Альтман: «Нынешний мундиаль достаточно увлекателен»
Своими впечатлениями о групповом турнире и стадии 1/8 финала бразильского чемпионата мира поделился один из творцов успеха сборной Украины на немецком мундиале восьмилетней давности.
– Многие считают этот чемпионат едва ли не самым ярким и зрелищным в новом веке. Или вы возразите: мол, в плей-офф игра стала прагматичнее?
– Безусловно, нынешний турнир представляет огромный интерес и проходит достаточно увлекательно. Все матчи собирают большое количество зрителей и широкую телевизионную аудиторию.
Как-никак, но чемпионат мира – знаковое событие в жизни не только футболистов, тренеров и болельщиков, но и каждой из стран, представленных на этом форуме. И уж точно команды готовятся к этому соревнованию далеко не один день…
Что же касается самого качества игры, то, на мой взгляд, футбол на чемпионатах мира приобрел прагматичные очертания, начиная с 2006 года, а, может быть, даже и раньше. Хотя говорить о том, что в плей-офф игра стала еще боле прагматичной, я бы не взялся. Да, во главе угла по-прежнему стоит Его Величество результат – отсюда и соответствующее построение игры, и выбор тактических вариантов.
Однако уже на групповом турнире, как мне показалось, команды решали сугубо стратегические задачи, и прагматизм имел куда более существенное значение – за исключением некоторых особо результативных игр. Например, Испания – Голландия или Германия – Португалия. Но они были такими, в первую очередь благодаря тому, что одна из команд оказалась подготовлена лучше другой.
– Какие матчи произвели на вас особое впечатление и в будущем побудят пересматривать по несколько раз?
– Лично мне интересны все игры, тем более, что чемпионат еще не закончен, и впереди нас ждут матчи, которые точно произведут именно такое впечатление, о котором вы спрашиваете. А пока каждый поединок представляет большой интерес в познавательном, спортивном и даже в социологическом плане. Две подобных игры я уже назвал. Добавлю в этот список отличнейший матч Италия – Англия. Большой интерес вызывают многие встречи с участием Колумбии. Очень приятно было наблюдать за действиями сборной Чили: тем, как она строит игру, как эмоционально ведут ее игроки и тренеры – благо, телевизионная картинка ничего этого не скрывает. Понравилась команда Мексики, ну и сборная Франции выглядит на сегодняшний день просто прекрасно.
– В групповом турнире заокеанские команды – причем, не числом, а умением! – Европу превосходили. Видите ли вы явную причину такого соотношения сил или же стоит говорить о целом комплексе факторов?
– Этот чемпионат мира уже дал многим скептикам ответ на вопрос: будет ли на нем что-то новое или не будет. Он наглядно показал: слабых команд на таком турнире практически нет. И это не общие слова. Вспомните, на предыдущих чемпионатах обычно были сборные, которые раздавали очки без особого сопротивления. На турнире в Бразилии все подравнялось, как никогда ранее! Появилось то, что мы привыкли называть таким понятие как «класс». Вот почему каждая игра оказывалась боевой, и проходных матчей, как, впрочем, и явных аутсайдеров не было! Те же африканские сборные – и Гана, и Нигерия, и Камерун, несмотря на внутренние волнения, которые весьма подробно описывала пресса, демонстрировали приличную игру, а исполнительское мастерство футболистов отвечало самому высокому уровню.
Само собой, далеко не все европейские команды подошли к турниру в лучшем состоянии после насыщенных и изнуряющих чемпионатов своих стран. Прежде всего, повышенные нагрузки выпали на долю Германии, Испании, Англии, Португалии и других ведущих держав Старого света: в этом плане им было тяжело. Да, кто-то подготовился лучше, кто-то – хуже, и поэтому первые уже отправились домой, а вторые продолжают победное шествие и восхождение по турнирной лестнице. Основным доказательством этого тезиса является обилие травм, с которыми, к примеру, столкнулись португальцы и голландцы, потерявшие по ходу турнира целый ряд футболистов. Подчеркнем: мышечные повреждения всегда являются следствием не плохой разминки, а банальной усталости и перенапряжения опорно-двигательного и мышечного аппаратов. И в этом плане команды из Южной и Центральной Америки имели определенное преимущество, потому что собрали игроков раньше и, уделив подготовке большее внимание, показали хорошо поставленную коллективную игру.
