Платини подбивает Европу на очередную революцию
В январе будет шесть лет, как Мишель Платини возглавил УЕФА, а неугомонный французский функционер все продолжает сыпать революционными идеями.
Вспомните, сколько своих инициатив он довел до ума с 2007 года: реформировал Лигу чемпионов, вследствие чего в групповой раунд (или напрямую, или через отдельную ветку квалификации) регулярно стали попадать представители стран второго эшелона – Белоруссии, Кипра, Хорватии, Румынии, Дании; переформатировал второй по значимости континентальный клубный турнир – Кубок УЕФА, переименовав его в Лигу Европы, а Кубок Интертото упразднил; поспособствовал тому, что впервые в истории чиновники доверили проведение чемпионата Европы государствам с востока Старого Света – Украине и Польше, а параллельно убедил соратников увеличить количество финалистов ЕВРО до 24-х, что будет реализовано через четыре года во Франции. И вот новое креативное предложение – провести ЕВРО-2020 одновременно в 13-ти странах!
ГОРОДА ПО РЕЙТИНГУ ПЛЮС СТАМБУЛ
Многим такая новость, появившаяся недавно в западноевропейских СМИ, показалась шуткой. Однако Платини готовит «бомбу» на полном серьезе. Авторитетный таблоид Bild утверждает, что руководитель УЕФА уже обсудил эту идею с главой Немецкого футбольного союза Вольфгангом Нирсбахом и президентами других ассоциаций, заручился их поддержкой и сам сделает доклад по этому вопросу на заседании Исполнительного комитета 6-7 декабря, а уже в январе новшества могут быть ратифицированы.
Член Исполкома УЕФА Тео Цванцигер в интервью Bild рассказал, какой Платини и его единомышленники видят систему проведения турнира в 2020 году. Когда после квалификации определятся 24 финалиста, УЕФА при выборе городов будет исходить из интересов ведущих футбольных стран посредством использования рейтинга национальных сборных. 12 сильнейших команд получат преимущество и при жеребьевке (попадут в первую и вторую корзины), и при выборе мест, где сыграют матчи в каждой группе (а таких будет шесть) пройдут в двух городах. Таким образом, для проведения группового этапа будут определены 12 городов, а вот полуфиналы и финал состоятся в населенном пункте, в котором до этого не было ни одного поединка (об 1/8-й и 1/4 финала пока не говорится).
В интернете промелькнули названия этих 12-ти городов – Мадрид, Берлин, Лиссабон, Рим, Лондон, Амстердам, Москва, Загреб, Афины, Базель, Париж и Брюссель. Финал – в Стамбуле. Откуда взялся этот список? Взгляните на текущее положение европейских сборных в рейтинге ФИФА и поймете логику: указаны столицы или футбольные центры первой дюжины ассоциаций. То есть, допустим, Голландия и Бельгия не попадут на ЕВРО, и вариант Амстердама и Брюсселя заменят, предположим, на Копенгаген и Стокгольм, если лицензии добудут Дания и Швеция. Получается, что и Киев имеет возможность принять матчи ЕВРО-2020, если Украина попадет в финальный турнир и будет иметь рейтинг среди участников не ниже 12-го. Единственное, что удивляет – почему в ситуации с ЕВРО фигурирует рейтинг ФИФА, а не УЕФА для сборных, который Европейский союз футбольных ассоциаций использует при жеребьевках в последних циклах. Не потому ли, что в топ-дюжине, например, нынче присутствует Босния и Герцеговина, и Сараево вряд ли монтируется в схему УЕФА? Будем надеяться, что более точно о проекте регламента Платини расскажет на декабрьском Исполкоме в Лозанне.
УЧАСТНИКИ ТЕНДЕРА НЕ ВПЕЧАТЛИЛИ?
