Хацкевич: «Пока мы своей цели в группе не добились»
Александр Хацкевич рассказал о задачах киевлян в Лиге Европы УЕФА, главном уроке Валерия Лобановского, самой большой тактической проблеме команды и о том, как и почему меняется игра Дьемерси Мбокани, Дерлиса Гонсалеса, Евгения Хачериди и других его подопечных.
– Вам приятно, что «Динамо» первым пробилось в плей-офф Лиги Европы?
– Большого значения этому не придаю. Главным был выход в следующую стадию, хотя должен сказать, что пока мы своей цели в группе не добились. Наша задача – первое место. Когда сделаем это, тогда, может, будет минимальная удовлетворенность.
– Как подытожите выступление команды после четырех туров?
– У нас были разные игры, даже разные таймы и отрезки. Плохо, что целостных матчей не получалось. Нам не удавалось начинать сильно и агрессивно, а потом доводить игру до конца в таком же ключе. Постоянно приходилось проявлять характер. У меня достаточно седых волос появилось после всего этого. Хотелось бы более стабильной и целостной игры от начала и до конца. Вот над этим нам еще нужно очень много работать.
– Финал Лиги Европы-2017/18 состоится в Лионе – городе, где «Динамо» завоевало Кубок кубков-1986.
– Я смотрел тот матч против «Атлетико», мне было 13 лет. До сих пор помню знаменитую атаку веером [когда Олег Блохин забил второй гол] – она прямо сейчас стоит у меня перед глазами, это было фантастически.
Ваш намек понятен, но давайте не будем загадывать. Надо делать шаг за шагом. Сыграем эти два матча, потом будем ждать жеребьевку. А там уже постараемся подойти к Лиону как можно ближе. Как и любое поколение «Динамо», мы хотим попасть в историю. Главное – все-таки попасть, а не влипнуть.
– Говорят, на любого тренера «Динамо» давит тень Валерия Лобановского. Вы это ощущаете?
– Лобановский – великий тренер и историческая личность для нашего клуба. В «Динамо» сменилось много тренеров после Валерия Васильевича, и многие, конечно, пользовались его методиками. Однако сейчас футбол более динамичный, скоростной. Хотя принципы остаются те же – как в ведении игры, так и в отношении к игре. Тогда он опережал время, но впоследствии футбол начал развиваться в другом направлении.
К сожалению, нам не удалось увидеть, как он бы справлялся с новыми реалиями, связанными с тем, что сейчас у тренера немножко другое влияние на футболистов. Увы, он очень рано ушел из жизни. Хотя я думаю, что даже в этой ситуации он нашел бы что-то новое и снова шел бы впереди всех.
– Наверное, сохранить то, что было заложено Сергеем Ребровым. В частности, хороший контроль мяча. Да, у нашего штаба другое видение: мы хотим играть в более быстрый атакующий футбол, не передерживать мяч. Но все равно контроль-то должен быть. Теперь мы стараемся научить игроков по-другому им пользоваться.
Иногда мы видим, что можно продолжать атаку, провести ее быстро, но ребята пытаются сохранить мяч, сыграть более надежно. И вот этот переход от тактики контроля к тактике быстрого выхода в атаку – самое сложное, чего мы стараемся добиться. Главная трудность здесь – мы работаем с командой пока слишком короткое время.
– Именно это продиктовало изменение базовой схемы с 3-4-3 на 4-4-2 или 4-4-1-1?
– Конечно, сам такой футбол подразумевает игру с двумя нападающими и быстрыми флангами, но также мы исходим из того, какими исполнителями располагаем. Мы хотим использовать сильные качества наших атакующих игроков. Мы видели, что можно поменять в этом направлении и что нужно было поменять. Поэтому и перестроились на новую схему.
– Считается, что такая модель более уязвима при быстром переходе соперников в атаку, особенно, когда они выходят из-под вашего прессинга. Как вы пытаетесь справляться с этим моментом?
