Люди. Глыбы. Памятники!
В Манчестере, видать, чувствовали, что Фергюсон вынашивает идею об отставке. Подтверждением тому открытие в ноябре 2012-го памятника легендарному тренеру у стен «Олд Траффорд», рядом со входом на Sir Alex Ferguson End – трибуну сэра Алекса, которая была названа в его честь в 2011 году.
Бронзовая статуя, изготовленная известным скульптором Филипом Джексоном, знаменует 27 лет успешной карьеры наставника в «Манчестер Юнайтед». За этот период шотландец пополнил клубный музей манкунианцев, страшно сказать, 38 трофеями, среди которых – практически все, что можно себе представить: «золото» Премьер-лиги, Кубок и Суперкубок Англии, Кубок лиги, Кубок чемпионов, Кубок кубков, Суперкубок УЕФА и Межконтинентальный кубок. Так что повод увековечить 70летнего специалиста был, и железный! Кстати, прежде подобной чести до него удостаивались лишь сэр Мэтт Басби и так называемая Святая троица «Юнайтед» в лице Джорджа Беста, Денниса Лоу и Бобби Чарльтона.
Памятник высотой 2,75 метра изображает Фергюсона со скрещенными на груди руками, внимательно наблюдающего за игрой. «Я старался показать его как думающего человека, который не боится препятствий на своем пути, – сказал на церемонии открытия композиции ее творец, лауреат различных премий и автор статуи королевы Елизаветы II Джексон. – Тренеру также присуще чувство юмора, поэтому я сделал так, чтобы он слегка улыбался уголками губ ...»
А вообще традиция увековечивать людей из мира спорта при жизни путем сооружения монументальных композиций уходит корнями в середину прошлого столетия. Пионером в этом направлении считается легендарный финский стайер Пааво Нурми, на трех Играх завоевавший девять золотых и трисеребряные медали. Бронзовый памятник, установленный у входа построенного к Олимпиаде стадиона, стал не только украшением стотысячной хельсинкской арены, но и одним из символов летнего форума 1952 года. После этого – пошло-поехало. Многие меценаты не отказывали себе в удовольствии побаловать народ запечатленными в металле кумирами и звездами. И не только своими. В Мехико, например, после чемпионата мира-1970 организаторы решили поставить памятники лучшим игрокам каждой команды. Так что на постаменте в мексиканской столице до сих пор можно увидеть одного из лучших бомбардиров того мундиаля – Анатолия Бышовца.
В 2006 году в Буэнос-Айресе на стадионе «Бомбонера» был торжественно открыт памятник легендарному форварду сборной Аргентины Диего Марадоне. Церемония, на которой присутствовал и виновник торжества, состоялась в музее клуба «Бока Хуниорс», где на протяжении многих лет выступал обладатель десятков титулов и наград. Сам монумент представляет собой скульптуру высотой 2 метра 20 сантиметров и весом около 300 килограммов, покрытую бронзовой краской. Автор работы Элизабет Эйхорн изобразила нападающего в футболке с 10-м номером таким, каким он был на триумфальном для него и его партнеров мировом первенстве 1986 года.
Основной задачей инициаторов проекта было добиться точного портретного сходства. И, надо сказать, им это удалось. Кстати, воздвигнут памятник исключительно на народные пожертвования, причем деньги присылали фанаты из разных уголков мира – Мексики, Чили, США, Испании, Италии. Каждый, кто приложил руку к созданию скульптуры, получил специальный сертификат. Более того, имена этих людей выбиты на постаменте, на котором красуется разделивший с Пеле первое-второе места в списке лучших футболистов XX столетия мастер. Именно таким образом поклонники таланта Марадоны отметили 46-летие своего идола и 20-летнюю годовщину чемпионского похода сборной. «Я потрясен увиденным, – не скрывал слез на презентации Диего. – Это первый памятник в мою честь, и потому он навсегда останется для меня самым лучшим. Спасибо тем, кто сделал этот подарок лично мне и всему аргентинскому футболу».
Примечательно, что в том же году памятник себе открыл и Пеле. Точнее даже не себе, а своему... голу. Видеозаписи сотворенного им в 1959 году в матче с «Ювентусом» шедевра не сохранилось, но на основе свидетельств очевидцев была создана компьютерная модель уникального эпизода. Король футбола был очень растроган подобным вниманием к событию почти 50-летней давности и с радостью посетил торжественное мероприятие в Сан-Паулу. Что же за гол тогда был забит?
Свидетели рассказывают, что прежде чем ударить по воротам, Пеле обыграл одного за другим трех соперников, в том числе голкипера, с помощью одного и того же приема (его называют в Бразилии «сомбреро»): направляя мяч над головой противника и обегая его, он снова принимал мяч на ногу, не позволяя тому опуститься на газон. Один из болельщиков «Ювентуса», 90-летний Эрнесто Паулела, заявил, что тот эпизод запомнился еще и потому, что стал как бы местью звезды «Сантоса» фанатам команды соперника за враждебность по отношению к нему, демонстрировавшуюся до момента, когда мяч оказался в сетке ворот. «Пеле, – вспоминает очевидец, – приблизился к трибуне и сделал публике знак: подождите, мол, немного. Через несколько минут получил пас, принял мяч на грудь и сотворил свои три «сомбреро». Стадион умолк и. взорвался аплодисментами».
Вообще в последние годы памятники атлетам при жизни устанавливаются сплошь и рядом. Например, в Колумбии любовь к капитану сборной страны на трех чемпионатах мира Карлосу Вальдерраме оказалась столь огромной, что в карибском порту Санта-Марта, где родился и вырос запомнившийся яркой игрой и экстравагантной внешностью полузащитник, появилась не просто статуя, а шестиметровое семитонное изваяние стоимостью 130 тысяч долларов.
Добавим, что при жизни также поставили памятники Ди Стефано, Эусебио, Зико, Криштиану Роналду (причем и в Лиссабоне, и в Мадриде), Анри, Бергкампу, Роналдо, Адамсу, Ромарио, Бекхэму, Батистуте и многим другим звездам. Десятки знаменитых футболистов и тренеров были увековечены уже после смерти.
А вот самый оригинальный памятник отображает момент, произошедший в 1987 году в матче Премьер-лиги «Уимблдон» – «Ньюкасл». В одном из эпизодов полузащитник хозяев, эксцентричный Винни Джонс, незаметно для арбитра через трусы всей своей пятерней схватил за гениталии восходящую звезду британского футбола Пола Гаскойна. Последнему пришлось приходить в себя несколько минут, а судья так и не понял, в чем дело.
Почему Пол вопил от боли и держался за хозяйство, рефери узнал уже после игры, просмотрев видеоповтор. И вот спустя 18 лет тот комичный эпизод в соотношении 3:2 был увековечен в бронзе. «Честно говоря, я забыл уже все подробности той истории, но помню, что долго смеялся, обнаружив этот снимок на следующий день после матча в газете. Да, я порой применял маленькие хитрости, но даже и представить не мог, что кто-то успеет сфотографировать это», – вспоминал впоследствии Джонс.
Еще можно вспомнить знаменитое бодание Зинедина Зидана в финальном матче ЧМ-2006 Франция – Италия. Пятиметровая бронзовая статуя, изображающая стычку француза и Марко Метерацци, была изготовлена алжирским скульптором Аделем Абдессемедом и установлена в Париже перед Центром современного искусства Помпиду.
25 травня 2013 20:25