Украина может принять матчи ЕВРО-2020
На прошлой неделе исполком УЕФА одобрил идею Мишеля Платини о проведении финального турнира ЕВРО-2020 в нескольких городах разных стран континента без выбора одной или двух стран-хозяек. О значении этого уникального решения и высокой оценке, которую УЕФА дал хозяевам ЕВРО-2012, рассказал член исполнительного комитета Европейского футбольного союза, почетный президент ФФУ.
Европейское футбольное сообщество сдержанно отреагировало на новость о возможном изменении формата Euro-2020. Эксперты и журналисты пока не торопятся cоднозначными выводами в связи с революционной идеей президента Платини. Однако решение, благодаря которому к 60-летию с момента первого проведения континентальное первенство станет по географии распространения максимально точно соответствовать названию, уже получило зеленый свет.
Президент УЕФА поручил комитету по соревнованиям национальных сборных, главой которого является Григорий Суркис, организовать работу над концепцией Euro-2020. Таким образом, на базе этой структуры в ближайшее время начнет функционировать своеобразный оргкомитет будущего турнира.
После возвращения из Ньона Суркис любезно согласился ответить на вопросы «СЭ».
– Григорий Михайлович, похоже, что, нынешнее заседание было поистине судьбоносным для европейского футбола. Могли бы вы популярно объяснить, что собственно, произошло?
– На мой взгляд, исполком принял историческое решение, утвердив идею проведения Euro-2020 под лозунгом «Euro для всей Европы». Теперь нам предстоит воплотить ее в жизнь. Практическая реализация проекта будет базироваться на основе профессиональных мнений членов исполкома, а также авторитетных экспертов, привлеченных комитетом по соревнованиям национальных сборных УЕФА совместно с его администрацией. Конечно же, активное и непосредственное участие в этом процессе принимает и сам Мишель Платини, которому принадлежит эта гениальная идея. Ее уникальность в том, что символическое празднование 60-летия проведения чемпионатов Европы станет не только футбольным, но и знаковым политическим событием. Ведь оно даст новый импульс объединению всей Европы вокруг футбола. Поэтому сейчас важно тщательно проработать малейшие детали этого амбициозного плана.
А таких деликатных моментов придется обсудить немало. Например, как установить критерии отбора кандидатов на проведение турнира. Еще один подводный камень такого формата – тонкости процедуры голосования внутри исполкома УЕФА. Ведь по существующим ныне правилам, причастные к предмету голосования его члены должны покинуть зал заседания, пока их коллеги выскажутся. Что, кстати, пришлось сделать и мне, когда в этот раз на обсуждение был вынесен вопрос о начислении бонуса украинской и польской федерации за проведение Euro-2012. Поскольку решения, которые будут приниматься в контексте организации турнира 2020 года, будут касаться не одной и не двух стран, мы должны избежать ситуации, когда большинство членов исполкома каждый раз будут лишены возможности голосования. Над этим придется всерьез поломать голову.
– Вы упомянули бонус для национальных ассоциаций за успешное проведение Euro-2012. Какими в итоге оказались результаты голосования по этому вопросу?
– Члены исполкома УЕФА оценили этот турнир как выдающийся. Даже не смотря на то, что начисление бонуса предусмотрено лишь при условии своевременной сдачи инфраструктурных объектов, чего в силу известных обстоятельств в ряде случаев не получилось, тем не менее, было принято решение вознаградить по результатам проведения Euro-2012 обе страны. Таким образом, уже в январе ФФУ и ПФС получат от УЕФА по 6,5 миллионов евро каждая. Это притом, что на счета обеих федераций ранее уже была перечислена аналогичная сумма на организацию проведения турнира. Я благодарен своим коллегам за такое стимулирование усилий национальных ассоциаций в реализации этого грандиозного проекта. Кроме того, отдаю себе отчет, в том, что высокая оценка ФФУ была бы невозможной без колоссальной поддержки президента страны и всей вертикали государственной власти.
– Генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино упомянул на пресс-конференции, что исполком ожидает наработку концепции турнира 2020 года к следующему заседанию – 25 января либо к концу марта. Ваш комитет уже вошел в этот временной режим работы?
