Взлеты и падения Хельмута Дукадама
Без сомнения, самой колоритной фигурой в стане «Стяуа» – сегодняшнего соперника киевского «Динамо» в Лиге Европы – является президент бухарестского клуба Хельмут Дукадам. Именно он стал главным героем финала Кубка европейских чемпионов 1986 года, в котором «Стяуа» сенсационно обыграла «Барселону». Впервые коллектив из социалистической страны добыл победу в самом престижном из клубных турниров. Впоследствии повторить успех удалось лишь «одноклубникам» из югославской «Црвены Звезды».
Дукадам родился в День дураков – 1 апреля 1959 года. Через 27 лет, один месяц и одну неделю, 7 мая 1986-го, он оставил в дураках одну из самых знаменитых команд мирового футбола, а сам прославился на все времена. 188-сантиметровый страж ворот первым из румын попал в Книгу рекордов Гиннеса, отразив четыре 11-метровых удара в послематчевой серии!
«Труднее всего мне пришлось во время первой попытки, которую Алексанко исполнял после промаха нашего штатного пенальтиста Мажару, – вспоминал впоследствии герой. – Но испанец в последний момент все-таки раскрылся, по движению ноги я понял, куда полетит мяч, и поймал его в правом нижнем углу. Дальше уже шла игра нервов и мозгов, этакий чет-нечет. Я был уверен, что Педраса тоже пробьет вправо от меня, и оказался прав. Его ошибку повторил Пичи Алонсо. Ну а Маркосу уже ничего не оставалось, как пробовать поразить левый угол, к чему я уже тоже был готов...»
Остается добавить, что Балинт и Лэкетуш свои пенальти забили, и «Стяуа» выиграла – 2:0. Впрочем, посмотрите ту драматичную развязку сами, открыв видео...
По итогам года Дукадама, пропустившего всего пять мячей в девяти поединках Кубка чемпионов, признали лучшим футболистом Румынии, что никого не удивило. А вот история, вынудившая голкипера распрощаться с большим футболом, через несколько лет обросла подробностями, достойными сюжета политического детектива. После революции, освободившей страну от Чаушеску и его семьи, некоторые издания инкриминировали преждевременный сход Дукадама со сцены... сыну диктатора, Валентину, в 80-е годы являвшемуся неофициальным президентом «Стяуа».
Он, мол, положил глаз на «мерседес», врученный голкиперу одним из спонсоров клуба по горячим следам триумфального севильского вечера. А футболист якобы отказался продавать авто за предложенную символическую сумму. После очередной тренировки Хельмута у выхода со стадиона ждали четверо сотрудников всемогущей Секуритате – румынской тайной полиции, которые вывезли вчерашнего героя на окраину Бухареста и избили железными прутьями, сломав руку.
Сам голкипер в автобиографической книге настаивает на том, что завершил карьеру из-за ошибки врачей. Вместо того, чтобы залечить травму, он с одобрения доктора продолжал тренироваться. Боль в правой руке не утихала, а в один из дней конечность опухла и стала неметь: закупорка сосудов. Операция, длившаяся более четырех часов, спасла от ампутации, но в ведущие клубы путь Дукадаму уже был заказан...
После двухлетней паузы в выступлениях Хельмут провел два сезона в скромном «Вагонуле», закрыв свой послужной список. Помимо «Стяуа», там значились также «Конструкторул» и УТА.
Сменивший Дукадама кипер Стынгачу не только приложил руки к завоеванию Суперкубка УЕФА (в Монако бухарестцы обыграли киевское «Динамо»), но и стал рекордсменом Румынии, выдав в сезоне-86/87 «сухую» серию из 498 минут. Что же касается Чаушеску-младшего, тот, по рассказам самих игроков, действительно любил футбол и по мере сил сопротивлялся гегемонии «Динамо». «Но это было очень сложно, – признается позже сын диктатора, – как вообще сложно было в чем-нибудь противостоять МВД. Ну, а в годы своего наивысшего взлета «Стяуа» уже не нуждалась в помощи, поскольку была наголову выше конкурентов».
Осенью 1985-го, после стартовой игры бухарестцев в Кубке чемпионов с датским «Вейле», Валентин Чаушеску (на фото внизу в плаще) зашел в раздевалку своей команды и заявил, что, по его мнению, «Стяуа» способна идти до конца. «Мы тогда лишь ухмыльнулись в ответ, – вспоминал игрок той команды, впоследствии ставший тренером, Ласло Белени. – Но когда в Севилье я целовал Кубок, те слова Чаушеску звенели в моих ушах...»
«Он был противоположностью большинству членов своей правящей семьи, – скажет много лет спустя Георге Хаджи, искренне ненавидевший Чаушеску-старшего, но пребывавший в отличных отношениях с его сыном и частенько привечавший «царевича» у себя дома. – Валентин постоянно был около команды, всегда находил время, чтобы пообщаться с игроками».
Возвращаясь к персоне Дукадама, который после окончания карьеры занялся бизнесом, став владельцем логистической фирмы и футбольной школы, а 11 августа 2010 года вернулся в «Стяуа» уже в качестве президента, нельзя не вспомнить еще одну колоритную фигуру. Предложение занять административный пост экс-голкиперу сделал Георге Бекали, владелец клуба с февраля 2003 года.
Бывший пастух, сделавший состояние на перепродаже земли, он зарекомендовал себя не только удачливым дельцом, но и амбициозным политиком. В 2004-м баллотировался на пост президента страны, набрав 1,77% голосов и заняв шестое место в выборной гонке.
Бекали (фото выше), не скрывавший своих националистических и ксенофобских взглядов, преспокойно мог в прямом эфире обматерить собеседника или выплеснуть ему в лицо стакан вина, в буквальном смысле натравливал охранников на журналистов. В то же время он известен своим участием в благотворительных акциях и пожертвованиями в адрес церкви. На его средства в Румынии построены более 20 храмов. В свое время он премировал футболистов «Стяуа» внушительными статуэтками Святого Георгия, отлитыми из чистого золота. Намек – налицо, но подобные призы – еще не повод для обвинений в богохульстве. Куда более вызывающим для верующих оказалось полотно, по заказу Бекали списанное с «Тайной вечери» Леонардо. Владелец «Стяуа» занимает на картине место Иисуса, наставляя одиннадцать игроков и тренера.
Нынче одиозный владелец «Стяуа» отбывает трехлетний тюремный срок. В мае 2013 года его осудили вместе с двумя бывшими должностными лицами министерства обороны Румынии за махинации с землей, нанесшие ущерб государству на сумму порядка 900 тысяч долларов. Из-за решетки он и будет смотреть сегодняшний матч с киевлянами, итог которого может повлиять на судьбу второй путевки в плей-офф от нашего квартета Лиги Европы.
Бекали, на чьи средства бухарестская команда продолжает функционировать, конечно же, надеялся на то, что его игроки пробьются в Лигу чемпионов. Однако в последнем отборочном раунде «Стяуа» уступила путевку в главный турнир болгарскому «Лудогорцу». Уступила анекдотично, по итогам серии пенальти, в которой ворота соперников защищал... полевой игрок.
А представляете, с какими чувствами переживал ту неудачу специалист по отражению 11-метровых Хельмут Дукадам!..
10 грудня 2014 07:50