Ну и, конечно, не будем сбрасывать со счетов климатический фактор, который болезненно сказался на европейских командах. Особенно сильно пострадали те, кто располагается на карте ближе к северу. Некоторые наверняка столкнулись с такой болезнью как десинхроноз, вызванной резкой сменой поясов, сдвигом во времени и необходимостью адаптации к непривычным условиям.
ИСПАНИЯ ПРОШЛА ПО ПУТИ ФРАНЦИИ-1998 И ИТАЛИИ-2006
– В Бразилии часы, на которых плясала испанская «тики-така», внезапно остановились. Был ли этот провал предсказуем лично для вас?
– Определенные предпосылки были. Давайте проанализируем чемпионаты мира последних лет и, в частности, результаты европейских команд. Что мы видим? Сборная Франции, выигравшая домашний ЧМ-1998 не квалифицировалась во второй раунд в Японии и Корее четырьмя годами позже. То же самое случилось с командой Италии, которая победила в 2006-м в Германии и не вышла из группы в 2010-м в ЮАР. И вот теперь по этому пути прошла команда Испании. Тенденция работает.
Футболисты добиваются больших результатов, выигрывая все, что только можно. И, наверное, думают, что и дальше все будет именно так. Заложниками этой ситуации в какой-то степени становятся и тренеры: они не хотят кардинальных изменений. Но время жестко напоминает: то, что было хорошо вчера, уже недостаточно сегодня и крайне мало завтра. Никакие прошлые успехи не гарантируют будущих: и в этом направлении Испания, безусловно, недоработала. И, тем не менее, мне бы не хотелось списывать со счетов эту самобытную сборную, которая остается одной из сильнейших команд мира. Тот футбол, который она демонстрировала и пропагандировала в течение последних лет, безусловно, имеет право на жизнь, но должен учитывать наличие противоядий и общее движение вперед. Чтобы система действовала, ее нужно совершенствовать и искать новые пути развития.
– Несколько лет назад тогда еще тренер сборной России Дик Адвокат сказал о том, что идеальной схемой для любой национальной команды является низкая компактная оборона на своей половине поля без явных элементов высокого прессинга и острые контрвыпады за счет трех-четырех быстрых игроков группы атаки. Не кажется ли вам, что в Бразилии-2014 мода на контратакующий футбол особой популярностью не пользуется?
– Здесь легко запутаться в терминах и стать жертвой усложненности понятийного аппарата. Никто не спорит о том, что быстрые атаки не утратили своего значения. Другой вопрос – то, каким количеством игроков и как они проводятся… Вспомним то, что вытворяли с Бразилией игравшие в одно касание чилийцы и зададимся вопросом: нужно ли считать такой футбол контратакующим или атакующим? Каким бы не стал ответ, решающее значение по-прежнему имеют быстрота принятия решения и исполнения технических элементов.
Теперь о второй части формулы Адвоката. Модным среди комментаторов понятием «высокий прессинг» мы называем прессинг на чужой половине поля. Однако этот тактический прием сегодня очень сложно осуществим, потому что исполнительское мастерство и техника возросли до таких высот, что футболисты могут спокойно выходить из-под такого давления. Поэтому куда более актуальным и эффективным становится прессинг, который осуществляется при переключении из атаки в оборону. А вот если ты уже не отобрал мяч таким путем, самое время откатиться на свою половину поля и выстроить эшелонированные защитные порядки. То есть, использовать то, что в баскетболе называют зонным прессингом.
