Тина. Что смотрит Putinland?
В российском эфире стартовал телеканал «Матч ТВ». Почему пропагандистская машина использует в своих целях спорт? - размышляет независимый московский журнал The New Times.
Канал начал работу 1 ноября, в день траура по туристам, вернувшимся с египетского курорта в гробах. По иронии судьбы один из слоганов нового теленачинания — «За здоровый образ жизни!»
Жизнь порой — не только жестокий драматург, но и язвительный монтажер.
Старт на фоне траура
Не станем искать в случайном совпадении двух событий некое предзнаменование в судьбе канала, пышущего здоровьем и оптимизмом. Понятно, что фон не вдохновлял команду «Матча ТВ», что условия непростого информационного поля, связанного с национальным трауром, не позволили каналу в первый же день раскрыться во всей красе, о чем и сообщила его генеральный продюсер Тина Канделаки в своем Instagram. Пришлось отказаться от заздравных заготовок, от бравурных заставок, от ура-поздравлений, от нарядных украшений и придать праздничному действу относительно деловой будничный характер.
Говоря словами Канделаки, канал «не мог себе позволить ошибиться в интонации». Тем не менее, посчитала она, первый день вещания не стал комом.
Доля московской аудитории — 6,1 % — была с точки зрения генпродюсера вполне удовлетворительной. «Вы нас смотрите!» — радостно воскликнула госпожа Канделаки, обращаясь к миру и населению. И особенно ее порадовало, что «на «Матч ТВ» в день премьеры по Москве хотя бы на одну минуту включилось 24,9% аудитории мужчин возрастной категории 25−59 лет (около 968 тыс. человек) и 16,1% (2 млн 229 тыс. человек) аудитории 4+».
В таком минутном внимании к новорожденному вещателю есть причина, опять же обусловленная национальным трауром. Все прочие федеральные каналы убрали из сеток развлекательно-рейтинговые шоу. Эфир обесцветился и в значительной степени обездвижился. Потому многие, щелкая пультом, и заскакивали «на минуточку» на «Матч ТВ».
Предыстория
О надобности этого канала заговорили где-то в конце весны. А уже в начале июня Путин по итогам заседания Совета по развитию физкультуры и спорта поручил правительству совместно с «Газпромом» создать общероссийский общедоступный спортивный телеканал на базе «НТВ-Плюс» и «Россия 2».
Синтезу подлежали в основном журналистские кадры первого и эфирные частоты другого. В финансовом же отношении это был не синтез, а поглощение. Владелец холдинга НТВ «Газпром» купил у холдинга ВГТРК частоты за 9,3 млрд руб. и в придачу к ним аудиторию размером приблизительно в 81 млн зрителей.
Планировалось, что канал заработает с 1 сентября. Затем дата перенеслась на 1 ноября. Честно говоря, казалось, что и она нереальна. Все-таки построить канал за три месяца — это нужна советская штурмовщина.
Пошло-поехало
На следующий день после траура побежали по экрану зазывные восклицания именитых спортсменов. Точнее, восклицание было одно: «Все на матч!», но с разными интонациями — повышенными, пониженными, с улыбкой, с чувством и с расстановкой. Меж ними — программы-лозунги: «Ты можешь больше!», «Живи сейчас!» Сторителлинги типа «Мама в игре», «Настоящие мужчины», «Путь бойца».
Запомнились экс-гимнастка Светлана Хоркина, указательным пальчиком внушающая что-то патриотичное, звезды хоккея Борис Майоров и Владислав Третьяк, вспоминающие победы советской команды на американском льду и оспаривающие достоверность американской картины «Красная машина». Настырно агрессивничали ведущие программ и шоу. Виден невооруженным глазом указующий и направляющий перст генерального продюсера канала.
Вообще столь стремительное и беспроблемное создание спортивно-оптимистического канала удивительно. Все помнят, как долго и мучительно созидалось Общественное ТВ. И за какие нищенские деньги оно делалось, и на какие копейки оно сейчас живет… Видно, в режиме благоприятствования «Матчу» есть отдельная заинтересованность Кремля.
В чем она?
Подоплека
Сам канал «Матч ТВ», судя по всему, задуман как спортивно-патриотический. Видимо, успех Сочинской Олимпиады и в организационном, и в соревновательном отношениях показался кремлевскому начальству достаточно перспективным с точки зрения возгонки новой волны патриотических чувств народонаселения и поднятия международного престижа власти. И похоже, теперь не будет ни одного значимого международного турнира, который бы РФ не попыталась провести у себя дома. Вот уже Казань, едва выдохнув после наплыва пловцов, оповестила мир о готовности провести мировой чемпионат по пляжным видам спорта.
