Погба: «Для худшего в мире футболиста я довольно везуч»
Сначала одинокий голос. «You can shove your f*****g Isis up your arse» [Можете засунуть свой еб**ый ИГИЛ в задницу], поет мелодию народной песни «She’ll be Comin’ ’Round the Mountain». А несколько секунд спустя, бар «Tiger Tiger» в центре Манчестера трясется от 2 000 глоток фанатов «Юнайтед», звучащих в унисон. «YOU CAN SHOVE YOUR F*****G ISIS UP YOUR ARSE».
Тот день, когда я встретил Поля Погба, еще в мае, жуткий, жутчайший. «Манчестер Юнайтед» должен встретиться с «Аяксом» в финале Лиги Европы в Стокгольме. Болельщики живут ради этих великих европейских ночей, и в этот неземной вечер раннего лета сами небеса благоволят тому, чтобы стоять снаружи паба и пить континентальный лагер. Но Манчестер ошеломлен. Менее 48 часов назад перед стартовым свистком, в нескольких метрах от «Tiger Tiger» под конец выступления Арианы Гранд, взорвалась бомба, унесшая жизни 22 человек. Город полностью обескуражен: простым примером этого стали болельщики «Манчестер Сити», которые желали победы «Юнайтед» той ночью.
Но чант «Isis» показывает – манкунианцы своенравны, даже язвительны. В конце-концов, это город, сформированный Марком Э.Смитом, Моррисси [The Smiths], Галлахерами [Oasis]. Вздорность у них в крови. Все это делает Манчестер довольно уместным приемным домом для 24-летнего французского полузащитника Поля Погба. Его назвали «самым близким эквивалентом Канье Уэста» в том, что оба могут быть блестящими и совершенно непонятными, часто, и то, и другое одновременно. Он определенно, по некоторым параметрам, самый необычайный и спорный игрок в Премьер-Лиге на текущий момент.
Во время ранних стадий Евро-2016, турнир, в котором Франция доберется до финала, Гари Линекер спросил: «Погба действительно самый переоцененный игрок в мире?». Критики подхватили кураж после того, как переход за 90 млн фунтов из «Ювентуса» в «Манчестер Юнайтед» прошлым летом сделал его самым дорогим футболистом в мире. Джейми Каррагер, эксперт «Sky Sports», назвал его «оборонительно безответственным» после одной игры, а Фрэнк Лэмпард – что он еще не нашел своей лучшей позиции. Когда цифры показали, что больницы в Большом Манчестере потратили около 100 млн фунтов на персонал в 2016 году, спортивный репортер Пол Хейвард написал в твиттере: «Те же расходы, что и на Погба. Тот же город».
Жозе Моуринью, который вернул Погба на «Олд Траффорд» спустя всего четыре года после его ухода за бесценок, всецело защищает своего подопечного. Действительно, все это немного глупо. Впрочем, если самые закаленные «красные дьяволы» в «Tiger Tiger» это показатель истины, то они не любят Погба. Они его обожают. Возможно, это своенравность манкунианцев: «Если все говорят нам, что он пустая трата денег...» Стоя возле писсуара перед матчем (классика, знаю), я спросил болельщика его прогноз [на игру]. «Два-Ноль» – ответил он. «Рэшфорд забьет первый, Погба второй. Это заткнет всех этих деньгоспускальных говнюков из прессы».
Парень окажется довольно близок [к своему предсказанию]. «Юнайтед» обыграет «Аякс» 2-0, но Погба забьет первый гол на 18-ой минуте. Беспорядочный сезон команды обретет новый окрас, залатавший изъян в виде 24-очкового отставания от лидера чемпионата «Челси»: они выиграли Кубок Лиги, Лигу Европы и Суперкубок Англии, если хотите его считать (Моуринью, очевидно, считает, потому что дал указания игрокам держать три пальца поднятыми толпе в Стокгольме). Они также обеспечили себе место в Лиге Чемпионов на следующий сезон.