– Да, сейчас мы больше рискуем в атаке, и появляется пространство как в центральной зоне, так и на нашей половине. В этом контексте мы делаем большой акцент на игру наших центральных защитников плюс одного из опорных, которые должны контролировать эту зону.
Мы просим одного из крайних защитников обязательно поддерживать атаку, но больше нет требования идти вперед вдвоем. Потому что быстрый переход от обороны, контратака – это то оружие, которое большинство соперников использует против нас. Мы работаем над этим: что-то получается, что-то – нет. Но я согласен, что, по крайней мере, в чемпионате Украины это наше самое уязвимое место.
– Вы требуете быстрой доставки мяча в зону нападения. Для этого очень важен первый пас от центральных защитников. Вы довольны этим компонентом их игры?
– Если брать по персоналиям, то, может быть, у Жени Хачериди с этим проблемы. А вот Домагой Вида обладает первым пасом. У Томаша Кадара хороший как средний пас между линиями, так и длинный диагональный или за спину защитникам. Конечно, это требование современного футбола.
В такой, более динамичный футбол, наверное, играет сейчас большинство клубов и сборных. Потому что контроль мяча – это хорошо, но для этого нужно иметь очень сильных центральных полузащитников, которые могут сохранять мяч.
– По моим впечатлениям, в этом сезоне и Хачериди прибавил в данном компоненте. Видел у него несколько хороших диагоналей в сборной, да и в «Динамо» он уже не только ближнему пасует...
– Скажу, что у него действительно есть это качество. Просто Женя перестраховывается, хочет действовать более надежно. Как он выражается: для меня главное сыграть в обороне, а атака – дело других. Но мы с Олегом Лужным постоянно говорим ему, что современный футбол подразумевает хороший первый пас от центрального защитника, особенно когда мы много играем позиционно [в атаке]. И главное, что у него же есть неплохой средний и длинный пас, но он им пока редко пользуется.
– Насколько сложнее команде стало строить атаки без Андрея Ярмоленко?
– Андрей – сильный футболист в индивидуальном плане. Игра состоит из фрагментов, эпизодов – и он умеет их решать. В атаке Ярмоленко очень эффективен не только технически, но и интеллектуально. Он очень много берет на себя, не боится ошибиться, не боится ответственности. Честно говоря, на данный момент мы так и не смогли его заменить.
– По своим качествам Виктор Цыганков наиболее близок к тому, чтобы хоть попытаться заменить Ярмоленко?
– Витя – очень интересный футболист в техническом и скоростном компоненте, в понимании игры. С такими приятно работать. Но мы понимаем: у него сейчас такой возраст, что нужно набраться терпения. Его огромный потенциал очевиден – я ему лишь пожелаю здоровья и веры в свои силы. Если он будет верить в себя и продолжать работать так, как работает все это время, то вырастет в очень сильного игрока.
– При схеме с двумя нападающими редко играют с инвертированными вингерами. Перевод Дерлиса Гонсалеса на правый фланг связан именно с этим?
– После каждой игры мы смотрим распечатку эффективности футболистов. Я сейчас не беру функциональные показатели – сколько он пробежал, сколько сделал рывков – а такие, как, например, встречи с мячом, количество обводок, передач и прочее. Так вот, мы проанализировали его игру на левом фланге и увидели, что он слишком мало доставляет мяч в штрафную.
Он часто уходит в середину, но не обладает ударом, как говорят, из точки в точку. Нет у него и стабильно хорошей проникающей передачи. В итоге мы приняли такое решение, и надо сказать, что данные по последним матчам показывают, что справа он действует эффективнее.
– У «Динамо» четыре хороших центральных нападающих плюс Денис Гармаш, способный сыграть оттянутого форварда. Насколько сложно управлять именно этой группой? Поддерживать мотивацию и психологическое состояние тех, кто играет меньше?
