Воронин: «Доказывать ничего не буду»
В немецкую «Фортуну» динамовец Воронин отправлялся в ранге одного из самых ярких футболистов российского чемпионата. Однако в Германии в его активе лишь одна голевая передача за полсезона, а в пассиве – скамейка запасных. Что случилось?
«НЕ НАМЕРЕН НИКОМУ НИЧЕГО ДОКАЗЫВАТЬ»
Семья Ворониных живет в престижном пригороде Дюссельдорфа. Двухэтажный домик в тихом зеленом районе. Кроме корреспондента «ССФ» в тот вечер вокруг ни души. Паркуй машину, где хочешь, – для крупных немецких городов это редкость. А вот в доме Андрея тишины как не бывало: фоном по телеку идет программа «Давай поженимся», которую никто не смотрит, супруга Юля играет с дочкой Софией, а Андрей с сыном и тезкой возится в машинки.
– Моя любимая – синяя, – объясняет Андрей Андреевич.
Футбольных мячей не видно, но выясняется, что в доме их целых пять.
– Мечтаю, чтобы он за «Ливерпуль» играл, он же там родился, – говорит Юля.
Забавно, что Андрей-младший одет в майку «Барсы».
– Да он в ФИФА играет на моем телефоне и всегда выбирает «Барселону», – объясняет папа.
– Судя по тому, что у вас есть наше телевидение, вы в курсе, что происходит в России.
– Новости как раз больше из Интернета узнаю. Вот из вашего сайта с интересом узнал, что Зырянов в сборной завершил карьеру. А по телевизору смотрю в основном игры Лиги чемпионов да матчи «Динамо».
– Ваш отъезд в немецкую «Фортуну» многие расценили как желание доказать…
– Зачем мне что-то доказывать? И кому?
– Может быть, Силкину?
– Мне что, делать больше нечего, как доказывать кому-то что-то? Не намерен. Тем более Силкину… В первую очередь я ехал в »Фортуну» играть в футбол, получать от него удовольствие и помогать клубу.
– Но после ухода из »Динамо» Божовича все говорили, что своей игрой Воронин доказал ему его неправоту как тренера. Он же вас не ставил…
– Кто об этом говорил? Журналисты. Но ситуации с Божовичем и Силкиным даже сравнивать не стоит.
– Почему?
– С Божовичем не было никаких проблем. Он хороший специалист, у него интересные тренировки. Просто так случилось: клуб взял нового игрока – Мисимовича, и тренер первое время стал ставить его. В своем последнем матче на посту главного тренера в »Динамо» он меня выпустил в основе.
«ЗНАТЬ БЫ, ЧТО СИЛКИН УЙДЕТ ТАК СКОРО…»
– Тем не менее в России ожидали, что в »Фортуне» вы станете лидером. А вы даже не всегда попадаете в заявку. В чем дело? В свое время Александр Глеб, перейдя в »Бирмингем», признался, что не стоило ехать в команду, которая не играет в доминирующий футбол, а больше делает ставку на »физику». Не ваш случай?
– В этом действительно что-то есть. В »Байере», «Ливерпуле», «Герте», «Динамо» были команды с отличным и опытным подбором футболистов. Даже «Майнц» во второй лиге был лидером. Мы всегда старались играть от себя. Я не говорю, что в »Фортуне» слабый подбор футболистов. Но игра здесь строится иначе. В том же »Байере» у меня даже мыслей не было отходить назад. Для этого были Шнайдер, Барбарес. Моей задачей было лишь бежать вперед и думать, как бы не попасть в офсайд. Но помимо этого были и другие объективные причины моего спада.
– Какие же?
– Плохо, что не прошел с командой предсезонку. Это основное. До этого тренировался с дублем «Динамо», но даже там начал позже всех из-за участия в чемпионате Европы. К тому же на синтетике... Из-за работы на искусственном поле нажил проблемы со спиной. Обращался к докторам, массажистам. А еще в »Фортуну» в начале сезона пришли 18 новых футболистов. Две недели совместных тренировок – очень мало, чтобы понимать друг друга на поле. Хотя тренер сначала доверял, ставил меня в основу. Но я не был готов помочь тогда по объективным причинам.
– Как складываются отношения с тренером сейчас?
– Майер сказал, что рассчитывает на меня после зимних каникул. У меня будет время набрать оптимальную форму. Все в моих руках. Никаких проблем с тренером у меня нет, как это пытаются представить в прессе.