В «Tiger Tiger» тоже произошло кое-что очищающее. Во время игры настроение было мрачным: казалось было неправильно радоваться или слишком громко смеяться. Теперь там облегчение, высвобождение чувств. Наверное, самый громкий рев этого вечера прибережен до момента, когда Погба даст интервью на поле после финального свистка. «Мы выиграли для Манчестера» – скажет он. «Мы играли за тех, кто погиб».
На следующий день, отдохнувший после полета из Стокгольма, он сел с Esquire, чтобы поговорить о Моуринью, Фергюсоне, прическах, танцах и подначивании журналистов...
ЧАСТЬ 1: ФУТБОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
– Поздравляем. Должно быть, ты в хорошем настроении сегодня.
– Вам повезло, правда? Нет, на самом деле я всегда в хорошем настроении. Всегда. И вы должны быть. В жизни так много всего, приносящего грусть. Будьте счастливы.
– Моуринью после игры сказал, что в этом сезоне его часто пытались заставить почувствовать, будто «Юнайтед» «худший клуб в мире», а он «худший тренер в мире». Вы чувствуете, что доказали, как сильно некоторые люди заблуждаются?
– Мы худшая команда в мире, конечно. Но у нас три трофея. Так что [смеется] люди могут говорить что угодно. Мы худшие? Хорошо, как скажете, я согласен с этим. Согласен, что мы играли не очень хорошо, не сделали этого, не сделали того. Но я знаю, что мы сделали – мы выиграли три кубка. Это все, что я знаю. Все, что имеет значение. Ведь вы можете быть лучшей командой в мире, играть в великолепный футбол, а не выиграть ниодного трофея. А кто их помнит? Никто. Так ведь?
– Вы чувствовали себя худшим игроком в мире?
– Конечно, до сих пор. Худший игрок в мире выиграл три трофея! Ха-ха! Да, это хорошо. Это по мне. Самый переоцененный, слишком много денег, чрезмерно много трат – все, что вы можете сказать. Этот парень [о себе] следующий месяц будет наслаждаться отпуском со своей медалью и кубком – круто! И я буду в Лиге Чемпионов...
– Должно быть ты счастливчик?
– Я довольно везуч для самого худшего игрока в мире – но жизнь такова, увы.
– Как ты оцениваешь свои собственные выступления минувшего сезона?
– Мы всегда можем стать лучше и мы учимся. Это был первый сезон с «Манчестер Юнайтед», у нас сменился тренер, поменялось все. Это другое: я приехал за большие деньги и люди будут осуждать меня за это, я знал на что шел. Люди всегда будут болтать, хорошее или плохое. Но я знаю на что способен. Если сыграл плохо, я знаю, что сыграл плохо. Если хорошо – знаю это. Так что мне не нужен никто, кто твердил бы мне хорошо или плохо я выступил – ведь я знаю это сам. Но они [газеты] должны продаваться, а значит должны и говорить. А чтобы продаваться хорошо, они хотят говорить обо мне.
– Каково это, быть самым дорогим футболистом в мире? Ты гордишься? Добавляет ли это давления?
– [Вздыхает] Спустя неделю, я забыл. Только люди напоминают. Потому что в конце пути, когда мы умираем, самый дорогой и менее затратный, все попадаем в одну могилу. Так что я не думаю об этом.
– У тебя выдались ужасные несколько недель: твой отец умер после долгой борьбы с раком, а потом теракт в Манчестере. Как эти события повлияли на тебя?
– Когда теряешь кого-то близкого, меняешь взгляд на мир. Поэтому я говорю, что наслаждаюсь жизнью – она быстро проходит. Помню, как разговаривал с отцом, а теперь его нет. Отец был сильным человеком, очень упрямым. Он сражался, но в его возрасте это не так просто. Нет, он был хорошим человеком, хорошим отцом, и я горжусь, что являюсь его сыном. Он был самым веселым парнем, такой весельчак. Каждый раз, проводя время с ним, вы бы смеялись. И очень умен, ведь он был профессором. Запоминайте счастливые моменты.
