Драки, файеры и аресты. Что случилось с французским футболом?
Париж. На улице темно и холодно – наступил декабрь. До матча ПСЖ и «Ниццы» остается меньше двух часов.
Неподалеку от домашнего стадиона собираются фанаты ПСЖ, коротающие время, пока их начнут впускать. Они спустили маски до подбородка и пьют пиво или курят, обсуждая предстоящий поединок.
У входа станции метро «Порт-де-Сен-Клу» торгаши предлагают последние оставшиеся билеты на игру, пока на фоне громогласно раздается голос стюарда, которая направляет болельщиков на стадион. Три полицейских наблюдают за столпотворением со стороны.
Дорога, проходящая мимо юго-западного угла арены, перекрыта – по ней пройдут 700 фанатов команды гостей. Своим сюда нельзя, и стюарды вежливо, но настойчиво возвращают болельщиков ПСЖ обратно. Несмотря на то, что полиции собралось много, атмосфера остается расслабленной.
«Это «Ницца», так что ничего страшного» – объясняет женщина-стюард. Будь то приезд «Марселя» или большой команды из ЛЧ, в воздухе бы витало напряжение.
Несмотря на видимое спокойствие, рисковать никто не хочет. На матч пришло 350 полицейских; 240 из них относятся к Республиканскому отряду безопасности, а с ними лучше не шутить. Около 1300 стюардов помогают обеспечить безопасность. За фанатами гостей наблюдают около 81 из них. 11 приехали из «Ниццы».
В свете прожекторов сверкает гигантская сеть, растянутая от первого яруса до самой крыши – она здесь для того чтобы защитить «Ниццу» от особо агрессивных болельщиков, всегда готовых что-то кинуть на поле. На «Парк де Пренс» установлено 300 сверхчувствительных камер безопасности, которые передают картинку на гигантскую стену из 32 телевизоров, где следят за порядком.
Сейчас во Франции все готовы ко всему. После череды беспорядков иначе и нельзя, и от каждого матча ждут новой головной боли. Нападки на футболистов, выбегания на поле, кровавые драки между фанатами и отмены игр – все, что могло случиться, уже случилось.
Пока в правительстве бьют тревогу и указывают на кризис футбола, специальная группа высокопоставленных лиц собралась вместе, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
И вот на стадион выходят игроки. Все глаза обращены на Лионеля Месси и Джанлуиджи Доннарумму – обладателей «Золотого мяча» и трофея имени Яшина. Гремит музыка, стоит рев. Но какими бы именитыми ни были игроки, все внимание все равно устремлено на трибуны. Обойдется сегодня или нет?
***
В этом сезоне Францию сотрясло сразу несколько неприятных инцидентов. Восьмого августа болельщики «Монпелье» закидали «Марсель», который отвоевал победу в последних минутах. Валентен Ронжье рухнул на газон после того, как ему в лицо попала пластиковая бутылка. Клубу сказали закрыть две трибуны на следующие три матча.
22 августа болельщики «Ниццы» выбежали на поле «Альянц Ривьеры» после того, как Димитри Пайет взял кинутую в него бутылку и швырнул обратно на трибуну. «Марсель» покинул поле и отказался вернуться, а «Ниццу» оштрафовали на два очка и оставили без зрителей на какое-то время. Пайет дисквалифицирован на один матч, а его товарищ Альваро Гонсалес – на два. Тренер по фитнесу «Марселя» Пабло Фернандес получил запрет работать до июня 2022 года за удар болельщика «Ниццы». Фанат, напавший на Пайета, получает 12 месяцев лишения свободы условно и пятилетний запрет на посещение стадионов.
18 сентября около 100 фанатов «Ланса» выбежали на поле «Лилля» в попытках атаковать местных болельщиков, прорвавшихся через ограждение. «Ланс» обязали провести два матча без зрителей, а гостевым болельщикам запретили путешествовать до конца года. 40 человек получили запрет на посещение стадионов.
19 сентября – 11-летний болельщик ПСЖ пострадал после того, как его голову задело пластиковое сиденье, кинутое фанатами «Лиона».
22 сентября – беспорядки на трех играх Лиги 1 в один вечер. Фанаты кидаются файерами друг в друга во время игры ПСЖ и «Метца». 16 человек пострадало во время беспорядков между фанатами «Монпелье» и «Бордо», автобус которого закидали камнями. После безголевой ничьей болельщики «Анже» и «Марселя» подрались на футбольном поле.
