Франция. Деньжата и деньжищи
Эти заметки вряд ли утешат фанов, допустим, «Кривбасса», но зато покажут, что вечная проблема «у кого щи пустые, а у кого жемчуг мелкий» – повсеместна.
Ниже примеры, примеры и почти анекдоты. Но во всех присутствуют деньги. Где-то их просто не хватает, где-то их ищут, где-то их находят, а где-то они портят благостную идиллию. И это на фоне баснословных трат «Монако» и «ПСЖ»...
* * *
По оценкам экспертов французского экономического издания «Les Echos», совокупные чистые потери 20 клубов Лиги 1 по итогам сезона-2012/13 составят от 70 до 80 млн. евро, что существенно больше 60,7 млн., потерянных той же лигой в прошлом сезоне. Несколько снизятся операционные убытки клубов лиги: 180 млн. евро против 226-ти в сезоне-2011/12. На 11,4% и до 1,27 миллиардов евро в абсолютных цифрах вырастет валовой оборот лиги (без учёта трансферов; впрочем, этим достижением Лига 1 обязана исключительно «ПСЖ» и его спонсорскому контракту с QTA, Катарским советом по делам туризма, который должен пополнять ежегодно бюджет парижан на сумму от 50 до 200 лн. евро). Вообще, последний раз клубы Лиги 1 закрывали баланс с общей прибылью (33,4 млн. евро) в се-зоне-2007/08. Сейчас же всего три клуба могут закончить нынешний сезон «в плюсах».
Президент национальной Лиги профессионального футбола (LFP) Фредерик Тирье почти сразу бросился опровергать журналистов: «Эти утверждения, которые основываются на прогнозах середины мая, с момента своего опубликования были никчемными, лишенными какого-либо значения. Только 30 сентября DNCG (финансовый жандарм французской федерации. – А. О.) получит результаты закончившегося сезона, включая трансферы, осуществленные после 1 5 мая, которые могут изменить итог на несколько десятков миллионов евро».
Сравните, однако, эти гневные тирады с практическими действиями владельцев и президентов французской Лиги 1. Взять хотя бы клубы европейского эшелона – «Лион» и «Бордо».
* * *
Явным знаком тяжёлых времён стало решение «Бордо» начать широкую кампанию по экономии на зарплатах своих игроков. В рамках такой политики весьма вероятны расставания с несколькими лидерами. Как говорится, а теперь пусть все обладатели высоких зарплат поднимут руки... И с самого начала летнего трансферного окна обладатели повышенных должностных окладов подталкиваются к выходу.
Такая вот «охота на ведьм», точнее на «богатеньких Буратино», чего особо не скрывает Николя Таверно, президент телевещательной компании M6, владеющей клубом. В недавнем интервью «L'Equipe» он признаётся: «Численность команды должна быть уменьшена. Мы не будем ни катарцами Юго-Запада, ни русскими Бордо. В нашем составе есть несколько высокооплачиваемых футболистов, которые играют мало или вообще не играют. Такая ситуация, когда возможное «самоочищение» пройдёт лишь в конце сезона-2015/16, препятствует новым инвестициям».
Первыми «с вещами на выход» стали Антони Модест и Бенуа Тремулинас. Модест, не успев вернуться из довольно успешной аренды в «Бастию», безотлагательно и «presto» был отправлен в «Хоффенхайм». Тремулинас уже и газон нашего НСК «Олимпийский» успел потоптать, и в нашем «класичном» поучаствовать. Кроме экономии на зарплате «Бордо» положил в свою казну 9,5 млн. евро выручки.
Итог – прекрасный, но абсолютно не мешающий жирондинцам продолжать поиски вариантов избавления от других игроков. Пока самые явные претенденты – Марк Планю и Матьё Шальме: два «тридцати– летки», чья карьера идёт по нисходящей. Тем не менее, оба получают ежемесячно по 100 тыс. евро «брутто». Трудно предполагать, что оба слишком торопятся уйти из клуба при действующих контрактах (их окончание: Шальме – 2014, Планю – 2015)! И, как верно заметил Жан-Луи Трио на страницах «Parisien»: «Д ля никогда не играющих игроков, которых никто и увидеть не может, очень трудно найти хоть что-нибудь».
