Хацкевич: «Специально для Ярмоленко вызвали Брессана»
Накануне принципиального поединка во Львове интервью дал хорошо знакомый нашим болельщикам главный тренер белорусской сборной Александр Хацкевич.
Экс-игрок киевского «Динамо» – из тех людей, по которым сложно понять, когда они шутят, а когда говорит серьезно. Хацкевича нужно слушать: лукавые интонации рождают гениальное на стыке жанров. В письменном виде речь 41-летнего тренера местами легко расчленяется на афоризмы.
В общем, где здесь юмор, а где – соль жизни, решайте сами. После того, как попробуете, то есть – прочитаете.
ФАКТОР ГЛЕБА ВЛИЯЕТ И НА СОПЕРНИКОВ
– Как распланирована подготовка вашей сборной: в каких условиях тренируетесь сейчас и когда планируете прилететь во Львов?
– Условия у нас не меняются: заезжаем в загородный гостиничный комплекс (отель Robinson Club в семи километрах от Минска. – Прим. М.С.), находящийся неподалеку от натурального поля комплекса ассоциации «Белорусская федерация футбола». Так что в плане организации все у нас хорошо. Основную часть подготовки проведем здесь, а в пятницу к обеду – приземлимся во Львове.
– По состоянию на вторник у вас была одна кадровая проблема – здоровье Игоря Шитова. Как обстоят дела сегодня?
– Нормально. Сегодня (эта беседа состоялась вчера днем. – Прим. М.С.) он уже вернется в общую группу.
– В четырех матчах под вашим руководством ворота защищали три вратаря – Юрий Жевнов, Андрей Горбунов и Сергей Черник. С явным фаворитом вы пока не определились или же не говорите об этом игрокам и прессе?
– Пока вообще говорить о чем-либо сложно. Команда только-только собралась. Горбунов прилетел из Греции вчера ночью. Черник вообще играл в понедельник. Вот сегодня впервые увидим всех троих вместе, потренируемся, а ближе к матчу наставник по работе с вратарями Андрей Сацункевич вынесет свой приговор.
– Ваш предшественник Георгий Кондратьев сетовал на отсутствие должного количества левоногих футболистов. Мол, адекватной замены Бордачеву на фланге обороны не существует…
– Левоногих мы как-нибудь найдем. Главное, чтобы на поле не было левых. Но вообще-то озвученная проблема наблюдается. А ведь нам нужно не просто закрыть позицию левого защитника, но и поставить туда человека, который бы знал и понимал выдвигаемые тренерским штабом требования. На данный момент таковых у нас двое: это, как вы уже догадались, Бордачев и Максим Володько. Выбор небогат. Что ж, тем проще будет определиться.
– Комментируя отсутствие в начале отборочного цикла Александра Глеба, вы назвали это «тренерским решением». А возглавив сборную – вернули ветерана в строй. Этот ход себя оправдал?
– Знаете, после наших встреч с различными сборными я читал интервью футболистов команд-соперниц. После чего пришел к однозначному выводу: и испанцы, и македонцы знают, что есть такой игрок – Александр Глеб. Сам факт наличия в команде такого мастера оказывает на противника дополнительное психологическое давление. Однако дело не только в имени: в играх за сборную Саша демонстрирует именно то, что я от него прошу – тонкое понимание игры и повышенную самоотдачу. А это, безусловно, устраивает и тренеров, и партнеров.
СОМНЕВАЮСЬ ПО ОДНОЙ-ДВУМ ПОЗИЦИЯМ
– Накануне матчей с Украиной и Люксембургом вы вернули в сборную единственного украинского «легионера» Михаила Сивакова. В нашей премьер-лиге он нравится вам больше, чем в «Габале»?
– Не знаю, что у Миши не получилось в Азербайджане, но он очень сильно выглядит в матчах за «Зарю». И, разумеется, мы помним, что это универсал, который способен сыграть не только на позиции опорного полузащитника, но и в центре обороны. Что очень полезно для команды.