Теперь – почему полуфиналы и финал хотят отдать на откуп именно Стамбулу. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в май этого года, когда стало известно, что на проведение ЕВРО-2020 претендуют три заявки – Турции, Грузии, а также объединившихся ради такой цели Ирландии, Шотландии и Уэльса. Согласитесь, получилось более чем скромная компания, с отсутствием опыта организации подобных форумов и с инфраструктурой, требующей серьезных финансовых вливаний. Ведь трудно представить, во всяком случае, с ходу, что бывшая советская республика способна самостоятельно принять на своей территории 24 команды. И с точки зрения проживания и тренировочного процесса (речь идет об отелях и базах), и с точки зрения сугубо соревновательной.
Дело в том, что еще в 2009 году УЕФА официально утвердил требования для первенства континента, согласно которым страна-хозяйка должна приготовить два стадиона вместимостью не менее 50-ти тысяч зрителей, три – не менее 40 тысяч и четыре – не менее 30-ти тысяч. Также в документах указаны 19 дополнительных пунктов, касающихся подготовки арен, и еще 200 минимальных требований к оснащению инфраструктуры, аэропортов, гостиниц и так далее. Так вот, на данный момент в Грузии имеется всего один стадион, по количеству мест отвечающий нормам (и при этом нуждающийся в реконструкции) – тбилисский имени Бориса Пайчадзе (60 тысяч). Следующими по вместимости идут столичный стадион имени Михаила Месхи (25 тысяч), 20-тысячник в Кутаиси и два 10-тысячника в Рустави и Зестафони.
И, похоже, состав участников тендера ЕВРО-2020 немного смутил не только журналистов и специалистов, но и чиновников из Ньона, поскольку спустя несколько часов после официального дедлайна на подачу заявки УЕФА опубликовал сообщение о том, что до этого национальные ассоциации могли выразить предварительный интерес к турниру, а теперь, мол, запускается процедура, в рамках которой все 53 члена союза могут выставить свои кандидатуры вне зависимости от того, выражали они ранее интерес или нет.
ВЫБОР МЕЖДУ ОЛИМПИАДОЙ И ЕВРО
Добавим, что в свое время о намерении побороться за право организовать чемпионат Европы-2020 заикались представители Бельгии, Германии, Испании и Португалии, Италии и Словении, всерьез говорили руководители стран и футбольных федераций в Голландии, России (еще до победы в тендере ЧМ-2018), Эстонии и Литве, Албании и Греции, Болгарии и Венгрии, Боснии, Хорватии и Сербии, Чехии и Словакии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии.
В итоге документы в Ньон отправили лишь три стороны – Турция, трио Шотландия-Ирландия-Уэльс и Грузия, к которой вскоре присоединился Азербайджан (после того, как Баку выбыл с пробега на Олимпиаду-2020). Возможно, перспективы победы Турции, имеющей опыт участия в тендерах ЕВРО-2008, ЕВРО-2012 и ЕВРО-2016 (в последнем уступила Франции в финальном раунде с разницей всего в один балл) и располагающей достаточным количеством стадионов, на которых проводились поединки самого высокого ранга, в том числе и финал Лиги чемпионов, немного взволновали Платини (мол, заявлены такие города, как Бурса, Измир, Кайсери, Эскишехир), оттого и начались все эти движения. Сам француз объясняет их так: «Шарм идеи в том, что страны, которые никогда бы не смогли принять матчи турнира, получат такое право. Это отличное решение для кризисных времен. Тем более речь идет о 60-летнем юбилее чемпионата Европы».
Кстати, отметим, что, если Стамбул выиграет тендер летних Игр-2020 (МОК объявит победителя 7 сентября 2013 года на 125й сессии в Буэнос-Айресе), то для организации решающих поединков футбольного форума выберут другой город. Напомним, на Олимпиаде конкурентами расположенного в двух частях света порта являются Мадрид (Испания) и Токио (Япония).
Возвращаясь к ЕВРО-2020, добавим, что на проект Платини с одобрением среагировали представители многих ассоциаций. Мол, заполненные стадионы в солидных городах, IV, реклама, приличный финансовый куш – кто ж откажется от таких перспектив? Единственный минус – организационный. Большие расстояния (к примеру, от Лиссабона до Москвы – 3 900 км) и политико-географические моменты (не все финалисты турнира будут членами Евросоюза) при миграции болельщиков могут создать определенные трудности.
22 листопада 2012 05:40