Тотти: «Я больше не думаю о голах»
Франческо Тотти, капитан и символ «Ромы», в преддверии важнейшего матча с «Ювентусом» играет на опережение: «Мы сильнее, чем «бьянконери», нас не интересует ничья – мы хотим только победить. Мы обыграли все лучшие команды чемпионата, остался только «Юве». Скудетто? Рано говорить о подобном, но борьба за титул будет идти до последнего между нами и туринцами».
– Франческо, помнишь свой первый матч с «Ювентусом»?
– Нет.
– В мае 1995-го года. А свой первый гол «Ювентусу»?
– Нет…
– В декабре 2002-го. Наверное, первый гол в матче с «Юве» в Турине тоже не помнишь?
– Три или четыре года назад, когда нас тренировал Раньери (23 января 2010-го года, – прим. автора). Я забил с пенальти. Пришлось тогда выйти вместо Тони, я был травмирован. Еле стоял на ногах.
– Какой матч с «Ювентусом» теперь приятнее всего вспоминать?
– Вот этот, в Турине, ведь я редко забиваю «Ювентусу» – как и «Фиорентине». И еще одну встречу в тот год, когда мы взяли титул. Проигрывали 0:2 за несколько минут до конца встречи, но сравняли счет.
– Что для тебя значит «Ювентус»?
– Римское дерби – самое принципиальное противостояние, но вслед за ним идет соперничество с «Ювентусом». Это мое второе дерби. Я еще мальчишкой по-особенному относился к туринцам, ведь между ними и «Ромой» всегда была вражда на поле.
– Твои любимые игроки «Ювентуса»?
– Их много… Зидан, Кабрини, Тарделли, несчастный Ширеа, Дель Пьеро, Видаль…
– Видаль?!
– По моему мнению, сейчас он является одним из сильнейших полузащитников в Европе.
– Как считаешь, за счет чего «Ювентусу» удалось дважды стать чемпионом? Они ведь и сейчас лидируют в таблице.
– У них есть спортивная злость. Сильная сплоченная команда, упрямая, которая всегда хочет побеждать. К тому же, они уже три года играют вместе.
– А «Роме» не хватает злости?
– Возможно, немного. Мы сильнее, если рассматривать каждого игрока по отдельности, но «Ювентус» сильнее как команда. Разница в том, что они давно знакомы, выигрывали вместе, а победы помогают прогрессировать. Любой игрок, переходя в «Ювентус», знает, что должен побеждать. И знает, что так или иначе победит.
– На что ты намекаешь?
– Однажды я сказал, что, играя против «Ювентуса«, противостоишь не 11 соперникам, а 14… Тогда многие возмущались.
– С тех пор что-то изменилось?
– Мне кажется, им всегда немного помогают. Тут ничего не сделаешь.
– Помогают намеренно или случайно?
– Надеюсь, случайно. Но после того, как это случается два, три, десять раз, приходится обращать внимание.
– Новая «Рома» больше экономит, чем тратит, и дела идут хорошо. Деньги – не главное?
– Когда были проданы Маркиньос, Ламела и Освальдо, я начал переживать – ушли три игрока основы. Но я надеялся, что вырученные деньги потратят с умом. Так и вышло. Пришли, возможно, менее известные футболисты, но они уже значат для команды намного больше, чем проданные.
– Главная заслуга в возрождении «Ромы» принадлежит Гарсии?
– Он очень сильно повлиял на команду, сумел сплотить в коллектив людей, которые раньше были себе на уме. Редко чего можно добиться, когда в команде нет единомышленников. Он сумел завоевать уважение футболистов, Гарсия, в свою очередь, уважает нас. Мы все движемся к одной цели – вернуть «Рому» в еврокубки.
– Прошлогодний провал был виной Земана?
– Нет, виноваты были все – и футболисты, и тренер. Нельзя обвинять кого-то одного. Я бы даже сказал, что наша вина больше – мы не выполняли требований Земана, делали все наоборот.
– К слову, каким игроком был Антонио Конте?
