Сьогодні 22 грудня 2024 р.

Cчастье есть дело судьбы. Часть третья

Валерий МИРСКИЙ, «Футбольный клуб»

Продолжаем публиковать цикл материалов из славной истории киевского «Динамо». В сегодняшних главах – о чемпионстве 1971 года, завоеванном под руководством Сан Саныча Севидова, и о появлении в Киеве Валерия Лобановского.

ХИМИЯ ОТ ЛОБАНОВСКОГО И БАЗИЛЕВИЧА

К руководству Украинского совета физкультурно-спортивного общества «Динамо» пришел Михаил Макарович Бака, весьма уважаемый мною спортивный организатор из Днепропетровска, и я принял его предложение поработать в отделе футбола. Бака не был случайным персонажем на высших этажах управления спортом, как иные партийно-советско-комсомольские работники, сосланные на это поприще за какие-то грехи. Культура физическая была его призванием, предметом негасимой любви; он стал на эту стезю еще школьником и никуда не сворачивал. Мы понимали друг друга с полуслова.  

Существенной статьей моих функциональных обязанностей значилось обеспечение руководства аналитическими материалами. Первое время я и посвящал свои рабочие дни исключительно этому занятию. Возглавлял отдел футбола мой старый приятель Николай Федорович Фоминых, классный хоккеист и футболист, амплуа в обоих видах – защитник. Звание «Заслуженного тренера СССР» он получил за воспитание чемпионов страны по футболу среди юношей.

Впервые Николай Федорович привлек мое внимание, когда динамовская хоккейная команда в матче на первенство города принимала на своей площадке соперников из профсоюзного спортобщества, и Фоминых без единого нарушения правил силовых единоборств передавил у бортов полкоманды гостей. Нас объединяла любовь к шахматам; играли мы слабовато, зато сюжетами и накалом страстей наши партии мало чем уступали хоккейно-борцовским схваткам.

Виктора Маслова сменил у руля киевского «Динамо» Александр Севидов, еще один столичный специалист. Основным доводом для приглашения Александра Александровича, или Сан Саныча, как вскоре стали называть своего старшего тренера члены команды, была его репутация миротворца. Тихий голос, высококультурная интеллигентная речь, не покидающее Сан Саныча бодрое состояние духа и добрая улыбка наряду с добротным знанием предмета быстро вернули футболистам веру в себя и начальство.

А классно играть было кому. Восходила яркая звезда вратаря Рудакова; в климате, тонизирующем спортивный дух, четко проступили высокая квалификация и черты бойцовского характера у Соснихина, Мунтяна, Хмельницкого, Пузача, Медвидя. В лице новичка команды Стефана Решко Вадим Соснихин получил такого партнера, в паре с которым ничего не стоило закрепиться на годы в составе национальной сборной. Расправили крылья таланты Владимира Мунтяна, полузащитника с бразильской техникой владения мячом и тактическим мышлением, выпестованным Турянчиком и Сабо, рыцарями без страха и упрека эпохи Маслова. Безукоризненную в техническом и тактическом отношениях игру от ворот до ворот продемонстрировал еще один новичок – двужильный полузащитник Виктор Колотов. Свой лучший сезон провели в 1971 году форварды Виталий Хмельницкий и Анатолий Пузач.

В общем, дебют в киевском «Динамо» тренера Александра Севидова не столько подтвердил, сколько превознес его тренерский авторитет – он стал чемпионом СССР впервые в жизни.

Укрепление состава нужными исполнителями проходило до вступления Севидова в должность старшего тренера. Загнивающий социализм обрек эту работу на бесконечное барахтанье в похабных сюжетах, становившихся достоянием узкого круга лиц. А события, развернувшиеся вокруг малоразговорчивого русского парня из столицы Татарстана, претендуют на уникальность. Девять клубов сильнейшей лиги тщились заполучить к себе Колотова, за ним охотились по всем правилам подпольного беспредела, охраняемого от посторонних глаз важными структурами. А привез его в Киев заслуженный мастер спорта Андрей Биба, воспитанник Бессарабки и киевского «Динамо», футболист от Бога и мой закадычный друг. Пригласите его на посиделки, он расскажет.

Дело-то давно минувших дней. И пусть напомнит наименование газеты, которая обозвала его «жучком от спорта», когда Колотов стал законным динамовцем Киева. Я уже запамятовал, осталось в памяти только то, что издание было центральным.

И еще помню, как Бака сказал мне: «Скажи спасибо, что я вытащил тебя из этой журналистики».

Динамовцы Киева стали чемпионами СССР 1971 года за полтора месяца до окончания турнира. В том году регулярно вызывались в первую сборную страны Мунтян, Рудаков, Колотов и Бышовец, а в олимпийскую – Трошкин, Соснихин, Решко, Веремеев, Матвиенко, Доценко. Золотых чемпионских медалей удостоены также Хмельницкий, Пузач, Медвидь, Боговик, Журавский.