– А где сейчас Сергей Баланович, которого Кондратьев считал едва ли не основным специалистом по персональной опеке? В частности, после того, как тот успешно сыграл против Франка Рибери…
– Баланович – специалист по персональной опеке? Гм, наверное, Кондратьев видел игру несколько по-другому… Сейчас Сергей выступает в «Амкаре», чей тренер Гаджи Гаджиев нередко практикует схему с тремя центрбеками, вследствие чего Баланович играет то правого латераля, то левого инсайда – в общем, действует ближе к атаке. Ну а справа в защите, кстати, в Перми, как правило, играет украинец Богдан Бутко.
– В вашем расширенном списке всего два форварда – Сергей Корниленко и Николай Сигневич. Квалифицированные нападающие в Белоруссии нынче в дефиците?
– В Украине, между прочим, их тоже не так уж много. Да и потом, для количества они нам не нужны, нам необходимо качество.
– Один из лучших бомбардиров вашей премьер-лиги последних лет габаритный Денис Лаптев в качестве кандидата на эту вакансию не рассматривается, потому что не блещет после прихода в «Тосно» Дмитрия Парфенова?
– У них сейчас вся команда не блещет. К тому же Лаптев и еще двое его партнеров по команде отбывают шестиматчевую дисквалификацию (за массовую драку после игры с «Шинником». – Прим. М.С.) и не получают должной игровой практики. Кроме того, уровень чемпионата Белоруссии – это одно, а российская ФНЛ – другое. Здесь, чтобы быть на виду, нужно демонстрировать футбол иного качества.
– Положа руку на сердце, на сколько процентов определились со стартовым составом на матч с Украиной?
– Ну… Где-то на девяносто.
– Когда тренеры так говорят, я начинаю считать – и целого числа не получается.
– Скажем так: кое-какие сомнения остаются по одной-двум кандидатурам.
– Есть кто-то из футболистов, кого по каким-либо причинам вы пригласить не смогли?
– Вы сейчас намекаете на кого-то конкретно?
– Ну, например, на лучшего футболиста Белоруссии прошлого года Сергея Кривца или Антона Путило…
– У Антона проблемы со спиной. Он сам позвонил и сказал, что не сможет помочь сборной в двух ближайших играх. С Серегой созванивались еще до того, как оформляли вызовы. У него сложилась неопределенная ситуация в клубе: до закрытия трансферного окна нужно было четко определиться – или он остается в «Меце», или переходит в другую команду (Кривцом активно интересовался клуб испанской сегунды «Эльче», но на данный момент о его трансфере пресса не сообщала. – Прим. М.С.).
КОММЕНТАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ НЕ ЧИТАЮ
– Очень прямой и короткий вопрос: априори Украина – явный фаворит матча?
– У вашей команды я вижу одно явное преимущество – родные стены. Оно же, на мой взгляд, пока остается единственным.
– Вы согласны, что сильнейшей стороной команды Михаила Фоменко является фланговая игра?
– С этим сложно спорить, тем более, что вы разговариваете с человеком, который знает, что из себя представляет сборная Украины лучше, чем любой из подопечных. Да, на сегодняшний день фланги являются одной из ваших сильнейших сторон, и не только потому, что там играют такие люди как Коноплянка и Ярмоленко. В сборной много квалифицированных исполнителей, которые имеют опыт выступлений в Лиге Европы, и в Лиге чемпионов. За счет которых, собственно, формируется весьма сбалансированная во всех линиях сборная.
– Вы уже придумали, как противодействовать двум главным украинским звездам, чья суммарная стоимость составляет около сорока миллионов евро?
– В футбол играют не деньги, а футболисты. На это и уповаю.
– Многим памятны яркие словесные баталии Шитов – Милевский и Брессан – Ярмоленко. Это всего лишь эпизоды или образцы системы принципиальных отношений между белорусами и украинцами?
