Клубы России - дырка $1,5 млрд в год!
Бывший игрок, а ныне профсоюзный деятель Владимир Леонченко с цифрами в руках доказывает, что российский футбол тяжело болен.
– «Алания» и «Спартак» из Нальчика – далеко не первые и явно не последние жертвы «эффективного менеджмента» в российском футболе. Согласны, Владимир?
– С момента создания профсоюза с помощью игроков мы постоянно проводим мониторинг финансовой ситуации в Премьер-Лиге и первом дивизионе. По нашей оценке 2008 год – а это, как мы помним, год мирового экономического кризиса – стал по-своему переломным для российского футбола. С одной стороны, были зафиксированы лучшие спортивные и финансовые результаты. Посещаемость стадионов РФПЛ в 2008-м достигла максимальных показателей. Совокупный доход лиги – от телевидения, спонсоров – дорос до 55-60 миллионов долларов. Увы, с тех пор ситуация не только не улучшилась – она значительно ухудшилась. Мы неоднократно пытались инициировать обсуждение с участием РФС, лиг, клубов с тем, чтобы обратить внимание на то, что реальные расходы клубов, прежде всего низших дивизионов, абсолютно ничем не подкреплены. Но, к сожалению, не были услышаны. И вот, пожалуйста, результаты: Нальчик, «Алания»…
Я сейчас посмотрел наши заявления и выкладки от 2010 года – в частности, по ситуации с «Сатурном», когда он снимался с розыгрыша. Так вот, тогда совокупные расходы клубов двух главных лиг страны составляли примерно 600-700 миллионов долларов в год. Это очень большая сумма для нашего футбола – притом что все рейтинги РФПЛ по сравнению с 2008 годом уже начали падать. Иными словами, наметилась очевидная тенденция к снижению интереса к российскому чемпионату. В то же время клубы продолжали решать свои локальные задачи: кто-то боролся за выживание, кто-то стремился в Лигу чемпионов. Где-то появлялись частные спонсоры – как, например, в «Анжи». И вся эта гонка вооружений так или иначе отражалась на первом дивизионе. Достаточно сказать, что уже в те годы претенденту на повышение в классе необходимо было иметь бюджет на уровне 20 миллионов долларов. Огромные деньги для соревнования, не приносящего участникам ни малейших доходов!
Думаете, с тех пор что-то изменилось в лучшую сторону? Не изменилось! Наши свежие исследования показали ужасающую картину. Согласно им, расходная часть клубных бюджетов в РФПЛ и ФНЛ с 600-700 миллионов выросла до 1,5 миллиарда долларов! И мы прекрасно понимаем, что за прошедшее время структура финансирования команд нисколько не поменялась: максимум нагрузки на региональные бюджеты, минимум частных инвесторов. Что говорить о низших лигах, если в элите частные клубы можно пересчитать по пальцам. Даже чемпион страны, ЦСКА, являясь по сути частной командой, все равно нуждается в поддержке государственных компаний. Хорошо, что появились «Россети», которые дают «армейцам» 20 миллионов в год. Самостоятельно выжить ЦСКА было бы намного сложнее.
Что мы видим и слышим сегодня? Крики отдельных клубов о помощи на фоне продолжающегося роста бюджетов. У меня есть ощущение, что этот пик уже пройден и на местах постепенно появляется понимание, что дальше так жить нельзя. Где-то уже переходят от слов к делу и сокращают бюджеты – лишь бы выжить. Наглядный пример – «Шинник». Вот кто, например, сегодня старается жить по средствам. Побегалов взял молодых футболистов и показывает с ними очень неплохие результаты. Тем не менее и этому клубу застарелые долги не дают нормально развиваться. Такая же картина во многих коллективах, в том числе и Премьер-Лиги. Мы же знаем, что, например, кредиторская задолженность «Крыльев Советов» до сих пор существует – с тех времен, когда клуб едва не стал банкротом. Самое печальное, что за последние годы не произошло главного – всестороннего анализа ситуации. Не были применены меры со стороны Премьер-Лиги и РФС для остановки этого поезда, мчащегося в пропасть. Да, принятый регламент по агентской деятельности в состоянии сократить расходы клубов на услуги посредников (максимальная сумма выплат агентам не должна теперь превышать 10%). Но это только одна из мер, способных оздоровить наш футбол.
А ситуация в Нальчике – она повторяет историю многих клубов. Мы помним время, когда местный «Спартак» играл в Премьер-Лиге под руководством Красножана, располагая на самом деле самым маленьким бюджетом в высшем дивизионе. Что произошло потом? Команда вылетела из РФПЛ, а ее расходы остались на прежнем уровне. У нас же элементарно нет системы их понижения! Нигде не прописано автоматическое уменьшение заработной платы и прочих расходов в случае вылета из высшего дивизиона. Естественно, новое руководство республики, ознакомившись с финансовой ситуацией в подшефной команде, мягко говоря, осталось недовольно. Хотя, по нашим оценкам, задолженность перед футболистами – это не самая значительная часть долгов клуба.
– В прессе фигурировала сумма 60 миллионов рублей.
