соперников по Лиге чемпионов?
– Стратегически в борьбе за выход в плей-офф у нас ничего не изменилось. «Бавария» изначально была явным фаворитом группы и рассчитывать на очки в гостевом матче с ней было бы, мягко говоря, слишком самонадеянно. Немцы принципиально сильнее не только нас, но и «Манчестер Сити», не говоря уже о «Виктории». А счет – это уже дело второе. Так что вся борьба в нашей группе по-прежнему впереди.
– Психологически после такого урока футбола, а проще говоря – дикой трёпки, тоже ничего не поменялось?
– Осознавать, что в профессии есть люди, качественно тебя превосходящие, трудно. Но что делать, если это так? С остальными-то бороться можно и нужно.
– В том числе – и со «Спартаком», ждущим вас в воскресенье?
– Это уж – вне всяких сомнений.
– Фиаско в Мюнхене на дерби не скажется?
– Я вообще не понимаю, как один матч может сказаться на другом. Нет, если в нем кого-то травмировали или дисквалифицировали, то взаимосвязь, конечно, очевидна. Или если одна игра в четверг, а другая – в субботу. А вот в плане психологии...
Журналистские попытки вывести здесь какие-то закономерности, на мой взгляд абсолютно надуманы. И люди, которые много лет играют в футбол, знают, что подобных закономерностей просто не существует. Каждый матч – своя отдельная история, будь же дело иначе, все бы давно всё просчитали и могли ситуацией управлять. Но этого же не происходит!
В четверг мы начинаем готовиться к «Спартаку» и это совсем другой сериал по сравнению с мюнхенским. А ожидаемые потом сентенции, что ЦСКА сделал или не сделал правильных выводов из поражения в Мюнхене, оставим на совести тех ваших коллег, которые с ними выступят.
КОГДА ВЕРНУТСЯ ТРАВМИРОВАННЫЕ
– Между тем, в интернете уже вовсю гуляет версия, что вы, учитывая собственный ограниченный кадровый ресурс и понимая силу «Баварии», сознательно пожертвовали матчем с ней перед дерби, предпочтя поберечь свои совсем не безграничные силы.
– И в чем это выражалось? В отсутствии желтых карточек? По всем показателям мы проделали даже больший объем работы, чем обычно. Да и вообще, зачем я буду пытаться объяснить очевидные вещи людям, далеким от спорта и не понимающим, какое место в карьере игрока высокого класса занимает матч против лучшей команды мира? Со «Спартаком» мы играем регулярно и каждый год, а вот с «Баварией» (тем более с такой!) все игроки ЦСКА встретились впервые в жизни. Разве только Тошич выходил на несколько минут на замену, играя за «Кельн». Как вообще можно принести подобный матч в жертву? Это же просто абсурд!
– На игре с «Баварией» отсутствие четырех ключевых игроков ЦСКА, о которых мы говорили выше, сказалось, по вашим словам, непринципиально, но вот со «Спартаком» ситуация может быть совсем другой...
– И что тут можно сделать? Пока травмированные футболисты не вернутся в строй, мы вынуждены искать им замену.
– Как я понимаю, вернутся все четверо уже совсем скоро?
– Я бы не был так оптимистичен. У каждого все настолько в ручном режиме, что дать точный прогноз невозможно. У Думбья заканчиваются три недели лечения – сейчас он должен сделать снимок, по которому будет понятно, что делать дальше.
– На тренировке перед «Баварией» Сейду сказал мне, что хочет сыграть уже во втором матче Лиги чемпионов – против «Виктории».
– Хотеть-то он и в Мюнхене хотел. Но что скажут врачи, пока неясно. У Эльма все идет на поправку, но он тоже еще не закончил прием лечебных препаратов, поэтому твердую дату возвращения Расмуса в строй назвать нельзя. У Дзагоева ситуация оказалась лучше, чем предполагалось в связи с первоначальным диагнозом, но вся моя практика показывает: любая мышечная травма так или иначе выбивает футболиста недели на три. Что же касается Фернандеса, то он уже работал в общей группе, но колено у Мариу еще побаливает, что вполне естественно после перенесенной им операции. Сейчас мы дали ему паузу. Надеемся – совсем небольшую.
– А что опять приключилось с Гонсалесом?
– Ничего страшного – просто болезненный ушиб.
19 вересня 2013 12:18