Получается, вместо того, чтобы перетряхнуть ящики своего комода и выкинуть их него уже поношенные вещи, «Бордо» вынужден отдавать то, что могло вполне пригодиться самому. Например, Людовика Обраняка, не исключающего: «Мне 28 лет, я выигрывал титулы во Франции, и если будет предложение иностранного клуба, устраивающее меня, устраивающее клуб, это и будет подходящий момент подумать о нём. Россия это очень интересно. А если Германия, то это чемпионат будущего!».
Капитан Ярослав Плашил тоже искушается перспективой покинуть жирондинцев, но видит для себя единственным вариантом Премьер-лигу (английскую!!!). На такой волне Седрик Каррассо, казалось бы, договорившийся с «Бурсаспором», начал переговоры с «Бордо» о продлении контракта, но здесь, скорее всего, лишь «торговый приём» в переговорах с турецким клубом.
Конечно, если хотя бы двоё из этих трёх уйдут, то с этим перевернётся целая страница истории «Бордо», а болельщики получат недвусмысленный посыл, в котором не будет ни оптимизма, ни глобальных амбиций. Таверно признаётся, что с приходом «Монако» место его клуба в Лиге 1 «между четвёртым и шестым» и «квалифицироваться в ЛЧ станет труднее». Мечты о грядущем величии мало-помалу гаснут на берегах Жиронды, но владелец клуба философствует: «... там, где вы видите осторожность в действиях, это может быть ещё и безопасность надолго». Только чтобы оценить её, нужно немало времени.
* * *
Президент «Лиона» Жан-Мишель Ола хочет после четырёх подряд дефицитных бюджетов хоть чемпионат-2013/14 закончить с прибылью. По предварительным подсчётам, этот сезон клуб закончит с 19-ю миллионами в «красном». (Думается, после 0:2 от «Реал Сосьедада» в плей-офф ЛЧ радужные планы потребуют коррекции в сторону серости и уныния. – Ред.)
Ещё год назад была объявлена«охота на динозавров и фараонов раздевалки» – игроков, приобретённых «Лионом» в пору своего благополучия, и ныне можно говорить, что их почти не осталось. Крис, Ким Шельстрём, Али Сиссоко, Мичел Бастос, Деян Ловрен, Юго Льорис, Лисандро Лопес уже далече. На очереди Гомис, Гуркюфф и Джимми Бриан. По существу, причина расставания одна – зарплаты: Бастос – 300 тыс., Гомис – более 300 тыс., Гуркюфф – полмиллиона ежемесячно. Президент на днях без обиняков заявил по поводу Гомиса: «Я с большой нежностью отношусь к его семье. Но для клуба предельно важно правильно урегулировать эту тяжёлую проблему. У меня есть к нему претензии в плане экономии, но никак не в человеческом».
В нынешних условиях ставка сделана на своих воспитанников и ограничение зарплаты. Да и суммы «свежих» трансферов красноречивы (от 0,8 до 2 млн.), в то время как «фараоны» стоили 10, 14 млн. евро. Кстати, всего в это летнее меркато «Лион» потратил 3 млн. евро на приобретения, а выручил от продаж 28,3 млн. Многим из ушедших предлагалось снижение окладов, но они отказались и потом с обидой рассказывали, что «чувствуют, как их выдавливают из команды». В общем, «Карпаты» и «Черноморец» не одиноки.
* * *
Соседский, 2006 года, чемпионат мира по футболу стал для Франции откровением: большие современные, удобные и безопасные стадионы могут работать автоматами по изъятию у населения денежных знаков. Президенты французских футбольных клубов, доселе весьма зависимые от телевидения (в среднем 58% клубных бюджетов), поняли – вот путь диверсификации доходов, роста экономической и финансовой стабильности.