– Ваш отец болел около года. Было трудно справиться с эмоциями, когда играть приходилось каждую неделю?
– Футбол не только на поле. Так что надо быть сильным морально и постараться отключиться, когда выходишь на поле. Это нелегко, но мой отец никогда бы не позволил мне грустить и отвлекаться от футбола. Он всегда говорил, что оправдания тщетны. Борись за то, чего хочешь.
– Но не было ли особенно трудно, когда ты лично подвергался резкой критике?
– Я оставил сплетников и прочих... Но они всегда сплетничали, даже когда я был в своей первой команде, друзья критиковали меня, подшучивали. Ты должен понимать насколько везучий, ведь есть уйма людей, мечтающих оказаться на твоем месте. Я многим пожертвовал. Когда был младше, я не видел семью, все время тренировался, не встречался с друзьями, покинул страну и всякое такое. Пожертвовав, нельзя потерять голову и сдаться. Сдаться? Я даже не этого значения.
– В Манчестере живет много мусульман. Тебе есть, что им сказать?
– Ситуация тяжелая, но нельзя падать духом. Мы не можем позволить плохим мыслям забраться в наши головы, мы должны бороться. Грустные вещи случаются, но жизнь не останавливается. Нельзя убить человечность. Чтобы сделать это... это сумасшествие, не хочу впутывать сюда религию. Это не Ислам и все это знают. Не только я вам об этом скажу.
ЧАСТЬ 2: ВОПРОСЫ О ЖИЗНИ
Сейчас Погба зарабатывает примерно 15 млн фунтов в год, но, конечно, он может небезосновательно утверждать, что заработал каждый пенни. Он вырос в восточных предместьях Парижа, недалеко от Диснейленда. Его родители оба из Гвинеи, что в западной Африке, переехали во Францию за несколько лет до его рождения. Два его старших брата, тоже профессиональные футболисты, родились в Африке. Семья жила бедно: его родители развелись, и Поль жил с мамой, братьями и кузенами в квартире. Проще говоря, футбол дал ему и его семье жизнь, о которой они едва ли могли мечтать.
– Каков был Руасси-ан-Бри, место, где вы выросли?
– Я вырос, как вы это называете, «на районе». Со своими друзьями, играя футбол. Мне действительно нравился футбол с самого детства. И единственной мыслью, целью в жизнь, было стать профессиональным футболистом.
– Это было выходом [из ситуации]?
– Да. Я пытаюсь не забывать об этом, но это не так просто. Сначала очень сильно хочется купить пару обуви, потом, когда они стали твоими, носишь их каждый день. А спустя некоторое время они надоедают. Но всегда надо помнить ту столь желанную пару обуви, за которую пришлось сражаться, чтобы купить, ведь вам ее так сильно хотелось. Так что приходиться [на французском] смаковать. Как вы говорите, смаковать? Наслаждаться каждым мгновением, когда носишь ее. Так что я наслаждаюсь каждым моментом, когда тренируюсь, когда играю. Помню старые деньки.
– Вы были бедны?
– Бедны? Во Франции – это бедность. В Африке – богатство. Я бы сказал, что не был беден, но у нас не всегда было все, что мы хотели.
– Ты спал с братьями и кузенами в одной кровати?
– Да, мы спали по три, четыре, пять человек в одной кровати. Но это было лучшее время, ведь мы были вместе, и это было отлично. По правде, я никогда не жаловался, потому что у нас была вода и пища. Была одежда, даже если и не лучшая. Я никогда не называл себя бедным, ведь смотря на других людей, думал: «я богат».
– Чем занималась твоя мама?
– Она работала в магазине, убирала. Ей приходилось много трудиться, чтобы позаботиться о пятерых детях в доме. Одной. Без семьи, и этим все сказано. Это непросто, одинокой женщине присматривать за пятью детьми. Это причина нашего сильного характера. Сильным быть приходиться.
– Ты помнишь первое, что купил, когда начал зарабатывать?