– Как понимаю, нет и сожаления по поводу перехода…
– Какие перспективы у меня были в »Динамо»? Сидеть в дубле и тренироваться на искусственном поле. Вариант с »Фортуной» даже в нынешнем виде более предпочтительный, согласитесь. Отличный чемпионат, хорошая страна, знакомый тренер. Хотя, если бы знал, что через неделю после моего отъезда в »Динамо» сменится тренер, мог бы спокойно перетерпеть. Но какой смысл говорить об этом сейчас. Надо работать и в оставшееся время сыграть нормально. А затем принести пользу «Динамо», куда вернусь летом.
«В ГЕРМАНИИ ФАНАТЫ ТОЖЕ УГРОЖАЮТ…»
– Помимо спортивных неудач, вы пару раз попадали в бытовые передряги. Например, история со снимком из ночного клуба, где вы отмечали день рождения жены, находясь на больничном.
– У меня был больничный. В день рождения жены я пришел на пару часов в ночной клуб. Меня сфотографировал болельщик «Фортуны» и выложил на сайт...
– Во время отпуска Погребняка в Англии сфотографировали в кепке «Баварии» и отправили в газету… В Германии нужно всегда быть начеку?
– Такие тут устои. Тебе улыбаются и приветливо разговаривают, а через пару минут могут позвонить в полицию и донести, что ты, например, что-то бросил мимо урны. Вообще начеку нужно быть всегда и везде. Во время тренировки я однажды не сдержался и показал журналистам средний палец … В то время у всей команды были различного рода проблемы, но все говорили исключительно про меня. Устал…
– Что было потом?
– Извинился перед клубом, командой и тренером. Знаете, прежде на меня никогда столько негатива не накладывалось. Високосный год, явно худший в карьере.
– Хотя бы обстрела на базе «Динамо» не застали – там последствия могли быть и похуже. Наверняка тогда подумали: слава богу, что меня там не было…
– Я так не думал. Случай для всех неприятный, однако и болельщиков можно понять. «Динамо» в последний раз брало «золото» в 1976 году. После прихода в клуб ВТБ надежды болельщиков возросли, но результата нет. Хотя обстрел – это, конечно, чересчур... Но нельзя забывать, что, когда мы показывали классную игру, болельщики нас фантастически поддерживали.
– Андрей, мне кажется, фраза «болельщиков можно понять» не совсем искренняя. Ведь это обстрел!
– Думаете, в Германии фанаты не выражают недовольство? После серии неудачных игр они блокируют командный автобус, просят выйти игроков и тренеров, чтобы поговорить всерьез... Когда играл в »Кельне», такие угрозы случались неоднократно.
– Обещали побить?
– Всякое говорят. После игры все на эмоциях, к тому же кто-то из болельщиков подвыпил, поэтому разговор часто переходил в агрессию. В этой ситуации главное, чтобы никто из футболистов резко не ответил.
– И тяжело сдержаться, когда на тебя льют грязь?
– Конечно, непросто. Ты и без того в отчаянии – проигрываешь, ничего не получается, а тут претензии со стороны, да еще в таком тоне.
– И как быть?
– Лучше пройти мимо, не вступать в диалог. Все равно каждый останется при своем мнении, а любая реакция может только навредить футболисту. Сейчас же все снимается на телефоны и камеры…
«ПОНИМАЮ РАЗОЧАРОВАНИЕ «ЗЕНИТА»
– В чем упрекают футболистов немецкие фанаты?
– Да везде все одинаково. Чаще всего укоряют за якобы неотработанные большие контракты... Но я всегда выхожу на поле с одной целью – побеждать.
– Смотрели видео, где динамовские хулиганы отчитывают футболистов команды на базе в Новогорске?
– Не надо делать из наших фанатов каких-то злодеев. В большинстве своем они адекватные люди. Естественно, они хотят медалей. А самое главное, чтобы на поле все игроки выкладывались. Видимо, фанатам показалось, что это не так, вот и приехали выразить свою точку зрения. Вот только футболисты – не роботы. Как и все люди, они совершают ошибки. Никто не застрахован от того, что завтра что-то не получится.
– Не удивило, что руководство не вступилось за футболистов?
– Может, они, наоборот, хотели определенной встряски, раз позволили прийти фанатам? И потом, если бы в тот момент подбежала охрана, все могло бы закончиться куда хуже...
– Самая запоминающая встреча с фанатом?
– Самая или не самая… Помню случай, когда перешел из »Кельна» в »Байер». Города Кельн и Леверкузен разделяет мост, и игры между этими командами имеют для болельщиков особое значение. Так вот на заправке ко мне подошел фанат кельнской команды – и давай сыпать гадости в мой адрес. Я не стал терпеть и сказал пару ласковых в ответ. Перепалка в итоге ничем особенным не закончилась, немец заправился и уехал. Но сотрудники бензоколонки передо мной извинились. Простите, сказали, этого клиента мы больше обслуживать не будем.