– Вы всегда ратовали за гармоничный рисунок игры и баланс между линиями. Не кажется ли вам, что у некоторых из потенциальных фаворитов турнира – скажем, англичан – оборонительный и атакующий потенциал оказался неравноценным?
– Я уже сказал, откровенно слабых команд на этом чемпионате не было. Даже Южная Корея и Австралия демонстрировали слаженную и дисциплинированную игру – по крайней мере, пытались соответствовать всем постулатам современного футбола. Не заметил я и явных разрывов в линиях у кого-то из участников турнира. Другое дело: какую тактику выбирала на определенную игру та или иная команда.
Во многих играх, особенно на групповом этапе, сборные строили оборону на своей половине поля, не так активно прессингуя соперника у чужой штрафной площадки. А та же Испания попыталась применить привычный для себя рисунок игры и дала пространство Голландии, которая моментально этим воспользовалась. В общем, каждая команда решала свои задачи и хотела сыграть на тех козырях, что были наработаны лучше всего. Но вот получалось у всех по-разному.
СЕГОДНЯ СИСТЕМА ИГРЫ ДОЛЖНА БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ВАРИАТИВНОЙ
– Какая из сборных, на сегодняшний день, представляется вам наиболее гармоничной и сбалансированной?
– Импонирует футбол Голландии, Германии, Франции, Колумбии... Это команды, для которых чемпионат пока не закончился. И пусть те же голландцы висели на волоске в матче против Мексики, в решающий момент сумели использовать свои сильные стороны и смогли пройти дальше.
– Вы уже отметили, что едва ли не самое пагубное решение для тренера в современном футболе – просто ничего не менять. Кто из ваших коллег менял игру своей команды интенсивнее и успешнее остальных? Мне показалось, что в этом контексте чаще остальных звучали фамилии Чезаре Пранделли и Луи ван Гала…
– Не только Голландия и Италия, но, скажем, так же Аргентина в процессе турнира меняла тактический рисунок. Таковы требования времени: система игры должна быть настолько разнообразной, чтобы по ходу одного матча твои подопечные могли использовать максимальное количество вариаций. И тогда сопернику будет очень сложно к тебе приспособиться. Отсюда и регулярные смена расстановки игроков – наработки игры с тремя, четырьмя, даже пятью защитниками. Смена позиций исполнителями: яркий пример тому – игра Роббена на последних минутах матча с Мексикой… Лично мне думается, что это не просто хаотичные действия, а отработанные приемы ведения игры. Есть много наигранных стандартных ситуаций, которые команда может спокойно использовать и варьировать ими, проявляя свое творчество.
– Франция накануне мундиаля осталась без Рибери. Германия – без Ройса. Италия – без Монтоливо. Россия – без Широкова. На какой сборной отсутствие одного из лидеров сказалось в наибольшей степени?
– Знаете, всегда и на всех турнирах в сильных командах выпадал кто-то из звезд. Ни одна сборная не может зависеть от одного конкретного игрока. Если у команды поставлена игра, недостаток одного из лидеров, не скажется на ее потенциале. Более того, коллектив тут же выдвинет на это место другого лидера. Разумеется, в том случае, если в команде – создана соответствующая атмосфера! Ярким примером тому служит игра сборной Франции на домашнем турнире 1998 года, когда личные интересы таких людей как Зидан были полностью подчинены общей цели и командной игре. И тут же – анти-пример в исполнении сборной Португалии на этом чемпионате мира. Команда Паулу Бенту полностью полагалась на своего лидера, но оказалось, что Криштиану Роналду в «Реале» сверкает ярче, чем в сборной своей страны.