22 октября – игра «Сент-Этьенна» против «Анже» отложена на час из-за протестующих фанатов, зашвырявших поле файерами.
24 октября – после ничьи «Марселя» и ПСЖ арестован 21 человек. Неймар стал предметом атак со стороны трибун, а Месси попытался схватить выбежавший фанат. Опять запрет на зрителей для «Марселя».
21 ноября – в рамках игры «Лиона» и «Марселя» в лицо Пайету попадает пластиковая бутылка. После двухчасового перерыва игру было решено отменить. Фанат получил шесть месяцев условно и пятилетний запрет на посещение стадионов.
Что ни говори, а это были ужасные месяцы для французского футбола, зачастую парализованного после очередной потасовки фанатов. Скандалят все – тренеры, игроки, даже президенты клубов. Так, президент «Ниццы» Жан-Пьер Ривер обвинил игроков «Марселя» в провокации в августе и оспорил их решение не возвращаться на матч.
После отмены матча «Лиона» и «Марселя» президент «Лиона» Жан-Мишель Ола выступил против этого решения прямо в прямом эфире, заявив, что безопасности игроков ничего не угрожает.
На трибунах стадионов Франции больше не спокойно. Царит атмосфера нервозности. Кто швырнет очередную бутылку? Какую игру отменят следующей? Пайет признался, что теперь побаивается пробивать угловые на гостевых матчах. Игроки нервничают и названивают в национальный союз профессиональных футболистов.
Спустя два дня после отмены матча «Лиона» и «Марселя» в Париже провели совещание, на котором присутствовали министр внутренних дел Жеральд Дарманен и министр спорта Роксана Марасиняню. Их рекомендации по решению этой проблемы обещают представить в середине декабря. А пока французы ждут. «Это вопрос выживания нашего спорта» – считает президент лиги.
***
Так что же все-таки происходит? Почему болельщики внезапно сошли с ума? И как это остановить?
Первым делом вспоминают, конечно, пандемию. Болельщики так долго были вынуждены сидеть дома, что им до сих пор трудно сдерживать эмоции, и многие просто теряют самообладание. А у более «серьезных фанатов», или ультрас, есть своя дополнительная мотивация. Они вновь могут показать гостям, кто главный в их городе.
Патрик Миньон, социолог, считает, что локдаун негативно сказался на психологическом здоровье людей, которые нашли новый способ выпустить эмоции, накопившиеся за столько времени.
Клубы же подзабыли, как их сдерживать. Почти год они не думали о том, каково это – контролировать огромные толпы, и когда стадионы стали заполняться на 100%, стюарды оказались не подготовлены. Это человеческий фактор, и в результате было забыто многое – защитные сетки, правильный порядок рассаживания фанатов на трибунах и так далее.
«Было много организационных ошибок, особенно когда мы вспомним игры «Ниццы» и «Марселя» и «Ланса» и «Лилля», – считает Ронан Эвейн, исполнительный директор Европейского союза болельщиков. – Я считаю, что организаторы, лиги и государственные органы слишком фокусировались на протоколах COVID, и подзабыли о вопросах безопасности».
Недостаток стюардов по всей стране – отдельная проблема. Большая часть стюардов во Франции работают не на постоянной основе, и после пандемии те, кто работал на футбольных матчах, музыкальных концертах и выставках были вынуждены найти другую работу. В результате пришлось нанимать менее опытных кандидатов, что само по себе задача не самая простая – работа это ненормированная, с низкой зарплатой (как правило, стюарды получают минимальную зарплату в соответствии с законом, это 10,48 евро в час без вычета налогов, плюс некоторые премии) и тяжелая физически.
«Работать надо на улице, в дождь, ветер и холод». При этом какого-то формального обучения стюарды не проходят, так что когда начинаются проблемы, многие не знают, как помочь.
«Когда начинаются потасовки, люди с минимальной зарплатой не будут рисковать своей жизнью» – считает Эвейн.
***
21 ноября Саша Улье пришел смотреть матч «Лиона» и «Марселя» в баре города Пуатье. Он как никто другой был против отмены игры. Фанат и адвокат «Марселя» – Улье считается восходящей звездой французского парламента. Его доклад, посвящённый способам сделать футбол Франции лучше, получил большое освещение в 2020 году.
