Наш человек в «Айнтрахте»
Когда на «Футболе» или «НТВ+» идет трансляция матча бундеслиги с участием «Айнтрахта» из Франкфурта на Майне, всегда вспоминаю Игоря Симонова, работающего в системе немецкого клуба.
С Игорем Геннадиевичем, которому 19 июня исполнится 55 лет, мы знакомы довольно давно. Во-первых, родом из одного города – Макеевки, во-вторых, работали в ФК «Бажановец», ну а в-третьих, и это – самое главное, он семь сезонов провел в составе донецкого «Шахтера».
В его коллекции серебряная медаль чемпионата СССР 1979 года и два диплома за победы в Кубке Советского Союза 1980 и 1983 годов. Игорь Симонов в «Шахтере» провел 103 официальных матча, в том числе – три еврокубковых. Участие в одном из них сыграло в его жизни важную роль…
Он давно уже живет и работает в Германии, но каждое лето бывает в Донецке. На сей раз вместе с другими ветеранами «Шахтера» принял участие в церемонии чествования донецкого клуба на «Донбасс-Арене». А вскоре мы встретились на старом-добром стадионе «Шахтер»!
- Guten Tag, Herr Simonow! Помнится, во время моих командировок в Германию вы помогали решать технические вопросы по телетрансляциям на Украину. Настолько быстро и как вам дался немецкий язык?
- Сразу было тяжеловато, ведь в школе я изучал английский. Полгода ходил на курсы, но за этот срок невозможно было «заговорить» по-немецки, даже занимаясь с квалифицированными преподавателями. Все-таки без определенного объема практики никуда, но со временем все нормализовалось. Главное в этом деле – большое желание! Без языка невозможно вести нормальную жизнь.
- А как вы оказались в Германии?
- Переезжать за границу я не планировал, но так получилось, что в Германию поехала работать моя жена. Когда же я остался без работы из-за того, что макеевский «Шахтер» (бывший «Бажановец») был расформирован, я поехал вслед за ней.
На новом месте все пришлось начинать все с нуля, и жили мы сначала в небольшой деревушке. Я учил язык и тренировался фактически в одиночку, для себя. Потом стал играть с местными мальчишками, а затем меня пригласили погонять мяч со взрослыми. Те ребята играли в какой-то любительской лиге, и были среди аутсайдеров. Но в итоге нам удалось занять третье место, и меня пригласили поиграть уже в оберлиге. А было мне уже 40 лет…
Затем встретил давнего знакомого Серегу Поповича, с которым мы несколько лет играли в «Шахтере». Сергей жил в небольшом городке Гисен под Франкфуртом, и он пригласил нас с женой переехать к нему.
- А у жены как было с работой и языком?
- Она пробовала себя на разных работах, а язык освоила быстрее меня.
- И что было дальше?
- Попович помог устроиться на мебельную фабрику, и потом мы даже играли вместе за команду этой самой фабрики. Но вскоре это счастье закончилось – возникли какие-то проблемы, и пошло сокращение, под которое попал и я.
- Долго грустили?
- Не довелось. Помог случай, который стал определяющим в моей жизни. Мы с женой зашли в супермаркет за продуктами, и мне бросился в глаза рекламный щит, на котором было объявление о наборе в детей в футбольную школу франкфуртского «Айнтрахта». И была там фотография тренеров, на которой я узнал Карла-Хайнца Кербеля, по прозвищу Чарли.
Это знаменитый немецкий футболист, против которого мне довелось играть в матчах Кубка УЕФА в 1980 году (как вы помните, дома выиграли 1:0, а в гостях проиграли 0:3). Кербель, кстати, рекордсмен по количеству матчей, проведенных в бундеслиге – сыграл 602 игры, и все за «Айнтрахт»!
У меня возникла идея встретиться с ним, и где-то через пару недель, взяв книжки и программки, где, кстати, было фото, на котором он борется за мяч со Старухиным, я решился. Потом, кстати, напоминал, что это именно он «завалил» «Бабусю» и «привез» пенальти, но Чарли почему-то отнекивался.