У НАС БОЛЬШЕ СИЛЬНЫХ ИГРОКОВ, ЧЕМ ОКАЗАЛОСЬ У КАПЕЛЛО
– Вы работали в России. Считаете ли резонным довод Фабио Капелло о том, что оперируя футболистами, выступающими исключительно в родном чемпионате, тренер существенно ограничен в своих возможностях, и таким командам как Россия и Украина нужны футболисты с иностранным опытом?
– Не хотелось бы опровергать эти мысли, но Капелло, как и в свое время Адвокат, сегодня занимает позицию поиска оправдательных тезисов. По сути, оба тренера наступили на те же самые грабли, что и их коллеги, руководившие сборной России на предыдущих чемпионатах мира – то есть, недостаточно качественную подготовку к турниру во всех возможных отношениях. Я думаю, что в данном случае стоит говорить не только о проблемах спортивного, но и социального характера – особенностях менталитета. Тот же ван Гал хвалит микроклимат, который царит в команде Голландии и подчеркивает, что в такой обстановке приятно работать и добиваться высоких целей. Так вот – создание атмосферы, в которой хотелось бы жить и работать игрокам и их наставникам, – главная задача тренера, чье решение, как правило, приносит высокий результат.
Историческое подтверждение тому – успех скромной команды Греции, выигравшей чемпионат Европы-2004, благодаря слаженной команде, которую создал Отто Рехагель. А, впрочем, зачем ходить за примерами так далеко? Мы всем своим достижениям на ЧМ-2006 тоже обязаны хорошей обстановке, которую создали в национальной команде президент ФФУ Григорий Суркис и главный тренер сборной Олег Блохин с помощью игроков и тренерского состава.
Да и заложенное в вопросе сравнение России с Украиной кажется мне не совсем корректным. У нас в отличие от россиян есть индивидуально сильные игроки, которые могли бы оказать большое влияние на постановку игры и способствовать решению тактических задач, которые ставят тренеры. В команде Капелло футболистов калибра Коноплянки, Ярмоленко, Гармаша, Ракицкого как раз не оказалось. И нет особого смысла сетовать на то, что твой чемпионат слабее или ограниченнее европейских… Исполнители, выступающие в российской премьер-лиге – сыты, довольны и не всегда играют с должным напряжением. Никто из них не рвется за рубеж, да и никого особо не приглашают. Сама система не способствует росту мастерства игроков, которые бы могли заинтересовать тренеров иностранных клубов, как это было во времена поколения Мостового и Карпина, Добровольского и Колыванова, Онопко и Никифорова… Тогда почти все футболисты в сборной России играли за рубежом, как и ярчайшие из наших звезд – Шевченко, Воронин, Тимощук.
ИГРА РОДРИГЕСА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЮРПРИЗОМ
– Теневым фаворитом турнира до его начала букмекеры считали бельгийцев. Но не кажется ли вам, что уже первые матчи показали, что до такого почетного статуса команда Марка Вильмотса еще не доросла?
– Мне в групповом турнире Бельгия показалась очень добротной командой, чей футбол приносит результат. И как раз в групповом турнире они очень четко решили стратегическую задачу выхода из группы с первого места. Кроме того, коллектив у бельгийцев в достаточной степени насыщен индивидуально сильными исполнителями.
– Не считаете ли вы, что Бразилия и Аргентина стали слишком вропеизированными – то есть, прагматичными командами?
– Безусловно. Но стоит ли удивляться, ведь большинство игроков, представляющих эти команды, играют в Европе. Все они, так или иначе, поражены вирусом прагматизма, который складывался годами и постепенно развеивал присущий южноамериканцам романтический ореол. Однако давайте не будем спешить. Пусть и с трудом, но те же бразильцы продвинулись дальше и скоро мы увидим, есть ли у них потенциал, чтобы прибавить и дойти до самой вершины. Команда Колумбии выглядит той сборной, что вполне способна остановить пентакампеонов.
