Тайна Месси
Эта книга, которая рассказывает об интимной стороне аргентинской «звезды», поступила в продажу 1 октября. Для того, чтобы хорошо узнать Лео Месси, аргентинец Себастьян Фест и француз Александр Жийяр преодолели тысячи километров, путешествуя по Аргентине, Испании и другим уголкам планеты.
Они общались с членами его семьи, с партнерами по команде, со специалистами, отвечающими за физическую подготовку и питание Месси, с врачами, с бывшими агентами футболиста, с людьми, видевшими, как он рос в Росарио, и даже с некоторыми из конкурентов за место в истории – такими как Пеле.
На этих страницах Фест и Жийяр кропотливо исследуют причины, по которым Лео Месси стал единственным в своем роде игроком. При этом они развенчивают некоторые мифы из официальной биографии Месси, рассказывают о спорах между агентами и семьей футболиста, о соперничестве с Криштиану Роналду, о стычках с Жозе Моуринью, об особом и не всегда простом отношении с Жозепом Гвардьолой, о роли, которую играет его супруга Антонелла, и о многом-многом другом…
ГЛАВА 1
Шок
Лионель Месси был обеспокоен и обижен. И Жозеп Гвардьола как всегда ощутил этот на себе. Главный тренер «Барселоны» в напряжении ерзал на переднем кресле автобуса. Его мобильный телефон завибрировал, и, пребывая в некотором замешательстве, он пристально уставился в маленький экранчик. «Посмотри на это», - сказал Гвардьола своему близкому другу Манелю Эстиарте. Чтение короткого SMS произвело на Эстиарте тот же самый эффект, что и на бывшего 4-го номера «Барселоны»: удар током, замешательство и недоверчивая улыбка, которая тут же исчезла с его лица. Не проронив ни слова, друзья поняли, какая угроза исходила от этого короткого текстового сообщения, присланного лучшим футболистом мира.
Стояла осень 2009 года, и «Барселона» возвращалась домой после одного из матчей испанского чемпионата. Те, кто рассказывают о данном эпизоде, расходятся в точности слов, но не в содержании сообщения, которое аргентинец отправил тренеру: «Хорошо, я вижу, что уже не важен для команды, так что…».
Месси вновь общался посредством мобильного телефона. И хотя в последнее время наблюдался определенный прогресс, для него по-прежнему было легче посылать текстовые сообщения, чем говорить. Мяч и клавиатура мобильного телефона были для него наиболее подходящими средствами для выражения своих мыслей и чувств. Для Месси не имело значения, что в тот момент он находился в том же автобусе и сидел всего лишь через несколько кресел от Гвардьолы с Эстиарте. И то, что он был застенчивым и испытывал трудности в общении, нисколько не мешало ему быть амбициозным и даже необдуманно деспотичным, когда требовалось, чтобы окружающие приняли его точку зрения…
В раздевалке «Барселоны» имела хождение одна фраза, которая как нельзя лучше определяла отношение лучшего футболиста мира к окружавшим его людям: «Он не диктатор, но дает о себе знать и по-своему воздействует на остальных». Месси знает, что в мире нет никого лучше его самого, знает, что имеет влияние на команду как никакой другой игрок, и в тот день в автобусе он вновь воспользовался своим положением.
Появление в «Барселоне» шведа Златана Ибрахимовича – футболиста, который запятнал до того безупречную репутацию Гвардьолы, было плохой новостью для Месси. Аргентинец почувствовал это первым и потом дал понять это всем на деле. Он был в долгу перед Гвардьолой, которого в 2008 году не знал так хорошо, но который завоевал его симпатии одним из своих первых тренерских решений. Гвардьола добился, чтобы клуб позволил аргентинцу сыграть за свою сборную на Олимпийских играх в Пекине, где она в итоге завоевала «золото».
Да, Месси ощущал себя обязанным тренеру, однако все равно решился на легкое давление (или угрозу?), осуществив его посредством сообщения с мобильного телефона, поскольку на этот раз действительно был в опасности. До того пару матчей Месси отыграл без блеска, тогда как у Ибрахимовича дела шли на лад. Жизнь аргентинца в «Барселоне», где ему не нужно было бороться за лидерство, где он был в центре внимания и чувствовал себя вольготно, усложнялась. Если все признавали его главенство и превосходство в команде, то швед был совсем другим.
В «эру Гвардьолы» Месси стал олицетворением атаки «Барселоны», несмотря на наличие в команде такой «грозы штрафной площади» как Самюэль Это’О, с которым он, кстати, не имел плохих отношений. В итоге Это’О покинул «Барсу», как впоследствии это случилось с Бояном Кркичем, который ушел в «Рому» очень недовольный Гвардьолой. Пару сезонов спустя аналогичная судьба постигла Давида Вилью, а сейчас в похожем положении находится Алексис Санчес…
То сообщение Месси в начале сезона-2009/10 стало для Гвардьолы своеобразным сигналом тревоги. И в то же время оно, как утверждают люди, вхожие в раздевалку «Барсы», поспособствовало тому, что Ибрахимович быстро потерял терпение и превратился в бунтаря. «Я умею играть здесь, и я буду играть здесь – на позиции центрального нападающего», - сказал он тогда тренеру, увеличив между собой и ним дистанцию, которая больше никогда уже не сокращалась. И в следующем сезоне Ибры уже не было в «Барсе»…
«Все начиналось хорошо, но потом он начал говорить», - по прошествии лет вспоминал Ибрахимович в интервью телекомпании CNN. – «Месси хотел играть в центре, а не крайним нападающим, из-за чего тактическая схема поменялась с 4+3+3 на 4+5+1. Было решено принести в жертву меня, и я уже не располагал той свободой действий, которая необходима мне для того, чтобы добиваться успеха».
Ибрахимович всегда мог сказать, что в течение года являлся частью «Барселоны» Месси, но опыт, который он за это время приобрел, оказался для него куда более горьким, чем он мог себе это представить. Гвардьола, который настоял на том, чтобы «Барса» приобрела для него шведского форварда, был вынужден поступиться своей честью, но в итоге вышел из этой ситуации победителем. Ибра же проиграл. Поэтому его слова, сказанные за несколько часов до начала матча 1/4 финала Лиги чемпионов против «Барселоны» Месси и Тито Вилановы в апреле 2013 года, имеют особую ценность: «Месси – лучший футболист мира. «Золотому мячу» надо присвоить его имя».
Великие футболисты знают, когда есть кто-то еще более великий, чем они сами, поэтому следует поверить на слово шведскому гиганту. Пожалуй, Месси выиграл у него дуэль не только жестами и SMS-ками, возможно, он все-таки поговорил с Гвардьолой напрямую. Этого нельзя отрицать, так как годы, когда Месси «говорил» только посредством мяча, уже подходили к концу…
Перевод Андрея СКВОРЦОВА
6 жовтня 2013 01:09