В сезонах 1972-1973 годов команда выигрывала серебряные медали всесоюзного первенства. Взошла звезда Олега Блохина – в 20 лет он стал самым результативным игроком чемпионата, а год спустя к такому же призу добавил еще и награду журнала «Огонек» как лучший футболист Советского Союза.

Фоминых рвал и метал: «С таким составом занимать вторые места?!» – гневно вопрошал он, зевая мне ферзя. Николая Федоровича хорошо понимала блестящая рать динамовских тренеров по другим видам спорта. Динамовский стадион при всей своей миниатюрности служил местом обитания не только олимпийским дисциплинам, но и доброй дюжине служебных. Когда эти заслуженные-перезаслуженные наставники чемпионов СССР, мира, Европы, и родного деликатного ведомства собирались обменяться футбольными впечатлениями, то обязательно затаскивали в свой круг Фоминых и пытали его прямыми, как меч, вопросами. В этом кругу он и подзаряжался недоверием к тренерскому потенциалу Севидова.

Как-то я рассказал Фоминых об удивительных достижениях в сфере функциональной подготовки профессиональных спортсменов, о чем поведал мне Олег Базилевич. Мы с ним одногодки, давние приятели, а он человек увлеченный, не может жить без обновления своих познаний в деле, которому служит, и когда его распирают идеи, таить их в себе не может и не хочет. Фоминых слушал, слушал – и говорит: «А ну-ка пошли к Михал Макарычу!»

У Бака я добавил информацию о том, что два друга – Олег Базилевич и Валерий Лобановский – не только углубились в теорию новейших приемов функциональной подготовки, но и применяют ее на практике при подготовке своих команд – «Шахтера» и «Днепра». «А ты поезжай и посмотри, с чем это едят, – предложил Михаил Макарович. – Только не к Базилю, а к Лобану. Тот поосновательней».

В общем, командир и здесь оказался на грудь впереди. Я случайно встретился с Базилевичем и случайно узнал о его новой увлеченности, а оказалось, что Михаил Макарович уже давно ищет возможность узнать в деталях, над чем химичат бывшие правый и левый крайний нападающие киевского «Динамо».

СУДЬБА ИСПРАВЛЯЕТ ТО, ЧТО НЕ ИСПРАВИТ РАЗУМ

И я стал ездить в Днепропетровск, к Лобановскому. Как на работу. При первой встрече тезка обдал меня холодом – все-таки «Динамо» для него, тренера профсоюзной команды, – конкурент. Потом лед растаял. В качестве журналиста Валерий знал меня лучше, нежели в роли лазутчика. А еще я рассказал, что с некоторых пор живу у кромки Голосеевского леса, где прошли его детство и юность. Выяснилось, что утреннюю зарядку я делаю на том самом холмике, где подтягивал физику и он.

Мы оба оказались сентиментальными.

Неизбежную развязку этой самой лучшей истории в жизни Валерия Лобановского и моей приблизил Александр Александрович Севидов.

В финальном матче розыгрыша Кубка СССР 1973 года киевскому «Динамо» противостоял ереванский «Арарат». За две минуты до окончания основного времени динамовцы вели со счетом 1:0. Кто-то из помощников уговорил старшего тренера выпустить на поле двух молодых игроков, чтобы те нюхнули славы, или это была его собственная идея, но сменщикам уступили место Блохин и Буряк – сильнейший форвард команды и ее лучший разыгрывающий. Просто они были рядом с тренерской скамейкой, когда та сигнализировала арбитру о разрешении на замену, и самовольно ушли в душевую. Никто из тренеров даже не привстал, чтобы затолкать их обратно на поле.

А за какие-то считанные секунды до финального свистка счет сравнялся – 1:1. Как и положено в таких случаях, было назначено дополнительное время. Без Блохина и Буряка команда не выдюжила. «Арарат» выиграл 2:1, Кубок СССР оправился зимовать в Ереван.

Мое детство пришлось на годы самой жестокой войны в истории человечества; мы, пацанва, были часто предоставлены самим себе, и нам прививали манеры громилы с самокрутками в зубах и матерными тирадами на устах. Но столько и таких ругательств, какие после игры обрушили на динамовских функционеров трибуны стадиона и эмиссары начальствующих болельщиков, мне никогда не приходилось слышать.

Старшего тренера команды попросили уйти в отставку. Он подал в суд. Суд затянулся. И Валерий Васильевич Лобановский вкупе с Олегом Петровичем Базилевичем появились в расположении команды киевского «Динамо» на пороге зимы.

Была открыта первая страница потрясающей главы истории команды.

Cчастье есть дело судьбы. Часть I
Часть II

4 березня 2014 15:24







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 1032-го дня повномасштабної війни

 

21 грудня 2024 19:17

Звернення Президента України Володимира Зеленського за підсумками 1031-го дня повномасштабної війни

 

20 грудня 2024 20:02

Звернення Президента України Володимира Зеленського за підсумками 1027-го дня повномасштабної війни

 

16 грудня 2024 21:19