– Ну что вы… Ни о какой системе не может идти и речи. Шитов – Милевский? Ну, возможно, Артем за время отсутствия на исторической родине слегка подзабыл белорусский, вот Шитов его и подучил, как выражаться на родном языке. (Улыбается). Что же касается Брессана, так, может, мы потому и вызвали его в сборную, чтобы он психологически воздействовал на Ярмоленко?
– Это вы сейчас шутите?
– Воспринимайте как хотите... Нет, какие-то вещи я, конечно, перевожу в юмор, но в данном случае речь идет об эмоциях, а их легче простить, чем откровенную подлость или игру исподтишка. Уж лучше люди будут вспыхивать во время матча, но после пожимать друг другу руки, глядя в глаза, чем держать камень за пазухой.
– Ваши предшественники на тренерском мостике белорусской сборной отмечали жесткое отношение прессы к главной команде страны и ее тренеру, кем бы он ни был. Вы что-то подобное ощущаете, или пока сборная Хацкевича окутана ореолом доброжелательности, возникшим на инерции симпатии к вам еще в годы активной игровой карьеры?
– В первую очередь, симпатию должна вызывать игра команды. Если честно, я не вдавался в детально в атмосферу, которую журналисты создавали вокруг предшественников. Но могу сказать, что в данный момент пресса от прессы мы не ощущаем. И это при том, что сегодня ваши коллеги – как, кстати, и болельщики, – вполне могут высказывать свое мнение на интернет-ресурсах и в социальных сетях.
– Насколько я знаю, вы в соцсетях не зарегистрированы. И чтением комментов к статьям, видимо, тоже не увлекаетесь?
– Знаете, мне есть на что тратить свои нервы и без этого. Делать это за счет комментариев в интернете нет ни времени, ни желания.
ИГРАТЬ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ НЕМНОГИЕ
– Георгий Кондратьев, о котором я сегодня вспоминаю часто, считал, что идея создания сборной на основе базового клуба в Белоруссии нереализуема. Вы с этим согласны?
– Да. Полностью.
– И все же результаты белорусских клубов в еврокубках аккуратно намекают на то, что внутренний чемпионат постепенно прогрессирует?
– Как вы уже сказали, этот намек – заслуга отдельных клубов, которые выделяются на общем фоне, тогда как сам уровень белорусского футбола можно оценить как достаточно средний. В тех же еврокубках у нас было четыре команды, а осталось две. При этом нужно отдать должное и БАТЭ, которое шло в квалификации путем чемпионов, и «Динамо», обыгравшее на пути к групповому этапу Лиги Европы крепкие клубы из Австрии и Швейцарии. Хотя в основном раунде континентальных турниров для наших клубов начнется испытание более высокого уровня.
– Мне показалось, или вы немного раскритиковали игру «Динамо» в квалификации Лиги Европы?
– Я отметил, что счет в противостояния с «Цюрихом» и «Ред Буллом» оказался немного не по игре, но это не умаляет заслуги минчан, добившихся позитивного результата в очень непростых обстоятельствах.
– Есть впечатление, что юниорские и молодежные сборные Белоруссии, включая бронзовую команду 2011 года, были заточены под дисциплинированную оборонительную игру со ставкой на контратаки. Тяжело ли на таком фундаменте растить что-то более привлекательно-атакующее?
– В первую очередь, скажу, что молодежный футбол отличается от взрослого – будь то сборная или клуб. Но команды топ-уровня отличаются тем, что выбирают оптимальную тактику на конкретного соперника и способны при необходимости поменять ее по ходу пьесы. Во главу угла при этом ставится результат. А ставку на игру от защиты, быстрый переход от обороны к атаке и наоборот делает не только наша молодежная сборная, но и большинство современных команд. Лишь три-четыре клуба могут позволить себе играть в позиционный футбол с позиции силы. Все остальные действуют с акцентом на дисциплину и организацию командных действий, в особенности, если в коллективе нет ярких индивидуальностей.