«Я чувствовал злость и разочарование, – говорит 33-летний политик. – Разочарование, что столько зрителей пришло на игру, которая не состоится. Злость за то, что эти инциденты повторяются вновь и вновь, и к футбольным фанатам относятся все хуже.
Прискорбная ирония нынешней ситуации заключается в том, что до инцидентов последних месяцев Франция отходила от своего традиционного репрессивного отношения к фанатам в сторону более мягкой модели, основанной на диалоге и активном планировании, вдохновлённой примерами Англии и Германии.
Закон, принятый в мае 2016 года, создал Национальный орган поддержки для диалога между представителями фанатов различных командных видов спорта и должностными лицами полиции, Министерства внутренних дел, Министерства спорта, Федерации футбола Франции и Лиги. Он также обязал профессиональные клубы назначить «референтного фаната» (сотрудника по связям с болельщиками), который будет выступать в качестве контактного лица для болельщиков.
«Эти меры положили начало диалогу и позволили нам поместить людей, которые перестали разговаривать друг с другом, в одно помещение» – говорит Улье, союзник президента Франции Эммануэля Макрона.
Другие инициативы, ориентированные на болельщиков, которые были внедрены в последние годы, включают фиксированные цены на билеты на выезд (10 евро в Лиге 1, 5 евро в Лиге 2), тестовые стоящие трибуны и даже ограниченные разрешения на использование файеров.
В докладе Ульте, который он написал вместе с бывшим министром спорта Мари-Жоржем Бюффе, предлагались дальнейшие меры, включая дополнительные испытания стоячих трибун и файеров, и прекращение широко распространённой практики запрета гостевым болельщикам посещать матчи с высоким риском.
Ранее, когда французские власти пытались решить проблему хулиганов, они сначала махали дубинами, а потом уже шли на диалог.
Миньон ссылается на «моральную панику» в начале 1990-х годов, которая привела к принятию ряда репрессивных законов. «Французская политическая и социальная элита на самом деле не любит футбол», – говорит он.
«Они считали футбол опиумом для народа. Реакция, которую разделяли футбольные верхушки и государственные власти, заключалась в том, что единственными причинами таких беспорядков могли быть злоба и стремление к беспорядкам. Так что же нам делать в таком случае? Мы наказываем, мы натравляем жандармов, чтобы остановить насилие, и вводим карательные законы».
В любом случае, Франция уже обладает «самым обширным арсеналом судебных мер и мер безопасности в Европе», когда дело доходит до наказания болельщиков.
«Наша сегодняшняя работа состоит в том, чтобы сказать, что да, безусловно, есть проблемы, но мы не можем отказаться от с трудом достигнутого прогресса», – говорит Улье. «Наша цель – защитить эти достижения и продолжать работать».
Есть надежда, что власти откажутся от коллективных наказаний, таких как игры за закрытыми дверями, в пользу целенаправленных индивидуальных санкций.
Многие стадионы Лиги 1 в настоящее время оснащены современной технологией видеонаблюдения, которая позволяет быстро выявлять нарушителей спокойствия. (В качестве примера можно привести болельщика «Лиона», который бросил бутылку с водой в Пайета, был арестован в считанные минуты и привлечён к ответственности в течение 48 часов.)
«Когда вы запрещаете путешествовать фанатам, это признание неудачи со стороны государственных органов», – говорит Эвейн. «Это значит, что мы не в состоянии обеспечить безопасность для 500 болельщиков». В Европе очень мало стран, которые используют запрет так часто, как Франция. В такой демократической стране, как Франция, мы не должны запрещать людям путешествовать внутри их собственной страны».
***
Это была спокойная ночь на поле и за его пределами. ПСЖ и «Ницца» сыграли вничью 0:0, и сообщений о неприятностях не поступало. К тому времени, когда выездным болельщикам разрешается выходить с поля, где-то в 11:15 по местному времени, стадион практически пуст.
Пятнадцать минут спустя болельщиков «Ниццы» встречает фаланга настороженно выглядящих жандармов, некоторые из которых уже вооружились щитами. Фанаты выходят не спеша, прижав подбородки к груди от холода. Полицейский в шлеме призывает их быстрее двигаться по улице, советуя им заодно попрятать свои шарфы, чтобы не провоцировать местных.
Этим вечером все было спокойно. Но завтра все может быть по-другому.
Текст: The Athletic
Перевод Денис КОШЕЛЕВ
14 грудня 2021 14:43