Конечно, крымская кампания по части нагнетания любви к Родине оказалась более эффективной, нежели любые иные олимпийские и турнирные триумфы. Дело в том, однако, что круглогодичная информационная война на всех федеральных каналах с украинской и американской военщинами уже заметно приелась, стала рутинной. Нужна новая приправа, новая специя.
Таковой решено сделать спорт высоких достижений и впечатляющей зрелищности. Для этого потребовалось несколько перенацелить и модернизировать пропагандистскую телевизионную машину. Разумеется, все орудия агитпропа («Политика», «Вести недели», «Воскресный вечер»), зачехленные на лето, с началом сезона расчехлили и выдвинули на передовую. Громыхать они уже стали, однако, не с той ожесточенностью.
Так вот, разжигать рядом с ними казенный патриотизм, видимо, и было назначено общедоступному спортивно-телевизионному комплексу «Матч ТВ». Не случайно почти сразу в эфире этого канала зашла речь о благотворной пропагандистской роли спорта в советское время. А передовой линией фронта тогда был хоккей. Неспроста Майоров и Третьяк вспомнили указание тогдашнего министра спорта товарища Павлова: «Советские команды не могут проигрывать!» Или другой наказ начальства хоккеистам: «Нет такой силы, которая могла бы пересилить русскую силу».
«Две стихии», одна задача
Обязанность руководить этой пропагандистской машиной, как мы уже знаем, возложена на молодую амбициозную пиарщицу Тину Канделаки с ее оптимистическими слоганами: «Телевидение и спорт — две мои стихии. Спорт — постоянное движение к победе, сила воли, красота!» Кого-то она мне напомнила чистотой своих помыслов и карьерными амбициями… Сразу оговорюсь: не уровнем таланта.
...Жила-была такая гордая красавица в другое время, в другой стране, при другом режиме, тоже, впрочем, нуждавшемся в пиаре по высшему разряду. Ее «двумя стихиями» были спорт и кинематограф; телевидение тогда еще не стало массовым, да и в технологическом отношении оно прозябало на слишком низком уровне. Кино — другое дело. Киноаппарат — более совершенный инструмент, с помощью которого Лени Рифеншталь удалось создать спортивно-патриотический канал, простите, фильм «Олимпия», где визуальная эстетика на совесть послужила украшению нацистского режима.
В фильме «День свободы! — Наш вермахт!» она достойно восславила военную машину Третьего рейха. У Тины тоже есть некоторые заслуги в формате «милитари». Руководимое ею медиа-агентство «Апостол» поспособствовало продвижению бренда «Калашников».
Скажут: «Где Лени, а где Тина…» Это правда: они далеко друг от друга. И режимы пока далеко. А функциональное сходство просматривается все отчетливее. «Задача у нас одна, — объявила Канделаки, — не просто увлечь миллионы зрителей, но и заставить других поверить: способность человека преодолевать себя безгранична!» (Понятно, что Тина говорит не только о спортсменах.) Верим. И знаем, что слишком много людей, преодолевая себя, преодолело в себе нечто существенное — человеческое.
Волшебная дудочка
После войны Рифеншталь оправдывалась перед теми, кто подверг ее моральной обструкции: «Но разве можно было знать обо всем заранее? За что отвечать?». — «За то, — был ей ответ, — что послужила волшебной дудочкой для Крысолова. За то, что увлекла миллионы за Крысоловом».
Есть некоторая надежда на неэффективность «волшебной дудочки» под названием «Матч ТВ». Ведь предмет вдохновения Тины Канделаки — спорт высоких достижений — вещь в патриотическом отношении ненадежная: сегодня мы их, а завтра они нас… В спорте гораздо труднее выдавать поражения за победы, нежели в политике или экономике.
И напоследок нечто отдельное. Покидавший НТВ гендиректор Владимир Кулистиков поделился доброй шуткой с Ксенией Собчак по поводу нового явления Канделаки народу: «Мы думали, что достигли дна, а оказалось, что достигли тины». Это сказал человек, который много сделал, чтобы подведомственный ему канал оказался на дне...
13 листопада 2015 12:20