– Отличным парнем – лидером группы.
– Ты ожидал, что он станет таким успешным тренером?
– Нет, я вообще не думал, что он будет тренировать. Только подумайте – он уже тренер, а я все еще играю… Та же история с Монтеллой. Вижу его в технической зоне и говорю: «Представь, я еще на поле. Очень странно…» С одной стороны это хорошо, но с другой…
– Монтелла тоже стал хорошим алленаторе.
– А он родился тренером. Нужно иметь сильный характер – быть личностью.
– Ты сам когда-нибудь задумывался над тем, чтобы тренировать?
– Нет, я не вижу себя в этом качестве.
– Почему?
– Я слишком добрый. Не могу представить, как можно, смотря в глаза футболистам, одного отправлять в стартовый состав, а другого оставлять на скамейке. Я бы позволил играть всем. Возможно, через несколько лет я передумаю, кто знает… Я знаю, как чувствует себя игрок, оставаясь в запасе, знаю, что он думает о тренере. Если бы кто-то выразил недовольство, то ему бы от меня досталось.
– Пранделли по-прежнему говорит, что ты можешь вернуться в сборную, но не звонит тебе.
– Пранделли уже решил, кого он возьмет на чемпионат мира.
– Но позвонить ведь мог.
– Я и так знаю, что в Бразилию не полечу.
– Говорят, что Гарсия установил в раздевалке определенные правила. Сейчас сложно представить, чтобы кто-то не явился на сборы, как Освальдо в прошлом году?
– Это была ошибка Дани. Он мой друг, я всегда на его стороне, но он повел себя неправильно. Впрочем, и клуб мог действовать иначе – заставить Освальдо прибыть в расположение команды, когда стало известно, что он уже не болеет. У Гарсии сейчас есть преимущество – клуб его поддерживает, ведь команда добывает результат.
– В клубе больше нет Бальдини.
– Сабатини чувствует себя лучше и увереннее теперь. Два человека, которые занимаются одной работой, редко приходят к согласию.
– Как ты вообще себя чувствуешь?
– Хорошо, в моем возрасте непросто поддерживать форму. Диета? Какая диета… Я хорошо кушаю и тренируюсь.
– Каким видишь матч с «Ювентусом»?
– За последние три игры в Турине мы пропустили 11 голов. Надеюсь, на этот раз это будет встреча равных команд, которые любят и умеют атаковать. Будет непросто, но мы едем за победой – ничья никому не интересна, ведь у нас есть шанс обыграть «Ювентус«. Мы выиграли у всех сильных соперников, остались только туринцы.
– Нацелены на скудетто?
– Об этом рано говорить, впереди еще весь второй круг. Не удивлюсь, если в апреле мы с «Юве» по-прежнему будем на вершине таблицы. Я надеюсь, конечно, их опередить, но и в минимальном отставании нет ничего страшного – им ведь еще предстоит сыграть на «Олимпико». А вот если мы отстанем на восемь очков, то будет очень сложно. «Ювентус» редко теряет очки. Хотя им еще играть в Лиге Европы…
В общем, победа придала бы нам уверенности в своих силах и продемонстрировала, что именно мы будем до последнего бороться с «Ювентусом», а не «Наполи».
– Что скажешь о Тевесе?
– Игрок топ-класса.
– Погба?
– Я не думал, что он будет так хорош. Но ему помогает то, что он играет в «Ювентусе», а не в «Болонье» или «Катанье».
– Пирло?
– Если я скажу что-то плохое о Пирло… Кое-кто его критикует, говорят, что он стал медленным. Но именно он ведет за собой «Ювентус».
– Буффону ты забил десять раз.
– Да, немало. Но Джиджи для меня все равно остается лучшим вратарем.
– Как считаешь, важна для «Ювентуса» поддержка своих трибун?
