«Золотой мяч» как зеркало мира
«Золотой мяч», с 1956 года вручавшийся лучшему футболисту Европы, а теперь – мира, за более чем полвека изменился не столько по форме, сколько по содержанию.
Если раньше международное жюри France Football определяло действительно самого успешного игрока уходящего года, то теперь под эгидой ФИФА мы ежегодно выбираем лучшего из действующих кудесников мяча. Как говорится, почувствуйте разницу…
В итоге из конкурса выхолащивается сама его идея. Собственно, а чего мы ждали? Меняющемуся на наших глазах – и не факт, что в лучшую сторону – миру нужны колдуны-фокусники, непобедимые супергерои…
Но обо всем по порядку.
Когда на заре новой футбольной эры главный редактор журнала France Football Габриэль Ано затеял первый опрос по определению лучшего игрока Старого Света, он обратился к коллегам из других европейских стран с предложением выдвигать имена лауреатов. Те охотно откликнулись – в итоге первый «Золотой мяч» достался 41-летнему англичанину Стэнли Мэтьюзу (он доиграл до 50-ти, повесив бутсы на гвоздь в рыцарском титуле).
В первую послевоенную пору народы Европы жили не очень сыто, но все-таки довольно размеренно, чтя и соблюдая с таким трудом установленные национальные границы. Зато футбольная жизнь буквально закипала – шло формирование главных соревновательных структур на континенте.
Так, в 1954 году был образован УЕФА, годом позже стартовал первый розыгрыш Кубка европейских чемпионов (инициатор его проведения – все тот же месье Ано, возглавлявший еще и главную спортивную газету Франции L’Equipe), а в 1958-м состоялись и первые отборочные матчи еще одного дебютного турнира – чемпионата Европы.
Словом, футбольному континенту, взявшемуся за написание новой истории, нужны были общие герои – великие игроки, титаны и атланты. И каждый, получавший «Золотой мяч» – самую авторитетную индивидуальную награду в этом виде спорта – и превращался в такую живую легенду.
Описать словами эту славу вряд ли представляется возможным. Сами посудите, международный календарь тогда был не столь интенсивным, лучшие команды и футболисты редко заглядывали в чужие края. К нам – за железный занавес и подавно. Увидеть зарубежных звезд на экране (в кинотеатре, а позднее – и по ТВ) можно было тоже мельком, но зато людская молва и печатная пресса, как могли, восполняли этот недостаток. И неизбалованная публика ласкала своих кумиров по фотографиям, а еще на слух.
Что это были за люди! С какими загадочными именами! Их передавали из уст в уста, как откровения свыше: Альфредо ди Стефано, Раймон Копа, Луис Суарес, Эйсебиу, Бобби Чарльтон, Джордж Бест… Действительно лучшие из лучших. Первым из наших в это сонмище богов был отнесен Лев Яшин (1963), позднее – Олег Блохин (1975), Игорь Беланов (1986). Когда наступил черед Андрея Шевченко (2004), круг претендентов на «Золотой мяч» стал если не круче, то уж точно – еще шире.
С 1995 года в анкетах членов жюри, состоявшего из узкого круга журналистов, могли упоминаться уже не только европейцы, как было прежде, но и выходцы с других континентов – впрочем, только те из них, кто выступал в клубах Старого Света. А с 2007-го, поспевая за процессами глобализации, «Золотой мяч» устранил и это ограничение, оставившее, к слову, за чертой его лауреатов обоих известных нам королей футбола – Пеле и Диего Марадону. К счастью, их славы хватило и на современников, и на поколения потомков.
Что же касается конкурса France Football, он в своем патриархальном виде был сдан в архив в 2009-м. Это был год первого триумфа Лионеля Месси и последний опрос, проведенный прежним, сугубо журналистским составом жюри. С 2010-го приз лучшему футболисту планеты называется «Золотой мяч ФИФА»…
Его предыстория прозаична. В кризисное лихолетье France Football не избежал серьезной реорганизации, став составной частью медиа-группы Amaury, которая в свою очередь вошла в тесный альянс с ведомством Зеппа Блаттера, переуступив ему львиную долю своих родительских прав на «Золотой мяч».
Как результат – теперь лучшего из лучших выбирают тренеры и капитаны национальных сборных, а также сохраненные в квоте France Football журналисты. Казалось бы, всем надо возрадоваться – конкурс должен только выиграть от того, что писателей-теоретиков наконец-то потеснили практики-специалисты. Загвоздка в одном – жюри «Золотого мяча ФИФА» образуют ныне свыше 600 человек (по три – от каждого члена ФИФА), большинство из которых представляют, мягко выражаясь, не самые развитые футбольные страны (ну сколько в мире таковых? Ну точно меньше сотни, а действующих членов ФИФА – 209…)
Мало того, с 2010 года тем, кто определяет будущих обладателей «Золотого мяча ФИФА», не предлагается никаких критериев оценки игры футболистов, кроме единственного – выбирать лауреата из предварительно утвержденного списка 23-х. Тогда как прежде 30-50 журналистов, прежде чем отдать за кого-то свой голос, принимали во внимание командные достижения каждого из номинантов, их личные успехи на протяжении всего календарного года, а также общий вклад в развитие футбола.
Именно такой подход в определении футболиста года и предоставлял шанс на «Золотой мяч» не только солистам, мастерам обводки, паса и гола, но и великим чернорабочим и даже тем, кто лучше других защищал свои ворота. Теперь же, когда миром правит глобальный популизм, избранниками масс несомненно будут только главные чародеи и фокусники…
А лучшие из них ныне понятно кто – Криштиану Роналду (2008 и 2013) и Лео Месси (2009, 2010, 2011 и 2012).
P.S. Автор этого текста с 2002 года является членом жюри «Золотого мяча», переняв эстафету из рук Авдея Пиналова. Выраженное здесь мнение является личным суждением Игоря Линника на заданную тему.
14 січня 2014 15:25