Кто зарабатывает на чемпионате мира в Бразилии
Чемпионат мира по футболу в Бразилии проходит под аккомпанемент протестных лозунгов. Пару недель назад бастовали сотрудники метрополитена Сан-Паулу и работники аэропортов Рио-де-Жанейро.
Сейчас всего 48% бразильцев довольны тем, что чемпионат проходит в их стране, хотя семь лет назад, когда Бразилия была объявлена хозяйкой мундиаля, 79% жителей были рады принимать у себя главное футбольное состязание. Страна потратила $14 млрд на спортивные сооружения в 12 городах, при этом всю необходимую инфраструктуру построить не удалось. Из 35 запланированных транспортных систем создали всего пять. Огромные траты и сомнения в том, что бедняки заживут лучше после чемпионата, заставили бразильцев, страстных любителей футбола, протестовать. Однако извлечь дивиденды из праздника все же удастся многим.
Бразилия
Аудиторские агентства Ernst&Young, Moody's и J.P.Morgan одинаково оценивают экономический эффект чемпионата в Бразилии. Вероятно, страна сможет окупить затраты на проведение чемпионата, но долгосрочного позитивного эффекта для экономики не ожидается – благодаря чемпионату за десять лет ВВП вырастет незначительно, всего на 0,4%. Зато улучшится имидж страны на мировой арене. Глава бразильского подразделения J.P.Morgan Фабио Акира считает, что успешно проведённое мероприятие поднимет уровень доверия со стороны иностранных инвесторов.
На туристах Бразилия сможет заработать $2,7 млрд: правительство страны рассчитывает принять в городах, где будут проходить игры чемпионата, 600 000 зрителей-иностранцев (это в два раза больше, чем приехало в 2010 году в ЮАР) и 3 млн местных болельщиков.
ФИФА
Доход Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) от бразильского чемпионата составит $4,5 млрд, об этом сообщил генеральный секретарь федерации Жером Вальке накануне старта соревнований. 65% этой суммы будет получено от продажи прав на телевизионные трансляции, которыми распоряжается FIFA. Ожидается, что чемпионат мира привлечёт внимание 3,2 млрд телезрителей по всему миру. Большинство будет смотреть прямые трансляции, и рекламодатели готовы щедро платить за минуты внимания. Федерация всегда заключает эксклюзивный договор только с одной компанией-транслятором на территории каждой страны, тем самым поощряя конкуренцию за самый высокий ценник. В Бразилии права на трансляции из года в год получает телеканал TV Globo, чьи рейтинги в дни чемпионатов превышают 50%.
Частные охранные агентства
Средняя цена билета на чемпионат мира – $200, но, по оценкам компании iJET, от 30 000 до 60 000 туристов в Бразилии готовы потратить во время поездки $10 000–$20 000. Речь идёт об обеспеченных гостях чемпионата, которые не пожалеют раскошелиться на бронированный автомобиль, услуги телохранителей и другие меры безопасности. Джон Розе, гендиректор iJET, готов предоставить такой сервис всем желающим. Его компания потягается с другими частными конкурентами за долю на рынке в $12 млн. «Мы готовы оказывать любые услуги, включая консультации о том, какой район города лучше не посещать в вечернее и ночное время и предоставление информации о пробках, образовавшихся в результате демонстраций», – говорит Розе в интервью CNN.
Около 20% его клиентов боятся бандитов: после Мексики и Нигерии Бразилия – третья страна в мире по числу похищений людей с целью получения выкупа. На чемпионат мира приедут высокопоставленные менеджеры международных корпораций и владельцы крупного бизнеса, за них организованные бандитские группировки могут потребовать от $250 000 до $2 млн. Конечно, в бюджет на проведение чемпионата закладываются средства на обеспечение безопасности – около $840 млн, но обеспеченные туристы предпочитают пользоваться услугами частных фирм.
Airbnb
Заработать на чемпионате мира и заодно продвинуть в Бразилии идеи sharing economy (совместное потребление) рассчитывает компания Airbnb. У себя на родине, в США, сервис посуточной аренды квартир и комнат испытывает проблемы: отельеры в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других городах инициируют проверки деятельности компании, подозревая Airbnb в незаконной конкуренции и неуплате налогов. В Бразилии контролирующие органы и правительство относятся к сервису благосклонно. Ещё бы, ведь гостиничная инфраструктура, как и транспортная, тоже создана лишь отчасти. В Airbnb оценивают потенциальный спрос на время чемпионата в 50 000 гостей. Среди хозяев, готовых принять у себя туристов на время мундиаля, – футболист Роналдиньо, он готов сдать свой дом в Рио за $15 000 за сутки. Учитывая, что Airbnb взимает с гостей 6–12% от каждого бронирования, компания сможет заработать за месяц в Бразилии несколько миллионов долларов.
21 червня 2014 09:00