– Это где-то плюс 70% к силе команды. В Турине удивительная публика. Но если бы это были тифози «Ромы», то они сделали бы нас сильнее на 90%. Сложно играть на этом стадионе – к тому же, «Юве» и так силен. У «Ювентуса» отличная арена, но хотелось бы, чтобы зрители больше следили за происходящим на поле. Иногда такое услышишь…
– Расистские оскорбления?
– Я ведь белый, но меня все равно оскорбляют везде. Это тоже расизм? Что меняется, когда вместо «Буууу» мне кричат «Тотти – сукин сын»? Тут либо закрывать глаза на все, либо закрывать все трибуны. А ведь футбол хорош зарядами, кореографией, атмосферой. Наверное, лучше слышать, как тебя называют ублюдком и не обращать на это внимание, чем играть на пустом стадионе.
– Есть ли в мире замена Тотти?
– Я таких пока не видел. Правда, говорил руководству, что пора ускорить поиски.
– А кто тебе самому нравится?
– Я редко смотрю футбол. Надеюсь, однажды за «Рому» сыграет мой сын Кристиан.
– Правда, что однажды ты был в шаге от того, чтобы покинуть клуб?
– Когда менялись владельцы. Я не знал, чего ждать от американцев в Италии, и мог сам уехать в США. Так бы и сделал, если бы думал только о деньгах.
– Расскажи про ту историю, когда тренер по физподготовке назвал тебя ленивым.
– Вышло очень неприятно. Но это было недопонимание, мы все выяснили. Я был в шоке, когда узнал, что представитель клуба в прессе критикует лидера команды, а не защищает его. Я бы предпочел, чтобы он все сказал мне лично. Впрочем, потом мы пообщались – он утверждал, что его слова переиначили.
– Ты всегда в центре внимания…
– Чем дальше, тем хуже. Проведу два неважных матча – Тотти старый, он ничего больше не может, он стал бесполезным. Забью два гола – все меняется. Тотти сразу на первых страницах. Я не забиваю на «Олимпико» с прошлого апреля, но это не проблема – просто я больше не думаю о голах. Это не моя главная цель. Я хочу, чтобы команда радовала зрителей, а не стремлюсь к персональным рекордам.
– В клубе понимают, что ты являешься символом «Ромы»?
– Конечно. Каждый раз, когда мы отправляемся в другую страну, собирается много народу. Мы не полетели в Индонезию, потому что я не смог. Там где есть «Рома«, должен быть Тотти.
– Каким руководителем ты можешь стать для «Ромы»?
– Вы подумаете, что я сумасшедший, но я и об этом не думал. Не вижу себя тренером, не вижу за письменным столом. Странно это… Наверное, хотелось бы путешествовать, наблюдать, изучать.
– Кто из твоих новых одноклубников впечатлил тебя больше всего?
– Каждый понемногу. Я, к примеру, не знал, кто такой Стротман, и был очень удивлен. Жервиньо видел несколько раз в матчах за «Арсенал», но в реальности он оказался еще сильнее. Забивай он больше, то был бы игроков уровня Роналду и никогда не попал бы в «Рому». Майкон – чемпион международного уровня. С Де Санктисом я играл за армейскую сборную – он позитивный и хороший человек, такие нужны в команде.
Покупая только молодых игроков, сложно чего-то добиться в Серии А. Нужны и сильные опытные мастера, и молодежь. Сейчас у нас в «Роме» все именно так. А за последние два годы мы купили десяток пацанов и Габриэля Хайнце…
– Поражение в финале Кубка Италии повлияло на стратегию клуба?
– Если бы мы выиграли, думаю, Андреадзоли остался бы. И это была бы другая «Рома«. Не знаю – лучше или хуже. Я хотел, чтобы пришел тренер с именем. Говорили об Анчелотти, Аллегри, Маццарри. Гарсия стал неожиданностью, лично я не был уверен, что это правильный выбор. Брать алленаторе из другой страны… Но Руди всех удивил. Он открыт со всеми – говорит без полутонов и по делу. Не делает различий между ветеранами и самыми молодыми игроками.
Перевод и адаптация Юрия ШЕВЧЕНКО
5 січня 2014 08:00