Некоторые сомнения и нерешительность, наверное, отошли на совсем дальний план вместе с решением УЕФА провести Евро-2016 во Франции. Мало у кого были сомнения в том, что государство тряхнёт мошной и даст денег на строительство и реконструкцию стадионов. Действительно, в 2011-м правительство решило выделить на подготовку спортивной инфраструктуры 168 млн. евро. Но уже в начале 2012-го тогдашний министр спорта Давид Дуэ вдруг изумил всех заявлением: «Государство не должно платить за эту модернизацию!»
Аргумент был по существу один, но ясный и вряд ли оспоримый: доходы только Лиги 1 от продажи прав на телевизионные трансляции превысили 600 млн. евро в год, а клубы после 1997-го сознательно и бессовестно наблюдали за ветшанием своих стадионов, спуская доходы на неприличных размеров зарплаты и нескромный, мягко говоря, образ жизни.
Клубы лукаво усмехнулись, наблюдая будущего бывшего министра и слушая его патетические речи, но так и остались в твёрдом и искреннем убеждении: именно государство и территориальные образования, как «во времена оны», должно заботиться об обновлении их основных средств производства, каковыми и являются футбольные газоны с трибунами вокруг; инвестировать в них. Ну а местные коммуны и департаменты платили по огромным счетам. К примеру, 6 новых стадионов (Гренобль, Лё-Ман, Валансьен, Гавр, Лилль и Ницца), построенных в период2008-2013 гг., обошлись в совокупности местным бюджетам более чем в 1 млрд. евро!
Для некоторых эти чудеса архитектуры и новых технологий превратились в «кошмар налогоплательщика». «Гренобль» после пышного праздника открытия своей новой арены менее чем за год дважды понизился в классе и сейчас обитает в 5-м дивизионе (CFA2), а худосочные доходы даже не позволяют покрыть расходы по эксплуатации 20 тыс. зрительских мест.
* * *
Подобные злоключения, возможно, повторятся в Лё-Мане, где 25-тысячное «с иголочки» сооружение рискует простаивать долгие месяцы, потому как местный клуб по причине громадных долгов административным решением отправлен играть в следующем сезоне в 6-м дивизионе (DH) и, без сомнения, выберет свой старый «полевой» стадион, чтобы не тратить деньги. Клуб обратился в национальный олимпийский комитет с апелляцией, и тот рекомендовал Федерации не отправлять их так далеко, дав возможность выступать в CFA (4-й дивизион) и сохранить профессиональный статус.
Но финансовую сторону проблемы стадиона это не решает, и ближайшие тридцать лет существования «дома с футбольными привидениями» оплатит, скорее всего, местный бюджет: ежегодные 500 евро с каждого из 80,7 тысячи налогоплательщиков славного города Лё-Мана (всего населения – 141,4 тыс.)!
(Только на днях говорили о том, что, к примеру, для спасения потерявшей неназываемого вслух спонсора «Буковины» болельщикам Черновцов нужно скидываться где-то по 300500 грн. в год. Несколько миллионов гривен «спасут гиганта мысли». Так ведь в нашем случае ясно, куда идут деньги! – Ред.)
Профессор экономики университета в Лё-Мане Жан-Паскаль Геян приводит такие цифры: средняя посещаемость «Лё-Мана» в бытность его клубом Лиги 2 составляла 8,18 тыс. В Гренобле команда «GF38», обитая в четвёртом дивизионе, собирала на «Stade des Alpes» в самом лучшем случае до 3 тыс. Стоимость же его эксплуатации – 6 миллионов евро в год!
