Ошибка дона Алехандро
Алехандро Сабелья сначала перехитрил Йоахима Лева, а потом сам же все испортил, укрепив кое-кого во мнении, что в современном футболе тактика – второстепенна.
Такие матчи, как финал чемпионата мира, редко даруют интересное с точки зрения футбольной тактики зрелище. Обычно команды, добравшиеся до этой стадии, предпочитают наиболее надежный для себя вариант, многократно отработанную систему игры, пытаясь исключить дополнительные ошибки, которые неминуемо возникнут вследствие тех или иных экспериментов.
Если говорить о финалистах мундиаля-2014, то меньше всего сюрпризов и новаций ждали от Германии, которая и так выглядела если не командой без слабых мест, то уж точно наиболее сбалансированной среди всех участников (даже вопреки серии травм до и во время турнира). Ну а после фантастического полуфинала с Бразилией в «философию Йогги» поверили последние скептики.
Тем не менее, наставник аргентинцев Алехандро Сабелья, чьи подопечные в Бразилии не показывали яркой игры, но демонстрировали прекрасную тактическую выучку и структурную гибкость (на протяжении турнира аргентинцы использовали, по меньшей мере, четыре схемы, в том числе и заработавшую столько вистов 5-3-2/3-5-2), выбил козыри из рук Йоахима Лева.
Ничего сверхординарного рулевой «альбиселесте» не выдумывал: сверхплотная игра с низкой линией обороны, не позволявшая соперникам находить и пользоваться свободными зонами (а это у немцев получается лучше всех в мире) – плюс резкие выходы в атаку тройки креативных игроков, которым по мере сил помогали партнеры.
Само собой, об этом накануне финала догадывались почти все, и немцы были к такой тактике готовы. Тогда за счет чего же аргентинцы до перерыва однозначно превосходили фаворитов? На мой взгляд, ключевую роль сыграли два мастера – Хавьер Маскерано и Эсекьель Лавецци.
На первом держалась вообще вся конструкция аргентинской сборной (и, честно говоря, «Золотой мяч» ЧМ-2014 я бы отдал ему) – Маскерано не только выполнял огромный объем работы, успевая выжигать центр поля и зачастую расставлять акценты в атаке, но и буквально по ходу матча руководил партнерами, подсказывал, подстегивал или – наоборот – утихомиривал. Считаю, что во многом именно его усилиями Аргентина нивелировала наличие в центральной зоне «лишнего» немецкого игрока («бундестим» действовала по схеме 4-5-1).
Действия второго, по моему мнению, стали тем малозаметным, но важнейшим компонентом, который придавал игре Аргентины синергию (Валерий Лобановский описывал этот феномен так: эффективность системы должна быть выше, чем сумма эффективности ее элементов).
Опять же – Лавецци не делал ничего мудреного. Во время позиционных атак немцев он добросовестно и дисциплинированно, по моим впечатлениям, выполнял не слишком привычные для себя функции правого (реже – левого) полузащитника. Иными словами, Аргентина в обороне придерживалась классической схемы 4-4-2.
По большому счету, до перерыва немцы так и не сумели продраться сквозь два редута южноамериканцев, последний из которых был расположен очень близко к воротам, почти не оставляя пространства за спиной защитников. Важную работу выполняли и два форварда – Гонсало Игуаин с Лионелем Месси. Напрямую в отборе они мало участвовали, но мешали центральным защитникам «бундестим» включаться в розыгрыш мяча, а также не позволяли им регулярно выдвигаться вперед, создавая численное преимущество в средней линии (страшно же – вдруг прошляпишь прорыв таких бегунков).
При этом именно Лавецци выполнял роль смычки между обороной и атакой Аргентины: при контра- или позиционных атаках активно шел вперед, смещался в центр и даже выныривал на острие. Несколько раз только с помощью фола немцы могли остановить реактивного игрока. Самую опасную атаку аргентинцев тоже разогнал именно Эсекьель – ее запорол Месси зрячим, но перехваченным Бастианом Швайнштайгером пасом (момент Игуаина был острее, но возник исключительно из-за ошибки Тони Крооса).
Стоит отметить важный, на мой взгляд, нюанс: Лавецци не просто так очень смело включался в атаку и брал игру на себя, не боясь потерять мяч. Насколько я понимаю его расчет (или тренерскую задумку): при контратаке соперников левый защитник немцев Бенедикт Хеведес в большинстве случаев оставался на своей позиции, так как достаточными навыками игры на фланге он не обладает (другие же игроки Германии были закрыты своими визави).
Это постоянно, как мне кажется, давало преимущество аргентинцам – Лавецци можно было сыграть более рискованно в атаке, но с минимумом риска для обороны.
В связи с вышесказанным, я решительно не понимаю, почему Сабелья в перерыве снял Лавецци с игры. Сначала подумал, что полузащитник просто «наелся». Или, может, тренер некстати вспомнил, как подопечный поливал его водичкой на бровке. Но наставник на пресс-конференции объяснил это желанием поменять стиль. В итоге Аргентина перешла на более привычную для себя расстановку 4-3-3, после чего в ее игре наметился серьезный дисбаланс, которым позже и воспользовались соперники.
Кто-то скажет, что после перерыва аргентинцы создали не меньше опасных моментов, чем до него. И это правда, однако проблема в том, что и у ворот аргентинцев опасность начала возникать чаще. Немцы сразу «просекли» и попытались действовать максимально широко, растягивая линию обороны – и уставшую тройку хавбеков – пока не порвалось там, где было тонко.
Основная угроза шла через правый фланг атаки Германии, где активничали Филипп Лам и Томас Мюллер (позже – Месут Эзил), но и на противоположном краю Андре Шюррле и смелевший с каждой минутой Хеведес вносили свою лепту. Вышедший вместо Лавеции Серхио Агуэро в обороне почти не помогал (да и в атаке не преуспел).
Вынужденно сместившийся на правый фланг Месси, во-первых, совершенно не следил за Хеведесом, а во-вторых, снял часть нагрузки с центрбеков немцев (да, он часто возвращался в центр, но все равно это было уже не то – по крайней мере, Джером Боатенг получил намного больше свободы после перерыва).
И все это время немцы давили через фланги, постоянно создавая там численное преимущество. Это давление еще больше усилилось после выхода вместо Мирослава Клозе более маневренного и техничного Марио Гетце (не говоря уже о факторе его «свежести»). Он же в результате и стал героем, забив прекрасный мяч после передачи еще одного джокера – Шюррле.
Вот и получается, по моему мнению, что Сабелья сначала перехитрил Лева, но потом сам же все испортил. И, помимо прочего, не сумел представить веский контраргумент тем, кто считает, что в современном футболе тактика – второстепенна, а первичны – подбор игроков и методика их подготовки (хотя мне этот спор напоминает загадку о курице и яйце).
Впрочем, это уже совсем другой разговор...
14 липня 2014 17:02