Что не так с «Манчестер Юнайтед»
Если посмотреть на итоги четвертого финансового квартала, то становится понятно, что дела «Манчестер Юнайтед» могли бы быть и лучше. Клуб теряет деньги направо и налево, а долги все растут. Тем временем американские владельцы Глейзеры продолжают обогащаться.
Когда состоялась виртуальная встреча инвесторов, обсуждались все те же старые вопросы. В очередной раз отметя в сторону все вышеупомянутые вопросы, коммерческий директор Ричард Арнольд расхваливал то, как много у клуба фолловеров в социальных сетях – аж 10 млн на китайском Weibo! Тем временем печально известный футбольной общественности Эд Вудворд упомянул Project Big Picture (список реформ английского футбола, который был бы очень выгоден грандам) и европейскую суперлигу. Затронут и был вопрос возвращения зрителей на трибуны и трансферных трат. Давайте рассмотрим, что какие все-таки можно делать выводы – по пунктам.
Меньше доходов, больше чистого долга
Общий доход «МЮ» за год к 30 июня составлял 509 млн фунтов – то есть меньше, чем в 2019, когда эта цифра составляла 627.1 млн фунтов. Клуб рассчитывал на доход в районе 560-580 млн, то есть матчи без зрителей обошлись «красным дьяволам» в 70 млн фунтов.
Хуже всего, конечно, без болельщиков. В добавок ко всему, телевещатели получили обратно свои 14 млн фунтов. Что интересно, коммерческий доход вырос на 3,9 млн фунтов до 279 млн фунтов. Причина: больше спонсорских соглашений и деньги за предсезонные турне. За счет этих двух пунктов удалось смягчить удар от закрытия Megastore на «Олд Траффорд». Обычно фирменный магазин приносит большие деньги, но из-за пандемии он был закрыт с середины марта по середину июня. Из-за этого клуб недосчитался 5,8 млн фунтов.
Это значит, что прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации за последние 12 месяцев снизилась до 132,1 млн – в прошлом эта цифра составляла 185,8 млн фунтов. Это – худший показатель с 2015 года. Если этот показатель упадет ниже 65 млн, то все, кто предоставил заем, могут по закону затребовать свои деньги обратно.
Операционная выручка уменьшилась на 5,2 млн фунтов, и клуб потерял 23,2 млн фунтов. Что еще хуже, чистая задолженность достигла 474,1 млн. В прошлом году говорилось о 203,6 млн фунтов.
Это рост на 133 процентов. Все это объясняет, почему «Юнайтед» так неохотно тратился в трансферное окно. Финансовый директор Клифф Бэйти вовсе заявил, что дела так плохи, что в этот раз может и вовсе не будет предсказаний относительно будущего дохода. Причина: отсутствие предсезонного турне и вероятность того, что весь сезон пройдет без зрителей.
Урезанная зарплата игроков, дивиденды акционеров
Каждый раз, когда «Юнайтед» пролетает мимо Лиги Чемпионов, это сказывается на кошельках его игроков. Как правило, речь идет о 25-процентном снижении зарплаты для каждого футболиста, хотя исключения могут быть прописаны в контрактах.
И правда, все прослеживается в отчетках: траты на вознаграждения сотрудников за год составили 284 млн фунтов, что меньше на 48,3 млн. Это в «Юнайтед» называют «контрактными уменьшениями зарплат в результате неучастия в Лиги Чемпионов УЕФА».
Зато знаете, что стабильно? Дивиденды акционерам. В 2020 году клуб выплатил держателям акций 23,3 млн фунтов – всего на 100 тыс. меньше, чем в 2019! Поскольку владельцам «МЮ» принадлежит 78 процент, они заработали больше всех.
Как стало известно The Athletic, выплаты были согласованы до наступления пандемии, еще в феврале. Остается только догадываться, как все изменится к следующему разу. Пока что в клубе «этого не обсуждали». Но одно точно: если «Юнайтед» может позволить себе выплатить дивиденды, он это сделает. В деловых кругах такое поведение считают демонстрацией силы.
Наступление Китая и сюрпризы от Chevrolet
Еще одним сюрпризом стали спонсорские соглашения.
Сейчас «Юнайтед» находится в поиске нового титульного спонсора – семилетнее соглашение с Chevrolet подойдет к концу в конце сезона 2020-21. Но вместо того, чтобы подыскать кого-то нового, в клубе решили продлить существующий договор.
General Motors, контролирующая Chevrolet, опасалась эффектов пандемии, так что на футболках «красных дьяволов» логотип автоконцерна будет красоваться до декабря следующего года. То есть у американцев появилось шесть дополнительных месяцев на то, чтобы выплатить оставшиеся 559 млн долларов, причем выплаты будут проходить в фунтах (425 млн), а не долларах. Валюта важна: теперь клуб не опасается капризного обменного курса. По сути, так «МЮ» выцыганил еще 11 млн.
По сути, это взаимовыгодное соглашение, которое поможет «МЮ» не спешить с выбором нового партнера. Инсайдеры напрочь отрицают информацию о том, что договор с американцами связан с неспособностью подыскать другого спонсора такого уровня. Судя по всему, переговоры ведутся, и не с одним претендентом. Это означает, что теоретически «Юнайтед» может поменять титульного спонсора посреди сезона – такое случается нечасто.