Не всё гладко и в элите французского футбола. Взять «Лилль», доверивший строительство своего нового стадиона компании «Эйфаж», точнее, уступивший ей это право за 440 евролимонов. Ныне правоохранительные органы задают вопросы владельцу и должностным лицам: почему не был выбран проект фирмы «Буйег» на 108 миллионов дешевле? Как это знакомо.
* * *
В принципе же, когда местные власти берутся финансировать такие проекты, они, как правило, приводят три главных довода:
– позитивные последствия для местной экономики, местных производителей;
– положительный имидж, рост привлекательности региона;
– социальная консолидация вокруг идеи «своей», «родной» и сильной футбольной команды.
Но на деле выходит, что экономические выгоды минимальны: деньги, вложенные приезжими болельщиками в местного производителя, смехотворны, никакого кумулятивного эффекта от роста активности в сфере торговли и предоставления услуг не наблюдается. И пусть привлекательность региона или города растёт, имидж вправду улучшается, это довольно ощутимо, но очень трудно выражается в деньгах. Что же касается социального сплочения, ощущения единения вокруг «родной» команды, то они стают всё менее осязаемыми и наблюдаемыми по мере того, как футболисты всё более ведут себя как простые наёмники или «заробитчане», меняя клуб с поступлением выгодного денежного предложения.
Каков вывод? И государство, и местные субъекты если и могут принимать участие в финансировании строительства стадионов, то лишь в качестве «миноритарных» инвесторов, а законом должны быть установлены ограничения их доли в расходах на строительство. Например, она может определяться соотношением вместительности стадиона к числу жителей городской конгломерации. Так считает професор экономики из Лё-Мана. Но это лишь один пример, одно предложение.
Перипетии «Mans FC» показательны во всех отношениях. 25-тысячный стадион «Лё-Мана» был заложен летом 2008-го – в то время, когда клуб вполне благополучно чувствовал себя в Лиге 1. Проект строительства был пилотным в программе государственно-частного партнёрства (РРР – partenariat public-рпуе) в профессиональном спорте и стоил 102 млн. евро. Кроме того, он первым во Франции прошёл через «naming» и стал «ММАреной», – право купила региональная страховая группа «Mutuelles du Mans Assurances». Сам же клуб провозглашал амбициозные цели – «Среди 50 лучших европейских клубов»! – и был вполне успешен во внутренних турнирах (три полуфинала Кубка лиги в 2006-08 гг., 9-е место в Лиге 1 в 2009-м). Тогда «Ман» обитал этажом ниже. Когда же ему в конце сезона не хватило одного очка, чтобы вернуться в элиту, начался вертикальный штопор.
Бюджет рассчитывали, планируя доходы от телетрансляций по ставкам Лиги 1, появилась дыра в 7,5 млн. евро, а потом клуб устремился всё ниже и ниже, кстати, не по спортивным показателям. Был и остаётся риск, что «Лё Ман» в качестве профессионального футбольного клуба вообще прекратит своё существование, и тогда город (общественный партнёр) будет должен 44 млн. евро частному партнёру – строителю и «эскплуатанту» (строительной компании «Винчи»). Такой вот спортивный, экономический и политический крах. А болельщики команды негодуют на страницах «L'Express»: «Футбольный бизнес убил клуб!».
Пусть современный стадион и кажется важным козырем, но он не может быть краеугольным камнем экономики профессионального футбольного клуба, как многие годы без перерыва твердили футбольные чиновники и эксперты всех мастей.
Ну а принцип солидарного участия государства и частного бизнеса в финансировании спортивных проектов, долгое время провозглашаемый оптимальным, оказался на практике не слишком приемлемым. В этом июле Жан-Мишель Ола, президент лионского «Олимпика», на страницах «Echos» высказался довольно определённо: «Быть владельцем значит получать доход. Когда прибегают к общественно-частному партнёрству, это не приносит средств клубу, а в виде страховых взносов может стоить значительных сумм государству и, соответственно, налогоплательщикам».
Журнал «Футбол»
23 серпня 2013 22:08