Испания. Бумажное будущее

Каждый год Испанская ассоциация по исследованию СМИ (AIMC) проводит всестороннее изучение ситуации на местном рынке, который в кризисные годы переживал крайне непростые времена.
Однако при наличии некоторого сокращения роли и значимости печатных изданий – в том числе и спортивных, о скорой «смерти бумаги» никто даже не заикается. Более того, находя всё новые и новые формы «симбиоза» с онлайн-версиями, газеты продолжают развиваться и увеличивать свою аудиторию.
По данным последнего исследования EstudioGeneraldeMedios (EMG), которые были опубликованы в минувшем июле, вот уже 17-й год лидерство среди всех печатных СМИ Испании продолжает удерживать самая популярная спортивная газета страны, Marca. При ежедневном тираже, равном 382 000 экземпляров, суммарное число ее читателей составляет 2,344 млн человек. Это ниже рекордного показателя 2012 года (2,978 млн), когда сборная Испании во второй раз подряд стала чемпионом Европы, но значительно больше, чем у остальных спортивных газет страны. AS на бумаге читают 1,239 млн, ElMundoDeportivo 553 тыс, а Sport469 тыс человек.
Дело в том, что в подавляющем большинстве испанских семей увлечение спортом – и футболом в частности – является семейной традицией, поэтому перед тем, как перейти в разряд макулатуры, газета проходит далеко не через одни руки. Кроме того, практически в каждом баре на стойке лежит свежая пресса, которую можно почитать совершенно бесплатно, и как минимум одна спортивная газета в этой стопке присутствует.
Все спортивные издания входят в первую десятку наиболее популярных газет страны, которая выглядит следующим образом: 1.Marca, 2.ElPais, 3.AS, 4.ElMundo, 5.LaVanguardia, 6.LaVozdeGalicia, 7.ElMundoDeportivo, 8.ElPeriodico, 9.Sport, 10.ABC. Всего же на данный момент в Испании выходит 68 ежедневных газет, включая региональные издания на уровне провинции. Спортивный сектор здесь представлен валенсийской Superdeporte, каталонскими L'Esportiu и LaGrada, а также галисийской DTXDeporteCampeon.
Кроме того, в стране издается 87 ежемесячных и 25 еженедельных журналов, из которых три целиком и полностью специализируются на футболе: Futbolista, Panenka и Futbol 948. Последние два были основаны как раз в кризисные времена: Panenka вышел в Барселоне 20 июня 2011 года – в день 35-летнего юбилея знаменитого пенальти в исполнении Антонина Паненки, а Futbol 948 запустила 21 февраля радиостанция OndaCeroNavarra после того, как одноименная программа на радио стала пользоваться бешеной популярностью, и слушатели потребовали «продолжения банкета».
До 12 февраля 2012 года в Испании издавался и раздавался – совершенно бесплатно в окрестностях всех десяти стадионов Примеры – журнал Mediapunta, пожалуй, не имевший аналогов во всем мире. И дело не только в том, что Mediapunta позиционировал себя как издание «с иной точкой зрения на футбол» (в чем-то это действительно было так), но и в том, что частично представлял собой... универсальную программку к матчам первого дивизиона.
Самой же заметной потерей на рынке печатных СМИ Испании за последние годы стал, конечно же, DonBalon – испанский аналог известного еженедельника «Футбол». Старейшее и, можно сказать, академическое футбольное издание Испании, существовавшее с 1975 года, распространявшееся на пяти континентах и обладавшее корреспондентской сетью в 50 странах мира, не смогло пережить пик кризиса и в сентябре 2011 года ушло во всемирную паутину.
Естественно, вместе с ним исчезли и все его многочисленные бумажные приложения Todofutbol, LigaExtra и ExtraCopasEuropeas, тогда как, к примеру, Marca продолжает выпускать к началу сезона свои глянцевые 400-страничные «талмуды» по 6 евро, которые полностью распродаются уже к ноябрю. Кстати, иногда и сама газета – равно как и ее конкуренты, разлетается как пирожки в базарный день, причем наличие внутри постеров, DVD-дисков или купонов для покупки эксклюзивных товаров со скидками на рост спроса никак не влияют.
И это в стране, жители которой активнее всех в Европе используют смартфоны и планшеты, социальные сети и мобильные приложения, – таких насчитывается 23 миллиона человек из 50-миллионного населения. В среднем на каждого обладателя смартфона или планшета приходится порядка 35 мобильных приложений. С мобильников испанцы покупают билеты на автобус и метро, расплачиваются в магазинах, совершают банковские операции, заказывают зонтики и шезлонги на пляжах, получают информацию о наличии донорских органов, узнают состав продуктов, «шпионят» за своими детьми и даже диагностируют некоторые заболевания.
Интернетом же регулярно пользуются более 26 миллионов человек (20,6 из них – ежедневно), из числа которых 67% имеют аккаунты в социальных сетях: Facebook, Twitter и Instagram. Тот же сайт Marca (www.marca.com) в день посещают 5 349 000 уникальных пользователей, значительная часть которых проживает за пределами Испании. Пять лет назад таковых было немногим больше четырех с половиной миллионов. Но при этом никому не придет в голову утверждать, что «бумага» «уже отжила свое», «умирает» или «приносит одни убытки» – тем более, из-за того, что все больше и больше местных жителей «уходят в Интернет».
«Смерти бумаги» в Испании не происходит, в том числе из-за отлаженной работы системы распространения и отсутствия в ней коррупции. Даже в самый глухой городишко, где есть торговая точка по продаже журналов и газет, та же Marca не может прийти с опозданием на день, а в киоске ее не уберут в дальний угол и не станут продавать по цене полтора евро вместо одного, которая является единой для всей страны.
Да, содержание испанских спортивных газет трудно назвать идеальным, а освещение тех или иных событий – беспристрастным, однако, прежде всего, оно продолжает оставаться интересным. И что также очень немаловажно, пресса сохраняет за собой статус «четвертой власти», не только оказывая влияние на ход событий (вспомните хотя бы отставку Рамона Кальдерона с поста президента «Реала»), но и формируя у читателя вкус, предоставляя ему пищу для размышлений, а не «околоспортивный» эрзац-продукт.
8 серпня 2015 11:45