Арнольд настаивает на том, что коммерческая стратегия «МЮ» крайне важна. Он описал «сильный год» и упомянул Lego и Visit Malta – двух из восьми новых спонсоров. «Мы будем неустанно стремиться к новым возможностям для роста нашего бренда. Сильный коммерческий двигатель клуба – то, что позволяет нам реинвестировать деньги в команду».
Особо коммерческого директора радует расширение деятельности на Дальнем Востоке. Речь идет в первую очередь о соглашении с гигантом электронной коммерции Alibaba. «Сейчас мы производим больше китайского контента, чем когда-либо раньше. На Weibo и WeChat мы – самый востребованный клуб».
Напоследок Арнольд упомянул, что у «Юнайтед» – 1,4 миллиарда социальных взаимодействий во всех соцсетях, что на 24 процента выше, чем сезоном ранее. Это, конечно, совершенно новое поле боя для клуба: в 2013 году, когда пост главного тренера покинул сэр Алекс Фергюсон, у «МЮ» не было даже аккаунта в Twitter.
Оправдание трансферных трат
Вокруг клуба было много разговоров о полном фиаско «дьяволов» на трансферном рынке. Манунианцы все лето гонялись на Джейдоном Санчо, но позволить его так и не смогли. Вудворд сразу отметил, что «впервые за пять лет не было ни одной транзакции больше 100 млн евро».
Вудворд давно привык к критике в свой адрес, и в своей речи он упомянул основные пункты трансферной кампании: «Мы довольны новобранцами вроде Донни ван де Бека и Алекса Теллеса, за которыми мы следили очень долго, а также Эдинсоном Кавани, выдающимся нападающим, который добавит разнообразия нашей атаке. Рады мы и видеть Факундо Пеллистри и Амада Диалло, который присоединится к команде в январе. Это молодые многообещающие футболисты, которых посоветовали скауты».
Вудворд также упомянул, что в топ-пяти лигах Европы траты на усиления снизились на 40 процентов. Он отметил осторожничающих «Реал», «Барселону», «Баварию», «Ювентус» и «ПСЖ», чьи чистые расходы составили 9 млн евро. Не смог он проигнорировать и траты «Челси»: «конечно, не обошлось без пары тройки исключений. Особенно – «Челси», который затыкал дыры, возникшие из-за запрета на покупки в 2019 году. Но главное – смотреть на несколько последних окон. Наши чистые капиталовложения в последние три трансферных окна выгодно отличаются от коллег».
Обиняки на правительство, намеки на Big Picture и отказ от Суперлиги
Если кого Вудворд и был готов обвинить во всех своих бедах, это премьера Бориса Джонсона.
В клубе, и лично Вудворд, обижены на то, как правительство указывало пальцем прежде всего на «Манчестер Юнайтед» каждый раз, когда речь заходила о возможной реструктуризации английского футбола. Что взбесило еще больше, это нынешние правила социальной дистанции на спортивных мероприятиях. И его претензии звучит вполне логично:
«Мы разработали детальные планы, и мы уверенны как в нашей, так и в общей, способности вернуть болельщиков на трибуны, гарантировав им безопасные условия. В более 20 европейских странах зрителей так или иначе пустили на стадионы, пусть и со значительными ограничениями. Мы требуем от правительства Великобритании последовать за этим примерами. Мы не спорим с тем, что безопасность людей превыше всего, но мы требуем как минимум последовательности. Если людям можно часами сидеть в самолете или кинотеатре (и уж тем более смотреть футбол в кинотеатре), то почему им нельзя посещать стадионы, которые находятся на открытом воздухе и за которыми следят профессионалы? Фанаты – это фундамент футбола, и непоследовательность правительства действует на нервы и клубов, и болельщиков».
На его речь отреагировал инвестор, и ему ответил уже Арнольд: «Первоначально мы ожидали, что стадион частично заполнится в начале октября. Мы успешно провели испытания в августе и сентябре. Рекомендации правительства изменились не в связи с происходящим на спортивных аренах, а из-за ухудшающейся эпидемиологической ситуации в школах и университетах».
Сейчас, по словам Арнольда, ждать возвращения зрителей не стоит до марта.
Вудворд также не преминул упомянуть Project Big Picture – комплекс реформ, который в штыки приняли все 14 клубов, не дотягивающих до статуса элиты АПЛ. Вудворд назвал «Юнайтед» клубом, который заботится о других, а не оппортунистом.
«Мы активно участвовали в переговорах по той причине, что мы хотим поддержать пирамиду английского футбола как в краткосрочных перспективах, относительно COVID-19, так и в долгосрочных, для лучшей самодостаточной стабильности на всех уровнях. Любые перемены всегда приводят к ожесточенным спорам относительно футбольной структуры – также было и тогда, когда сформировалась Премьер-лига 28 лет назад. Сейчас, в критический момент для игры, и мы должны гарантировать успех АПЛ».
Затем один из инвесторов упомянул проект европейской суперлиги. О нем разговоры ведутся уже давно, и в свое время идею поддерживал финансовый гигант JP Morgan. Но Вудворд отказался как-то подтверждать слухи о том, что «большая шестерка» АПЛ ведет переговоры на этот счет. По его словам, если о чем и шли разговоры с ФИФА, это о потенциальных переменах ЛЧ с 2024 года и увеличении количества команд-участников до 36.
Текст: The Athletic
Перевод и адаптация Денис КОШЕЛЕВ
1 листопада 2020 12:58