Зеркало для героев
Конец зимней спячки не снизил остроту вопроса, который остался к Сречко Катанецу. Хотя вывод тренера сборной Словении, пытавшейся преградить Украине путь на Евро-2016, в вечной полемике новость не особая.
Перед стыковыми играми с командой Михаила Фоменко его визави высказался глобально: «Футбол меняется каждый месяц, каждую неделю…» А уже по итогу ноябрьского противостояния было впору уязвить оратора: «Что-то не заметно по сборной Словении. Как путала она игру в мяч с боевыми единоборствами шестнадцать лет назад, так и продолжает». Можно, конечно, сослаться на мизерность населения, но и присутствие словенцев в серьезных европейских клубах палитру их сборной особо не расцветило.
Впрочем, десятки миллионов граждан в отдельно взятом государстве еще не гарантия получить успешную национальную команду. Потому личность главного тренера и его выбор игроков под свое видение становятся определяющими. А кто будет угоден небесам и удаче, в этом и есть интрига…
Нет сомнений, что Михаил Фоменко изначально был мудрее своего младшего коллеги. Да и кадрами располагал лучшими, которые в Мариборе, пусть и со скрипом, тест на прочность выдержали. Тут и проявилось еще одно условие, необходимое для более громких побед, чем проскочить сквозь плей-офф во Францию.
Лишенный дешевого артистизма, немногословный Михаил Иванович вспомнил о ментальности. С одной стороны, словечко уже затертое, но сутью оно верное. В нашей истории, да и не только футбольной, не раз имел место парадокс: украинцы, сметая всех и вся со своего пути, затем увязают в эйфории и попадают то в комедию, то в трагедию… Примерами сию сентенцию могут подтвердить не только основоположники национального театра, но и почти все гетманы исторического пантеона. Но я все-таки рассчитываю на укорот Фоменко всем своим критикам: «Мы не в театре…» Для его натуры сказанное можно считать яростью.
Ну последнему болвану уже должно быть ясно, что значение предстоящих в июне сражений осознано, а плюсы и минусы ментального поведения в подготовке к турниру будут учтены. Появляется повод вернуться к главному посылу. Не только благодаря острому зрению коуча словенцев все давно догадались, как изменился мировой футбол. Сравнивать командные скорости сборных, пресловутую интенсивность матчей на ЧМ и ЧЕ даже неудобно. Вся динамика в пользу нынешних мастеров.
Времена, когда только за счет фокусов на поле соперника можно было оставить с открытым ртом и с поражением, стремительно уходят в историю. Извиняюсь за каламбур, времени и пространства у «фристайлеров» стало критически мало. Пример с последнего чемпионата мира ярок до полного… сумрака в глазах бразильских жонглеров, показательно униженных командой, против которой украинской сборной стартовать на чемпионате Европы.
И здесь широкое понятие ментальности следует сузить до одной составляющей – отношения. Отношения к себе и соперникам, к выводам из побед и поражений, к словам тренера, наконец. И в этом смысле я абсолютно не вижу разительных перемен. Надеюсь, к месту вспомню разговор с капелланом, достойно исполняющим свой духовный и гражданский долг в нынешней войне за нашу независимость. Священник обронил фразу буднично, без малейшего нажима: «Вы думаете, что люди сильно изменились с библейских времен? Они совсем не изменились…»
…Когда улягутся страсти вокруг Евро-2016, вспомнят и о юбилее самого весомого достижения советского футбола в июле 1966-го. Но уже сейчас режет ухо, когда знакомишься с нынешней озвучкой видеоархивов. Российские исполнители с пафосом докладывают о «русских футболистах», добравшихся до полуфинала ЧМ в Англии. А о голевой серии Валерия Поркуяна, мужестве Йожефа Сабо, изобретательности Виктора Серебряникова вспоминается как-то нехотя и вскользь.
Чтобы резко оборвать тему конфликта мировоззрений, вспомню реакцию украинского ветерана Второй мировой на бредни Путина: «В той войне Россия и сама бы победила!..» Наш герой тихо сказал: «Бог ему судья. Недостойно даже спорить с такими суждениями…»
Не менее познавательно напомнить о персоне самого загадочного тренера, которого в Союзе нарекли выскочкой. Для меня Николай Морозов (на фото) сродни режиссеру фильма «Джентльмены удачи», который снял одну картину, зато гениальную. Чем-то тот успех парней в красных майках в шестидесятых напомнил победу датчан в девяностых, которых на Евро собирали с пляжей и горных курортов. Аналогия, конечно, не прямая: советская сборная прошла отборочное сито сама.
Но воспоминания самих игроков о наставнике, смалившем сигареты до самого фильтра, сильно смахивают на байки. Никаких детальных разборов и наполеоновских установок. Любимым напутствием Николая Морозова было: «Играйте, как хотите и умеете…» Звучит очень легкомысленно, чтобы поверить полностью. С другой стороны, тренер знал, что может Поркуян, которого взял в Англию вопреки шипению всей Москвы из «ниоткуда». Или – зачем долго рассказывать о футболе отменному правому нападающему с чисто «русской» фамилией Численко…
Но есть открытия и совпадения вовсе мистические. С пришпиленным ярлыком «Взял на авось» Морозов говорил, что все построения на поле придумали журналисты. Поразительно, но позже об этом скажет и великий Лобановский. Украинский тренер №1 считал расстановку игроков условностью, которая не имеет значения после первого удара по мячу. А какую функцию в отдельных фазах матча выполнит каждый футболист, обязан определить тренер.
Разница в том, что Николай Морозов это чувствовал и просто доверял, а Валерий Васильевич еще и выстраивал с математической точностью. И оба наставника добились со сборными впечатляющих успехов, выведя в мировой полуфинал и в финал Евро. Назло всем завистникам и ретроградам.
Для нынешней сборной Украины гораздо важнее собственная преемственность. В следующей главе своего повествования я не просто вспомню, что именно Лобановский благословил игрока Мишу Фоменко на тренерскую работу, а и попытаюсь доказать, что эволюция футбольной мысли, в сравнении с соседями, у нас развивалась быстрее.
11 січня 2016 12:00