Приехал я значит на базу школы «Айнтрахта», и его сразу приметил. Кербель был в окружении коллег и детворы, я же набрался смелости, подошел и представился. Сказал, что имею тренерский опыт.
- И что он?
- Чарли думал секунд десять. Взял мои материалы и стал их показывать своим коллегам. Потом хлопнул меня по плечу и сказал: «Давай на тренировку!» Я подумал, что мне предлагается самому потренироваться. Ан нет – мне принесли амуницию, и сказали, что я должен провести тренировку с группой юных футболистов.
Я был просто в шоке от такого быстрого развития событий! Пришел в себя и с огромным волнением провел занятие, а Кербель и его компания внимательно наблюдали за происходящим. Я этого не видел, но чувствовал взгляд спинным мозгом! Когда все закончилось и «туман рассеялся», Карл-Хайнц подошел и успокоил: «Нормально!» Рядом с ним была женщина, которая оказалась секретарем. Она открыла папку с контрактом, который я должен был подписать, и конверт с деньгами.
- Подъемные?
- Что-то вроде того. Короче, целых десять лет с того дня я работаю с Кербелем. Оказалось, что он директор академии «Айнтрахта». Это я узнал только тогда, когда подписал контракт!
Есть футбольная школа, в которую собирают всех детей земли Гессен, в том числе и девчонок. Они тренируются в легком режиме два раза в день, и за ними внимательно наблюдают тренеры, в том числе и я. И потом отбираются лучшие из всей этой огромной массы, причем все это происходит во время каникул. В начале учебного года тех, кто прошел отбор приглашают уже в академию. Здесь они занимаются два раза в неделю и параллельно играют за свои «бывшие» команды. Ну а дальше все идет по привычной схеме.
- А как давно вы стали администратором первой команды?
- Уже почти три года прошло. И здесь опять помог Кербель.
- Он просто ваша путеводная звезда! Долго думали над предложением?
- Да нет. Он меня быстро уговорил.
- Тяжело совмещать две работы?
- Непросто! Домой прихожу очень поздно, как говорят, ни живой, ни мертвый. Но это великолепная школа для меня, ведь я столько увидел за это время… Наблюдал за тренировками всех лучших немецких команд, в том числе и сборной Германии.
- И как вам Йоахим Лев?
- Супертренер!
- А как восприняли в Германии проигрыш Италии в полуфинале ЕВРО-2012? Наверняка же ждали чемпионства…
- Нормально пережили – никакой паники не было и в помине. Немцы верят в тренера и команду, и с нетерпением ждут чемпионат мира. Надеются на победу в Бразилии.
- Если, вспомнить недавний финал Лиги чемпионов в Лондоне, наверное, такие ожидания имеют почву…
- В Германии очень сильная лига, не слабее чем в Англии или Испании. Все 18 команд бьются в каждой игре. И хотя у них разные задачи, отдача запредельная. Хороша и вторая бундеслига! «Айнтрахт» играл там, в позапрошлом сезоне, и впечатления у меня еще свежи.
- В этом сезоне, ваш клуб занял шестое место и получил путевку в Лигу Европы.
- Учитывая, что мы только вернулись в первую бундеслигу – это прекрасный результат, и на последней домашней игре на стадионе был фантастический праздник – люди просто сходили с ума от радости! Вообще в Германии просто суперболельщики. Запомнилось, что когда мы сыграли с Дортмундом 2:2, так все 50 тысяч встали и очень долго аплодировали, благодаря как за победу. Такого не забудешь!
- Приезжайте в Украину на Лигу Европы. Что выберете: Киев, Днепропетровск, Одессу или Донецк?
- С удовольствием приехал бы вместе с командой в любой украинский город. Вот только давайте на групповом этапе.
- Посещаемость немецких стадионов впечатляют не меньше уровня футбола «Баварии» и «Боруссии».
