Лубкивский: «Благодаря ЕВРО-2012 Европа открыла для себя Украину»
Маркиян Лубкивский, директор ЕВРО-2012 в Украине, посетил студию «Футбол NEWS» и рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке к ЕВРО и что считает его главным достоянием для Украины.
– Под угрозой, по сути, были все украинские города. Под угрозой было проведение финала в Киеве. И Мишель Платини, тогда президент УЕФА, говорил: если Киев не будет готов, то не будет и финала в Киеве. Под угрозой были и Львов, и Харьков. Более того, хочу вам сказать, Львов спас Борис Колесников – тогдашний вице-премьер-министр, ответственный за инфраструктуру, с которым мы работали: я – со стороны УЕФА, он – со стороны правительства. Но именно его гарантиям УЕФА поверил – не только им, а их реализации. Платини предложил: давайте проведем турнир в 5 польских городах и 3 украинских. Это было последнее предложение. А перед тем было вообще желание оставить два украинских города.
Это была катастрофа. Это было в 2010 году. И, по сути, мы оказались в очень сложной ситуации, когда нужно было принимать нестандартные решения, и, главное – показывать результат. Надо отдать должное, что строители и тогдашние руководители проекта – тот же Борис Колесников – взяли на себя очень сложную ношу и смогли все реализовать. Каким образом – никто не знает. Как никто не знаю, как гуси Рим спасли, так никто не знает, каким образом Колесникову удалось спасти Львов. Но это настоящая история. Это невыдуманная вещь. Мы тогда несколько раз вели очень сложные переговоры, ездили в Ньон – в штаб-квартиру УЕФА. И именно после того, как ситуация пошла на улучшение, нынешний президент ФИФА, Джанни Инфантино (в то время он был генеральным секретарем) начал називать Бориса SuperBoris.
– Говорили, он приложил руку и к изменению проекта строительства «Олимпийского»?
– По «Олимпийскому» были ускорены темпы строительства и приняты правильные стратегические решения. Надо было быстро достроить объекты и сдать их в эксплуатацию, удовлетворить условия УЕФА. Если бы этого не произошло, турнир мог быть проведен в непаритетном формате. А это для нас означало бы национальный позор.
– Стадионы были главной проблемой, или приходилось работать и над другими инфрастуктурными проектами?
– Если честно говорить, все было проблемой. В то время требования УЕФА были очень жесткими, и каждый город имел свою специфику. В Донецке к стадиону не было никаких вопросов. «Донбасс Арена» – это был своеобразный уровень для всех стадионов ЕВРО: мы на этом стадионе учили персонал футбольным операциям. Но, в Донецке, например, была проблема с размещением болельщиков. Приходилось искать отели, которые могли принять и целевые группы УЕФА, и самих болельщиков. То есть, по сути, отели всех категорий.
В Киеве была проблема с достройкой стадиона, поскольку с гостиницами, в принципе, проблем не было. В Харькове проблемы были с аэропортом и стадионом, с размещением ... То есть каждый город имел свою специфику. Во Львове были проблемы со стадионом, по сути, до последнего момента. Мы не знали, проведем ли турнир, еще за 4 недели до его начала.
– Давайте поговорим о приятном. ЕВРО, наверное, дало нашей стране толчок в развитии – не только футбольном?
– Наибольшим достоянием турнира я считаю, что Европа открыла для себя Украину. К нам приехало много болельщиков. Ни один из них не пострадал. У нас не было ни одного конфликта. Все счастливые и довольные вернулись домой. Самые счастливые, конечно, испанцы.
Больше всего запомнилось нашим гостям украинское гостеприимство. Сюда люди ехали, овеянные массой мифов. Англичане боялись ехать, потому что здесь, мол, убивают людей, и из-за расизма. Французы боялись еще по какой-то причине. Но все остались довольны. Голландцы полюбили тот же Харьков.
– Сколько бы мы шли к тому, что имеем сейчас, без ЕВРО?
– Я думаю, десятилетия. И инфрастуктура, которая была создана, используется и сегодня. Те, кто ездят по трассе Киев-Львов, до сих пор довольны. Это нормальная дорога.
Аэропорты ... Вы помните, какие курятники были во Львове и в Харькове, в каком состоянии был Борисполь. К сожалению, мы, по сути, потеряли донецкий аэропорт в силу обстоятельств, когда мы сегодня под угрозой агрессии.
Но, с другой стороны, у нас есть достижения, о которых говорил УЕФА. И очень хорошо, что сегодня ни один из стадионов – возможно, за исключением (думаю, это временно) «Донбасс Арены», не стал «белым слоном». И на львовской арене играют команды, и на «Олимпийском», и в Харькове. И очень важно, чтобы, когда «Шахтер» вернется на «Донбасс Арену», там играли львовские «Карпаты».
9 червня 2016 08:35