– Я буду помнить это всю свою жизнь. Мне было 18 или 19, и я купил свою первую пару лабутенов; они были белыми. На самом деле, даже две пары. Я не выходил наружу месяц после этого, ничего не покупал. Я был шокирован. Сказал себе: «не куплю больше ни одной пары лабутенов!» Это смешно, но когда знаешь цену деньгам, когда у других денег нет, чувствуешь себя странно. Думаешь: «это слишком дорого для пары обуви». Жизнь коротка, делай то, что делает тебя счастливым и наслаждайся жизнью, но это не значит, что ты должен забыть о других.
– У тебя еще есть та обувь?
– Вы не знаете? Меня ограбили в Италии и украли мою обувь. Так что парень, ограбивший меня, вышли обратно мою обувь, пожалуйста. Они очень важны для меня. Остальное оставь себе, только обувь.
– Есть ли вещи, которые ты все еще хочешь?
– Мне всегда нравилась мода, но времени на нее все меньше и меньше. Я меньше хожу по магазинам, предпочитая оставаться дома и отдыхать.
– У тебя было чувство одиночества, когда покидал Францию ради Манчестера в 16 лет?
– Нет, это было замечательно! Я выучил английский, новую культуру, страну, завел новых друзей – это было хорошим испытанием. А мне нравятся испытания, так что я справился.
– Ты знал английский хоть немного?
– Только основы: «доброе утро», «доброго дня»... «один, два, три, четыре, пять...»
– Ты понимал, о чем говорит Алекс Фергюсон?
– Нет! Не понимал. Сначала не понимал. Поначалу я даже не понимал своих одноклубников с их манкунианским акцентом. Они разговаривали быстро, а я твердил: «Говори медленно, медленно...» Я не мог говорить. Мои друзья в то время смеялись надо мной. Они рассказывают: «О, я помню твои первые дни, когда ты не мог разговаривать, а сейчас ты говоришь лучше нас. Ты говоришь на манкунианском с акцентом! Это так смешно».
– Почему ты покинул «Юнайтед» в тот раз?
– Я покинул Манчестер, чтобы играть. Это все, чего я хотел. Хоть я и был молод, но чувствовал, что могу играть сейчас и не хотел ждать. И если этого не будет в «Манчестер Юнайтед», будет где-нибудь в другом месте. Но в голове была мысль: «Это не конец, я еще вернусь». Мама сказала мне: «Однажды ты вернешься». И вот я здесь, стригусь в Манчестере.
ЧАСТЬ 3: ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ
Это то, что действительно происходит сейчас, во время беседы. Для финала [Лиги Европы], у Погба были светлые пятна, но его воображение возвращается к черному – возможно, он хочет кое-что спокойное и уважительное для посещения Мекки, куда планирует отправиться спустя неделю после нашей встречи. Он сидит голый до пояса, в платке парикмахера, на нем редкие часы Richard Mille и пара бриллиантовых сережек Cartier в ушах, которые блестят при попадании света. Он жует жвачку Maoam Bloxx, предпочитая красную «клубнику», чтобы сохранять энергию на уровне.
Игра в Стокгольме закончилась в 11 часов по местному времени, а потом команда на чартерном самолете вернулась в Манчестер, приземлившись в 3 часа утра. Погба не пил («Я был со своей Фантой со льдом и наслаждался ею»), но там была дискотека и живая трансляция в инстаграм. Некоторые футболисты принимали таблетки, чтобы быстрее уснуть, но не Поль, так что он не спал до 7:30 утра.
Перед сном, показывая свою предусмотрительность, Погба написал своему стилисту, Крису Року (The Boss) о встрече в фотостудии. Рок – сдержанный, мудрый ямаец, начал стричь француза, когда он был подростком, и их воссоединение стало счастливым следствием возвращения игрока в Манчестер. Когда-то Рок арендовал кресло в парикмахерской на Честер Роуд в Манчестере, но однажды его навестил Рио Фердинанд, и это круто изменило его жизнь. Теперь он ездит [делать прическу] ко многим звездным футболистам в Манчестере и за его пределами : Рахиму Стерлингу, Джесси Лингарду, и в северном Лондоне Данни Уэлбеку из «Арсенала».