– Роль личности в истории по-прежнему остается такой весомой? Поначалу казалось, что успеха добиваются именно сильные коллективы, но Месси, Неймар, Роббен и особенно Хамес Родригес решали исход многих матчей чуть ли не в одиночку…
– Лидеры должны быть всегда. Главное, чтобы при этом они не выпадали из командной игры. Да, все перечисленные вами игроки обладают громадным мастерством и готовы решать в свою пользу не только эпизоды или микродуэли, но и важнейшие матчи в целом. Однако подчеркну: все это тщательно адаптировано под коллективные действия.
– Феерическая игра Хамеса Родригеса, которого многие специалисты называют лучшим игроком мундиаля на данный момент, стала для вас сюрпризом?
– Она не может быть сюрпризом. Хамес долгое время ходил в подающих надежды. Он играет в «Монако», куда перешел из «Порту» за 45 миллионов евро! Это – игрок высокого класса, который демонстрировал хорошую игру еще в Португалии, а здесь пробил его звездный час: футболист, как говорится, раскрылся в полной красе. Другое дело, что ваш брат-журналист всегда склонен преувеличивать такие вещи, но мне думается, что в случае с Родригесом мы наблюдаем за вполне закономерным и целенаправленным процессом.
Ну а сюрпризы… Ими были Марио Кемпес в 1978-м или Паоло Росси в Испании-1982. Тот же итальянец перед этим несколько лет не играл, будучи дисквалифицированным, но вернулся и забил шесть решающих мячей в трех кряду последних матчах турнира! Чего никто на тот момент не мог предполагать. Что же касается лидера сегодняшней сборной Колумбии, то он, как и Месси с Неймаром, имели достаточную прессу. И уж, конечно, это касается такого мастера, как Роббен, который все и всем доказал, выступая за «Баварию». Но теперь посмотрим, насколько могучие плечи у этих титанов. Будут ли они способны вынести на себе ответственность калибра самых решающих матчей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
– Появились ли на горизонте ранее неизвестные вам игроки, которые раскрылись именно благодаря этому чемпионату мира?
– Мне всегда импонировали возрастные футболисты. Восхищен капитаном мексиканцев Маркесом, чья огромная страсть к игре была использована наставником команды Эррерой. Очень продуктивно тренер мексиканцев, кстати, использовал и Чичарито Эрнандеса, который выходил на поле, как правило, со скамейки – всего на полчаса, но отлично справлялся с ролью «джокера».
– А как же нашумевшие вратари – Очоа и Навас?
– Как я уже говорил, команды из Центральной Америки больше не являются поставщиками очков и отличаются современной игрой – в том числе и на вратарских позициях. Видно, что школа вратарей в этом регионе не топчется на месте и обретает много актуальных моментов. Голкиперы не просто «стоят в воротах», они играют и отлично понимают сам футбол. Должен заметить, что, может быть, за исключением сборной России, явных провалов на посту номер один я в Бразилии не заметил. Хотя никто из нас не будет уверять, что тот же Акинфеев, как и Касильяс, являются слабыми вратарями. Примеров подобных спадов и взлетов очень много: вспомним хотя бы легендарного Льва Яшина, который был раскритикован за игру на ЧМ-1962 в Чили, но год спустя стал лучшим игроком Европы, по праву завоевав «Золотой мяч».
– Подытоживая все выше сказанное: что нового уже дал или может дать этот турнир в тактическом плане?
– Хотя на данный момент мы анализируем лишь часть матчей чемпионата, кое-какие наметки, безусловно, появились. Система игры у ведущих сборных становится максимально вариативной. Их тренеры делают все, чтобы сопернику было максимально тяжело к этим системам приспособиться. И, конечно, на передний план выходит индивидуальное мастерство лидеров, заточенное под коллективные действия всей команды. Плюс – человеческие качества. Люди, которые ведут себя по-спортивному, идут дальше, а те, кто кусаются или бьют исподтишка, рано или поздно сходят с дистанции.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ
4 липня 2014 13:33