Миллиарды на мундиале: сколько заработает ФИФА?
По предварительным оценкам, чемпионат мира-2014 принесет прибыли на 66% больше, чем предыдущий.
Уже на этих выходных, 13 июля, весь мир узнает, команда какой страны станет чемпионом мира по футболу. Финальный матч состоится в Рио-де-Жанейро, на стадионе «Маракана», который во второй раз будет принимать финал ЧМ. В этом году его увидят 76 000 болельщиков. Пока трудно спрогнозировать, какая сборная получит почетный кубок, а вот посчитать, сколько денег принесет нынешний мундиаль, вполне возможно. Forbes разобрался, сколько Международная федерация футбола – самая большая спортивная организация мира – заработала на чемпионате мира в Бразилии.
Напомним, что организация нынешнего чемпионата сопровождалась многочисленными проблемами: например, за неделю до начала мундиаля на стадионе «Арена Коринтианс» еще не были установлены кресла для зрителей, а в прошлом году на крышу арены упал строительный кран, разрушивший восточную часть стадиона. Но сейчас плохое настроение FIFA сменила на милость. Ведь для федерации нынешний чемпионат станет на 66% более прибыльным, чем предыдущий мундиаль, который проходил в ЮАР в 2010 году. В частности, наибольшая часть прибыли поступит на счета футбольной федерации благодаря продаже телевизионных и маркетинговых прав.
Также генеральный секретарь FIFA отметил, что очень надеется на увеличение телеаудитории турнира: «Мы ожидаем, что этот чемпионат посмотрит на 7-10% больше людей, чем прошлый».
Для сравнения, согласно исследованию ФИФА, обнародованному через год после завершения чемпионата в ЮАР, финальный матч между Испанией и Нидерландами посмотрело 909 млн телезрителей. Глобальная телеаудитория тогда превысила 3,2 млрд зрителей, так что каждый матч турнира собирал у экранов 188,4 млн человек.
Локомотивом бизнеса для проведения мировых первенств является ажиотаж среди телевещателей, готовых платить за право трансляции большие суммы. Так, например, в период с 2002-го до 2006 года медиа потратили $2 млрд, чтобы получить право транслировать матчи. А вот в 1990-х во время трех чемпионатов, проводившихся тогда, Европейский вещательный союз потратил всего $310 млн на приобретение футбольного телеконтента.
В этом году от продажи телетрансляций организаторы получат $1,7 млрд. Львиную долю доходов FIFA принесут США, где растет популярность футбола. Например, американская компания Fox Sports уже получила право транслировать два следующих чемпионата. Им пришлось перебивать предложения компаний ESPN и NBC, являющихся официальными трансляторами турнира в ЮАР и Бразилии. Сумма контракта с FIFA достигла $100 млн. Новый контракт, по оценке издания Sports Business Journal, составил $400-500 млн.
Совокупные доходы от спонсорства в этом году составят $1,35 млрд. Для ЧМ в Бразилии FIFA предоставила три уровня спонсорства. Спонсоры первого уровня – главный пул из шести «глобальных партнеров», имеющих долгосрочные договоренности относительно событий под эгидой FIFA, это Adidas, Emirates, Sony, Visa, Hyundai и Coca-Cola. В частности, компания Adidas уже продлила свои договоры с федерацией до 2030 года, а Visa, Hyundai и Coca-Cola пока что остановились на подписании контрактов до 2022 года.
Вторая группа спонсоров состоит из восьми компаний, имеющих глобальные контракты на участие в Кубке мира и Кубке конфедерации, это Budweiser, Castrol, Continental, Johnson & Johnson, McDonald's, Moy Park, OI, Yingli. Третья группа – восемь «локальных партнеров», происходящих из страны-хозяина чемпионата и имеющих разрешение на использование бренда турнира на местном рынке. Каждый из спонсоров заплатил FIFA от $13,5 млн до $204 млн.
Еще одной из прибыльных составляющих чемпионата являются рекламодатели, спонсирующие команды. Большие потребительские компании традиционно делают значительную ставку на турнир, ведь чемпионат мира – наиболее прибыльное спортивное соревнование после Олимпийских игр. Иногда команды или отдельные игроки так тесно сотрудничают с коммерческими компаниями, что их начинают подозревать в подтасовке результатов игр. Так, этой осенью французское издание Мetronews перед игрой стыковых матчей, где решалась судьба путевки на мундиаль со сборной Украины, писало: «Сборная Франции – это бренд мирового футбола, а сколько денег заработает FIFA на том, если в Бразилию поедет команда Украины, которая до этого всего лишь один раз выступала на мировых форумах?»
Но даже несмотря на все бизнес-бонусы, чемпионат – это еще и большие расходы для FIFA. Футбольной организации после бразильского чемпионата придется в совокупности выплатить 576 млн призовых национальным футбольным ассоциациям. Кроме того, необходимо будет сделать взнос в программу защиты клубов на случай, если их футболисты получат травмы на полях чемпионата.
По сравнению с чемпионатом в ЮАР расходы FIFA выросли на 37%. На призовые будет направлено рекордные $70 млн, то есть на 75% больше, чем на предыдущем турнире. Чемпион мира заработает $35 млн, серебряный призер – $25 млн, бронзовый – $22 млн, а четвертое место будет вознаграждено суммой в $20 млн.
Также на пребывание одного игрока на турнире FIFA в среднем тратит $2800 в день. Эти средства идут на проживание, питание и перелеты игроков.
На сегодняшний день прибыль FIFA от организации чемпионата по сравнению с 1998 годом выросла в 11 раз. Чистая прибыль международной футбольной организации после бразильского чемпионата составит $2 млрд. Но на этом футбольная организация не хочет останавливаться: уже известно, что бюджет на 2015-2018 годы составляет $4,9 млрд. Большинство из этих средств FIFA планирует потратить на подготовку к следующему чемпионату мира в 2018 году.
10 липня 2014 21:30