Поскольку Рок накладывает толстый слой чего-то на голову Погба, я спросил у Поля, как часто он делает стрижку. Он качает головой. «В последний раз это было давно» – говорит он, отбросив разум в пучину истории. «Наверное, две недели назад».
– Ты можешь пояснить свой коронный танец, «даб», для старших читателей?
– Прежде всего, это началось с [хип хоп группой] Migos. Я начал так делать, потому что мне понравилась музыка, танец, и людям это нравилось, ведь они могли делать хорошее видео. Но даб – это даб, теперь его нет. Думаю, это был последний даб в сезоне. Теперь танец Билли.
– Что такое танец Билли?
– Вы видели его прошлой ночью [после победы над «Аяксом»]. Танец Билли создан моим другом Billax. Я зову его братом, он футбольный тренер. Он один из тех людей, с кем я вырос. Мы играли вместе в детстве, и все они до сих пор мои лучшие друзья. А это наш танец. И я позабочусь, чтобы каждый его повторял. Я постараюсь, чтобы он попал в ФИФА 18!
– Кто худший танцор в раздевалке «Юнайтед»?
– Тимоти Фосу-Менса. Тимо худший! Он забавный.
– Кто ответственный за музыку?
– Ну, Эшли Янг или я. DJ Pogs.
– Какую музыку любит DJ Pogs?
– Я люблю африканскую музыку: Wizkid, Davido. Из американской: Migos, Drake, Future, Travis Scott, Ariana Grande, Beyonce.
– Тебе нравится какая-нибудь старомодная манчестерская группа, вроде Stone Roses ли Oasis?
– Манчестерские группы? Не, я с ними не знаком, это не для моего возраста.
– Любимые фильмы?
– «Криминальное чтиво», «Гладиатор», «Лицо со шрамом».
– Ты можешь представить себя в роли актера?
– Имеешь ввиду стать новым Дензелом Вашингтоном?
– Вроде того.
– Ну... А почему бы и нет?
– У тебя есть девушка в настоящее время?
– Нет. Моя девушка – моя мама.
– Есть планы остепениться?
– Я хочу детей! Несомненно, хочу детей! У меня будет жена однажды, надеюсь. Но прямо сейчас... Сейчас я не могу отдать эту любовь кому-то. Я буду с одной девушкой, но не буду отдавать ей все. Я хочу быть сконцентрирован в первую очередь на футболе, а когда придет нужное время и нужная женщина – то почему бы и нет?
– Как тебя называли одноклубники?
– La Pioche. это что-то вроде «Джокер».
– Кто тебе ее дал?
– Я взял себе его. Это из фильма, но там оно звучало немного по-другому. В фильме это жулик, обманувший деревню. Как я обманываю вас. [Смеется] Меня называют Pog Trick.
– Кого ты больше всего любишь дразнить?
– Журналистов! [Смеется] Нет, я схитрил таким образом. Я люблю шутить со всеми. Потому что иногда я вижу, что люди грустные. А мне хочется их развеселить. Ты тоже выглядел не в настроении, но мне удалось тебя развеселить. И ты придешь домой и скажешь: «Блин, этот парень веселый, он заставил меня посмеяться. Он даже обманул меня!»
Есть доля правды в словах Поля. Как человек, он более мягок, проще и симпатичнее, чем вы можете ожидать, если просто смотрите игры и читаете послематчевые обзоры. Но он не хочет, чтобы его запомнили как хорошего парня. Он желает, чтобы его считали величайшим игроком своего поколения. Французский полузащитник, стоявший плечом к плечу с Мишелем Платини и Зинедином Зиданом. Победитель Лиги Чемпионов, АПЛ, чемпионата мира, обладатель Золотых Мячей. С учетом ретроспективного анализа, этот человек начинает выглядеть на заплаченные за него 90 млн фунтов.
Автор перевода Мирослав СТЕЦКОВИЧ
4 липня 2017 17:44