– У нас плотный календарь – с 15 июля практически каждую неделю мы проводим по три матча. Воскресенье – четверг – воскресенье: в таком цикле мы часто меняем сочетания в атакующей группе. Для нас такая вариативность приятна, ведь есть достаточно сильные исполнители в этих позициях, и каждый из них, считаю, получает достаточно игрового времени. Конкуренция в этой зоне нас полностью устраивает.
– Дьемерси Мбокани сейчас ваш форвард номер один. Раньше к нему были вопросы по работе без мяча, в фазе обороны. Насколько вас устраивает его игра в этом смысле?
– Сейчас он достаточно много работает на команду, когда мы защищаемся. На сборе в Австрии наш первый разговор длился пять минут. Я сказал: если выполняешь требования, которые я предъявляю к тебе как в атаке, так и в обороне – ты играешь. Конечно, он как истинный форвард говорил, мол, моя задача – забивать. Но я объяснил: возможно, в других командах у тебя была только такая задача, но у нас еще прибавляются требования по обороне. В первую очередь – при потере вступать в отбор, создавать помеху, не позволять защитнику выходить с мячом в атаку.
Признаюсь, первое время было тяжело, но потихоньку-потихоньку он начал это делать. И главным образом потому, что очень здорово отработал сбор, выполнил всю работу, предложенную команде. До этого я общался с Ребровым о нем. Еще раньше, когда работал в дубле, а главным тренером был Олег Блохин, видел, как он тренировался. И вижу разницу с сегодняшним днем. Сейчас к Мбокани нет никаких претензий по тренировочному процессу – и все это в итоге сказывается на его игре.
– Можно ли говорить, что из всех ваших форвардов по манере игры и диапазону действий выделяется Жуниор Мораэс?
– Я бы в первую очередь сказал, что отношение у него – просто сумасшедшее. Это человек, который не хочет проигрывать даже на тренировке, я уже не говорю о матчах. Иногда я ему даже говорю: ты много разбрасываешься, ты слишком большую работу делаешь. Но все равно это подкупает. Поэтому он выделяется, прежде всего, своим отношением ко всему – начиная от быта и заканчивая, собственно, игрой.
– Перед интервью я видел на тренировке Николая Шапаренко, Виталия Миколенко, Евгения Смирного, Ахмеда Алибекова. Это ваш ближайший резерв?
– С нами постоянно тренируется большая группа молодых ребят. Мы их видим каждый день, получаем информацию от тренера молодежного состава. Называть фамилии пока не стану. Вот у нас была неделя, когда уехали игроки сборных и мы много привлекали молодых. Два дня смотришь – все здорово, просто не налюбуешься ребятами. А на третий – как будто подменили. Понятно, что они молодые, эмоции и желание зашкаливают.
Сейчас мы работаем в таких условиях, что должны делать больший акцент на своих воспитанниках. Но нужно время, чтобы постепенно вводить их в состав, выпускать в матчах чемпионата. А для этого они должны, в первую очередь, показывать свою готовность на тренировках. Работают-то они хорошо, теперь хотелось бы чуть больше качества и мысли на поле.
– Кто из отданных в аренду игроков может получить шанс в «Динамо» в ближайшее время?
– Конечно, мы следим за всеми ребятами. Например, [Александр] Тымчик и [Богдан] Михайличенко получают достаточно игровой практики в премьер-лиге [в составе «Стали»]. Их прогресс в первую очередь отслеживает Олег Лужный, так как он отвечает за защитников. Я же больше слежу за игроками полузащиты и атаки.
Сейчас много говорят об Александре Андриевском, которого я прекрасно помню еще по работе с дублем. Это футболист с отличными качествами, и дай бог, чтобы он держал тот уровень, который сейчас показывает в аренде в «Заре», да еще и прогрессировал. Он тоже относится к числу умных футболистов, думающих на поле. Если еще добавит в плане исполнения, то вырастет в очень сильного игрока.
21 листопада 2017 14:47