– Да, это долги по зарплатам и премиальным, плюс-минус. А общая задолженность клуба, по моим сведениям, составляет 250-300 миллионов. В этой ситуации с футболистами, наверное, проще всего урегулировать спорные вопросы. Надеемся, что переговорный процесс там будет проведен и какие-то положительные результаты мы получим. Важно сохранить в республике профессиональный футбол, но этот футбол должен жить по другим законам. Можно, конечно, пойти другим путем – тем, который выбрал Брянск, «Ротор», «Металлург-Кузбасс». Закрыть клуб, потом воссоздать на уровне КФК, за два-три года вернуться обратно. Но где он окажется через эти два-три года? Да в той же самой первой лиге с теми же самыми законами. В первом дивизионе уже раздаются призывы пересмотреть принципы функционирования клубов, но я считаю, что этот вопрос нужно решать комплексно, на уровне двух главных лиг.
– А вы не допускаете, что нынешняя ситуация полностью устраивает большинство нынешних футбольных начальников? Им дают – они «осваивают».
– Допускаю. Но свежий пример «Алании» и «РусГидро» показывает: так продолжаться не может. Вместо того чтобы закрыть прежние долги и зажить по средствам, клуб набирает толпу новых футболистов, производит огромные агентские выплаты, а в итоге влезает в новые долги и оказывается на грани банкротства. Но даже после этого уровень зарплат в команде остается, наверное, самым высоким в ФНЛ. Поверьте, Нальчиком и «Аланией» круг потенциально неблагополучных команд не исчерпывается. Под угрозой тот же Белгород.
– Что вы как профсоюз футболистов предлагаете в этой ситуации?
– Прежде всего зафиксировать все финансовые обязательства, которые имеются на сегодняшний день. Дать возможность погашения этих долгов, в том числе перед игроками, в рассрочку. Но главное, нужно зажить с нового сезона по новым правилам. Другого пути для оздоровления финансовой и спортивной ситуации в нашем футболе нет. Мы все больше об экономической стороне медали толкуем, но и спортивная составляющая оставляет желать лучшего. Ведь тот же первый дивизион сегодня не выполняет своей самой главной задачи – готовить конкурентоспособных игроков для высшей лиги. Последним заметным выходцем из ФНЛ был Олег Шатов. Все! Сегодня эта лестница полностью уничтожена. Поверьте, в случае закрытия «Алании» и «Спартака-Нальчик» 90 процентов игроков этих клубов, если не больше, не будет востребовано на уровне Премьер-Лиги.
– С чего-то надо начинать. С чего?
– Наверное, с создания рабочей группы по предотвращению историй, подобной нальчикской, по общему анализу ситуации в «Алании», Белгороде и других проблемных клубах, а также выработке новых механизмов функционирования основных лиг.
– Считаете, в российской действительности этот воз реально сдвинуть с места?
– Абсолютно. Основные болевые точки нам понятны. Сегодня все клубы имеют постоянные и переменные расходы. Самые болезненные из постоянных расходов – это содержание стадионов, которые у большинства находятся в аренде, и перелеты. Но львиную долю денег «съедает» фонд оплаты труда игроков и трансферов. Согласно заявлению президента РФС, только за прошлый год общий размер комиссионных выплат агентам составил 100 миллионов долларов. 100 миллионов! Я думаю, этих денег хватило бы всем 19 клубам ФНЛ, чтобы спокойно прожить этот год.
Мы должны стремиться к английской или немецкой модели, где есть финансовая солидарность между высшим и первым дивизионами. А чем сегодня может помочь наша Премьер-Лига ФНЛ, если она сама, извините, бедная? 55 миллионов долларов в год на 16 клубов – это мизер. Кроме того, должен быть выработан механизм обязательного понижения, вплоть до 50%, заработных плат игроков и расходов на трансферы в случае перехода клуба в низший дивизион. Уверяю вас, это значительно сократит расходы клубов.
Должны быть механизмы ограничения заявки игроков как в Премьер-Лиге, так и в первом дивизионе – не больше 25 футболистов с обязательной возможностью дозаявки по ходу сезону собственных воспитанников, как это уже сделано в РФПЛ.
Важнейший вопрос – участие государства в этом процессе. Оно сегодня на 90 процентов финансирует наш футбол, но финансирует, к сожалению, так, что почти все эти деньги уходят в песок, и ежегодно приходится давать больше, что вызывает резкую критику, в том числе и со стороны депутатов госдумы, которые предлагают ограничить расходы госмонополий на спорт. Государство наконец должно понять, что госкомпаниям и губернаторам бессмысленно поддерживать «свои» клубы, кому-то более или менее любимые, а надо поддержать как минимум две профессиональные лиги, предварительно договорившись об экономической модели. Обеспечить их нормальное функционирование, вложиться в инфраструктуру. Чемпионат мира ведь только часть городов заденет – а что остальным делать, на нынешних старых стадионах играть?
На самом деле многие даже не представляют, насколько сегодня кризисная ситуация в нашем футболе. Без участия государства и консолидации усилий всех заинтересованных сторон ее уже не исправить.
15 січня 2014 08:22