– Безусловно, мы не теряем времени и планируем, что уже 18 декабря члены комитета готовы будут обсудить конкретные шаги по дальнейшему продвижению этого проекта. А 17 января будущего года мы соберемся за круглым столом, чтобы совместно с администрацией УЕФА за неделю до следующего исполкома сформулировать предложения к проекту концепции Euro-2020 для обсуждения на заседании. Таким образом, мы рассчитываем перейти к конкретике уже в марте, когда исполком соберется снова в Софии. К тому времени контуры формата турнира – в частности, такие вопросы, как требования к кандидатам на проведение первенства – должны иметь завершенный вид.
– До марта еще далеко, но вы уже наверняка продумывали какие-то принципиальные моменты будущей концепции…
– Например, уже сегодня совершенно очевидно, что арены, на которых состоятся матчи турнира, должны принимать не менее 50 тысяч зрителей. Также понятно, что УЕФА, возможно, откажется от приема заявок, если в них будет идти речь о строящихся стадионах. Ведь этот проект мыслится не просто как символическое событие в связи с празднованием юбилея соревнования. Он должен быть логическим продолжением одного из главенствующих принципов политики УЕФА «legacy» – «наследие».
– Вы имеете в виду преимущественное использование уже готовой инфраструктуры, которая стала наследием предыдущих турниров УЕФА?
– Именно так. Мы хорошо знаем, какой ценой далось Украине проведение Euroв условиях цейтнота и финансового кризиса. Сегодня последствия глобальных экономических проблем ощущают на себе не только развитые европейские страны, но и весь мир. А это является существенным препятствием для финансирования таких проектов из бюджета одной страны. Мы пока говорим об изменении формата турнира только в 2020 году, который состоится в 12-13 странах. Но и в более отдаленной перспективе речь будет идти о том, чтобы не возлагать такие непомерные затраты на одну либо две принимающие страны, как это было раньше. Иными словами, нужно продумать такой механизм организации турнира, чтобы впредь избежать тяжелого финансового давления как на организаторов, так и на УЕФА, который, кстати, стоял на пороге нервного шока на некоторых этапах подготовки к Euro-2012 в Украине и Польше.
– Тем не менее, украинские города теперь имеют возможность претендовать на проведение Euro-2020?
– Не совсем так. В принципе не может идти речь о том, чтобы претендентами на место проведения турнира стало сразу несколько городов одной страны. Но я уверен, что ФФУ будет пытаться провести консультации с правительством, чтобы Украина также подала заявку. А у нас, соответственно, есть только два города-претендента: Донецк с его 50-тысячной «Донбасс-Ареной» и Киев с 70-тысячным НСК «Олимпийский».
– В то же время Джанни Инфантино не отрицает, что новый формат откроет возможность проведения престижного турнира в тех городах, которые никогда не имели бы шансов принять Euroили финал Лиги Чемпионов самостоятельно…
– В этот список действительно могут попасть города, которые ранее не принимали таких масштабных спортивных мероприятий. Но я думаю, что этот вопрос пока рано обсуждать, так как мы еще не знаем, кто именно подаст заявки на проведение. Кроме того, как я уже говорил, мы еще полностью не понимаем, какими будут критерии отбора. Помимо вместительности стадионов наверняка будет приниматься во внимание и географический фактор. Ведь нельзя растянуть турнир по Европе настолько, чтобы от этого пострадали интересы болельщиков. Уже сейчас отношение многих любителей игры к новой идее неоднозначно, в том числе из-за дальности перелетов и переездов для посещения матчей. Поэтому мы должны провести консультационно-разъяснительную работу с национальными ассоциациями и по такой принципиально важной для болельщиков проблеме.
Но, несмотря на сопутствующие сложности, повторюсь, эта идея поистине гениальна, ведь предложенный формат позволит реально объединить вокруг футбола практически всю Европу. Сомневаюсь, что в ближайшие годы политики могут создать нечто подобное, что в основе своей философии несло бы такую важную и благородную миссию.
10 грудня 2012 08:20