– А вы?
– Ответил, что ситуация того не стоит. Вообще с болельщиками всегда были хорошие отношения. Ко мне всегда нормально относились и на футбольном поле, и за его пределами.
– Эпизод с брошенной в Шунина петардой в России вызвал большой резонанс. В Германии это обсуждали?
– Не особо. Хотя на тренировке ко мне подходил вратарь и спрашивал подробности. Переживает за коллегу. И все. Не только же в России предметы бросают в игроков. Помните, в Кана мячиком от гольфа зарядили? К большому сожалению, такое часто происходит в футболе...
– Некоторые считают отмену матча и присуждение трех очков «Динамо» несправедливым...
– В подобной ситуации может оказаться абсолютно любая команда. На стадионе не должно быть хулиганства и оскорблений. За это должны отвечать соответствующие сотрудники – не футболисты. Давно пора вводить жесткие меры. Но разве футболисты «Зенита» виноваты в случившемся? Любому будет обидно, если для участия в Лиге чемпионов не хватит пары очков, потерянных за пределами футбольного поля.
Ведь была одна из интереснейших встреч чемпионата. Мне было очень интересно досмотреть игру до конца. Тем более «Динамо» очень здорово смотрелось. Уверен, мои московские одноклубники в любом случае добились бы победы. А вместо яркой игры снова обсуждается околофутбол.
– И лига СНГ. Что вы об этом думаете?
– Если бы в чемпионате играли сильнейшие клубы Украины и России, это только плюс. До сих пор в памяти воспоминания из детства, как ходил на »Черноморец». Когда приезжали киевское «Динамо», «Спартак», стадион забивался до отказа! Это был настоящий праздник. Каждая игра вызывала бы ажиотаж, как прошлогодняя восьмерка. На такую лигу я бы с удовольствием приходил и как болельщик.
НОВОГОДНЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ
– «Спартак» и »Динамо» в этом сезоне обменялись крупными победами. А еще запомнились тренерскими отставками. В болельщицких кругах популярна версия о »сливе» Силкина и Эмери.
– Представить не могу, чтобы игрок о таком думал. Это надо, чтобы в смене тренера были заинтересованы 16–18 человек. Такого не бывает. А двое-трое даже гипотетически ничего изменить не могут. Раз сыграют плохо, другой – и сядут на скамейку. Представляете, если это где-то потом выползет? Не верю! В моей карьере не то что разговоров, даже намека на подобное не было.
– А бывает такое чувство: выходишь на поле, но из-за неприязни к тренеру не хочется ни в футбол играть, ни тем более биться?
– Тогда лучше вообще не выходить. Ведь плохо сыграешь ты, и это все увидят. Потом про твои отношения с тренером только догадываться можно будет. Зачем позорить свое имя? Бывало другое: выходишь на поле, пытаешься что-то сделать, стараешься, но абсолютно ничего не выходит. Вот с Нальчиком такая игра была, еще при Божовиче, когда мы 0:3 в итоге проиграли. У нас ничего не получалось, а они что ни делали – все на нереально фантастическом уровне. После той игры никто ни с кем в раздевалке даже не общался. Быстро переоделись – и по домам.
– Тем не менее всем известно о недовольстве Силкиным группы опытных футболистов. В какой момент произошел раскол? Ведь все начиналось так здорово…
– На зимних сборах в Испании. Кроме Хохлова и Силкина, о которых все знали, у нас был тренер, занимавшийся аналитической работой. Он все время твердил, что надо играть от обороны. Во время того сбора Дима Хохлов остался в России, у него были курсы в ВШТ. А мы стали уходить от той игры, что у нас хорошо получалась. В товарищеских играх многое не удавалось, но аналитик твердил: «Сейчас будет восьмерка, не будет проходных соперников. Против команд из первой восьмерки надо играть от обороны». Наши доводы, что и с атакующим футболом мы обыгрывали конкурентов, не были услышаны. Игроки к такой «перестройке» оказались не готовы. Ведь мы бежали, верили в себя, казалось, что многое получится, было хорошее настроение. Все в коллективе говорили о Лиге чемпионов, рассчитывали на первое-второе место. Но увы… Сейчас все в прошлом.
– Догадываюсь, что вы загадали на Новый год.
– Все мои пожелания связаны с семьей. Главное, чтобы все близкие люди были здоровы. Прихожу домой – сын с дочей бегут с криком «папа пришел!». Что может быть лучше для отца?!
За час беседы на лице Воронина впервые появляется искренняя улыбка.
– Этот год точно сложится лучше и в футбольном смысле, – продолжает Андрей. – Силы есть, желания – вагон. А это сейчас главное!
11 січня 2013 07:50