– Не так давно лично вы провели матч за любительскую команду «Запад-3 Селио» – и, по свидетельствам очевидцев, смотрелись очень неплохо.
– Ну, видите, у нас сейчас все футболисты стремятся на Запад, и я, видимо, не стал исключением. (Улыбается). Что же касается того, как я смотрелся, то давайте не будем забывать о любительском статусе лиги, в которой я играл. Да и к чему, собственно, вы затронули эту тему?
– Хотел поинтересоваться, участвуете ли вы как игрок в тренировочном процессе национальной сборной?
– Когда такие тренировки открытые, то, конечно, с радостью участвую. Но времени на подготовку у нас совсем немного, поэтому большую его часть посвящаем отработке тактических моментов за закрытыми дверями.
ПОКА ЕСТЬ ШАНСИК – БУДЕМ БОРОТЬСЯ
– Александр Глеб на вопрос журналистов «Что изменил в команде Хацкевич?» ответил: «Наливает перед игрой».
– Ну, это уж точно юмор.
– Экс-игрок «Арсенала» и «Барселоны» отметил, что с вами атмосфера в коллективе перестала быть гнетущей, и психологически команда чувствует себя куда более уверенно.
– Я уже говорил, что не хочу касаться того, что происходило в сборной до меня. Каждый тренер строит отношения внутри коллектива так, как считает нужным, в соответствии со своим видением ситуации и поведения каждого игрока. При мне работает один основной принцип – правило уважительного отношения. Не только друг к другу на футбольном поле, но и ко всем людям, окружающим нас в быту – например, к обслуживающему персоналу гостиницы, в которой мы живем.
Футболисты обязаны уважать труд любого человека. Если они так поступают, то будут уважительно относиться и ко мне, и к моим помощникам. И, конечно же, у нас есть общий внутренний распорядок, который не должен нарушаться ни одним членом коллектива. Думаю, что в соблюдении этих просты принципов и кроется секрет позитивного микроклимата.
– То есть игроков, которые добираются на домашние матчи сборной на личных автомобилях, у вас больше нет?
– У нас в сборной есть игроки, у которых нет личных автомобилей… Шутка! (Смеется).
– Михаил Фоменко на встрече с украинскими журналистами сказал, что при вас в команде изменились принципы построения игры…
– Я вижу футбол по-своему. Хочется, чтобы у сборной Белоруссии было свое узнаваемое и желательно симпатичное лицо. На данный момент мы провели в совместной работе всего девять месяцев, которые включили в себя два официальных и два товарищеских матча. Но уже сейчас ребята понимают, чего именно мы от них хотим и какой стиль формируем. Однако при этом мы, конечно же, зависим от соперника. Хотя уже сейчас работаем над тем, чтобы со временем они подстраивались под нас, а не наоборот.
– Вы пересматривали прошлогоднюю игру против Украины?
– Да, глянул для себя еще несколько недель назад. Скажу сразу, что большого акцента на этот матч мы делать не будем. Там нашей командой использовалось совершенно другое построение.
– Очевидно, что решение первоначальной задачи – выход в финальный раунд Euro-2016 с любого места – осложнилось до крайности. И тем не менее, эта цель сохраняется, или руководство федерации просит вас уже сейчас работать на перспективу?
– Мы говорили на эту тему – и решили, что пока остается даже не шанс, не шансик, а возможность за что-то бороться, мы будем преследовать эту задачу. Но останутся ли у нас хотя бы теоретические варианты занять дающее право на стыковые матчи третье место, станет ясно только после сентябрьских игр.
– Если бы я в конце этого разговора я пожелал вам удачи, меня бы никто не понял. А потому – красивого вам футбола!
– Так, давайте договоримся четко и однозначно: каждый болеет за свою команду. Идет?
3 вересня 2015 09:49