Деньги. Cколько клубы АПЛ получают от ТВ
В четверг АПЛ показала, сколько английские клубы получили от телевидения в сезоне-2018/19. Несмотря на чемпионство «Манчестер Сити», первое место по ТВ-доходам занял «Ливерпуль», а отметку в 100 миллионов фунтов перешагнули 19 команд из 20.
Почему «Ливерпуль» выше «Манчестер Сити», если он не чемпион?
Давайте начнем с того, как вообще распределяются деньги.
• 50% внутренних телевизионных доходов (от трансляций в Великобритании) распределяются поровну между 20 командами.
• 25% внутренних доходов – в зависимости от места в таблице. Последнее место («Хаддерсфилд») получает 1,9 миллиона фунтов, каждому следующему накидывают эти же 1,9 миллиона. Так чемпион – «Сити» – накопил чуть больше 38 миллионов фунтов.
• И последние 25% от телеправ в Великобритании делятся в зависимости от количества матчей, показанных в прямом эфире. Каждому клубу гарантированы 10 таких эфиров, за них платят 12,199 миллиона фунтов. За каждый матч сверх минимальной планки добавляют 1,119 миллиона.
• Все деньги от продажи прав на АПЛ за границей и рекламы распределяются поровну.
Так вот «Ливерпуль» получил на полтора миллиона фунтов больше «Сити», потому что команду Юргена Клоппа чаще показывали в прямом эфире (29 раз против 26, между ними по популярности встал «Манчестер Юнайтед» – 27 лайвов).
Стартовые 50% от внутреннего рынка принесли всем клубам АПЛ по 34,4 миллиона фунтов, международные права – по 43,2 млн, реклама – по 4,96.
Отличия только в деньгах от прямых эфиров («Ливерпуль» – 33,46, «Сити» – 30,1) и местах в таблице (36,45 млн у «Ливерпуля» и 38,37 у «Сити»).
Все говорят, что у АПЛ космический ТВ-контракт. А сколько получают другие чемпионы в Европе?
Это самое интересное. Разговоры о величине английского телеконтракта так часты и громки, что давно превратились в навязчивый штамп и стерли конкретные цифры. А зря, помнить об этом полезно.
Мы сравнили телевизионные доходы чемпионов остальных топ-4 лиг Европы с доходами всех клубов АПЛ.
Не все лиги настолько открыты, как английская, но достать цифры лучших команд все-таки реально. В случае «ПСЖ» и «Ювентуса» помогла отчетность клубов, в случае «Баварии» – инсайд авторитетного журнала Kicker, в случае Испании цифры официальные и раскрыты в январе 2019-го. Важное уточнение: все данные из Испании, Италии, Германии и Франции – за сезон-2017/18, но расхождения с деньгами, которые упадут на счета команд летом-2019, минимальны.
Итак, «Барселона» и «Реал» в телевизионной таблице АПЛ были бы только на 7-м и 8-м местах, «Ювентус» – на 18-м, а «Бавария» и «ПСЖ» уступили даже последнему месту АПЛ.
А это вообще закончится? Ведь кто-то пугает, что телеконтракт АПЛ – это пузырь
Генеральный директор Бундеслиги Кристиан Зайферт недавно сказал, что все конкуренты на европейском рынке близки к потолку – тогда как немецкий рынок платного телевидения еще будет активно расти. Он связывает это с крахом империи Kirch Group в 2002-м: немецкие телекомпании долгое время не были готовы платить за спорт большие деньги, но теперь рынок развивается, не в последнюю очередь благодаря всплеску интернет-проектов (в Германии окреп стриминговый проект DAZN, который привлек аудиторию предложением «Весь спорт за 9,99 евро в месяц»).
Прогноз Зайферта не выглядит совсем уж рекламным. Внутренние рынки и правда чуть сжимаются и вынуждают лиги смотреть шире. Контракт АПЛ на территории Великобритании на ближайший цикл (2019-2022) упал с 5,4 миллиарда фунтов до 5. Но благодаря зарубежным рынкам никакого падения не ощущается. Покупка звезд даже в средние команды, лучшие тренеры мира и агрессивный маркетинг (в первую очередь в Азии) – все это обеспечило АПЛ резкий скачок на 30%: истекающий трехлетний контракт за иностранных рынках принес АПЛ между 3,1 и 3,3 миллиарда фунтов, а новый – 4,2 миллиарда. Благодаря иностранным телекомпаниям общая сумма ТВ-контракта 2019-2022 (Великобритания + мир) выросла на 8%.
Трансляции за границей – это не просто новая точка роста. Так можно было говорить лет 7 назад. Теперь это огромный кусок бюджета, 46% всех телевизионных денег. По контракту 2016-2019 иностранное ТВ приносило еще 39%. А в 2001-2004 вообще 11%. Тенденция очевидна.
Ни одна европейская лига пока не близка к АПЛ по могуществу на иностранных рынках: согласно отчету KPMG, Ла Лига получает за пределами Испании чуть более 600 миллионов фунтов, а это примерно половина только нынешнего контракта АПЛ.
Но Клэр Эндерс из компании Enders Analysis на недавней конференции Financial Times в Лондоне призвала клубы к осторожности: согласно прогнозам аналитиков, следующий внутренний телевизионный контракт АПЛ просядет еще на 20%, поэтому важно следить за зарплатными ведомостями. Как ни удивительно, такое предостережение касается в первую очередь середняков. Потому что топ-команды АПЛ тратят на зарплаты не более 59% бюджета, а команды классом ниже, как правило, больше 70% (перешагивать через эту планку УЕФА не рекомендует).
Кстати, вокруг зарубежного телевидения в АПЛ долго шла война менеджеров. Клубы топ-6 («Сити», «МЮ», «Ливерпуль», «Челси», «Арсенал» и «Тоттенхэм») считали, что распределять деньги с иностранных рынков поровну (как сейчас) несправедливо: в условной Японии права на АПЛ покупают не ради «Хаддерсфилда» или даже «Саутгемптона», а ради матчей лучших и самых активных клубов, значит, они должны зарабатывать больше. Чтобы прописать такие пункты в контракте, АПЛ, конечно же, нужно согласие клубов – и топ-6 ожидаемо оказалась в меньшинстве.
Компромисс оказался извилистым. Начиная с сезона-2019/20 все клубы будут делить поровну фиксированную сумму (3,3 миллиарда фунтов), а все, что выше, – пропорционально местам в таблице.
Так что уже в новом сезоне разрыв между топ-6 и остальной лигой должен вырасти: дополнительно могущественные клубы разделят около миллиарда фунтов. И если раньше 1-я команда АПЛ получала больше 20-й примерно в 1,6 раза, то теперь коэффициент подскочит до 1,8.
Что будет в сравнении с другими европейскими лигами – никто не знает. Даже Зайферт.
23 травня 2019 10:15