- Да, посещаемость превосходная, и зрительский интерес просто зашкаливает. Стадионы действительно очень хорошие, но я бы сказал, без изысков. Таких, как «Донбасс Арена» нет точно. Даже «Альянц-Арена» уступает в плане комфортности. А такого шоу, которое было после последней игры «Шахтера», я не видел никогда. Пять звезд, нет, наверное, шесть… Я в восторге!
- А как вас называют игроки «Айнтрахта»?
- Папа. Они знают, что я играл, и относятся с огромным уважением. И я к ним, естественно, со всей душой. Кстати, как и в «Шахтере», у нас довольно много легионеров.
- У вас знают что-то о «Шахтере»?
- Конечно. Когда я им рассказываю, что играл за эту команду, они приходят в восторг. Говорят, что «Шахтер» – это суперклуб. Вообще после ЕВРО-2012 в Германии стали больше говорить об украинских городах и о стране в целом.
- Когда этой зимой «Боруссия» играла с «Шахтером», немцы побаивались нас?
- В Дортмунде не боятся никого, особенно – когда играют на своем сумасшедшем «Вестфалленштадионе».
- «Боруссия» могла выиграть финал ЛЧ?
- Вполне. Я считаю, что шансы были 50 на 50.
- Давайте вспомним вашу футбольную молодость. С чего все начиналось?
- Как было раньше? В футбол играли везде и все. Футбольных полей или просто площадок было великое множество. Играли в школах, институтах, на всех предприятиях, при каждом ЖЭКе были команды, и соревнований было великое множество. О такой массовости сейчас приходится только мечтать. А знаменитый «Кожаный мяч» разве можно забыть? Я, кстати, в нем участвовал. А кроме того, я и мои ровесники любили и просто смотреть футбол.
В организованном виде футбол начался для меня с макеевского «Кировца». Там были и детские, и юношеские, и взрослая команды. Во главе этой системы был Иван Федорович Скребец (примечание автора – он давно отошел от дел футбольных и сейчас проживает в Гурзуфе). Собственно, он и стал моим первым тренером.
- Замечательный был тренер. Воспитал в Макеевке целую плеяду мастеров: Алексея Варнавского, Евгения Драгунова, Геннадия Орбу, Евгения Шафоростова. А более искушенные болельщики помнят еще и Сергея Безуглова и Растема Зарипова. Вот только Иван Федорович звание заслуженного тренера так и не получил…
- Считаю, что это несправедливо. А еще бы я отметил отличного детского тренера Виктора Ивановича Петрова. Именно у него в группе я познакомился с Лешей Варнавским, у которого было прозвище «Пеле». Он-то начинал нападающим, забивал много. Невероятный талант! Всех же нас сделал футболистами именно Скребец. Вспоминаю сейчас то время и восхищаюсь им.
- Его «Кировец» тогда был фирма!
- Да, так оно было. Иван Федорович занимался и полями, и экипировкой и всем-всем-всем… Был отличным воспитателем и наставником, и никогда не ругал нас. Как я сейчас понимаю, все неудачи он переживал внутри себя. Он думал о нашем будущем и «проталкивал» в дублирующий состав «Шахтера».
- И как вам было в дубле?
- Интересно. Нас с Варнавским даже без тренировок ставили в состав. То есть тренеры дубля знали, что если кто из «Кировца», то значит в порядке. Запомнилась игра против московского «Локомотива». У них был очень приличный состав, а у нас играли Виктор Чанов, Валера Рудаков и даже набирающий тогда форму Виталий Старухин. От таких партнеров по команде «закружилась голова». Казалось, что это сон…
- Игорь, тогда многие известные игроки без зазрения совести играли за дубль. Сейчас же подобное встречается крайне редко. В «Айнтрахте» такое практикуется? Игрока основы можно «заставить» играть за второй состав?
- Тоже проблема – с трудом. Считается, что это не их уровень и что пользы не будет. Но, как правило, все зависит от конкретного игрока. Есть ребята, которые сами просятся поиграть за резервистов, чтобы набрать форму. Но таких немного.
- Поиграв в такой компании, о чем думалось после игры?
- Мы тогда проиграли и, думалось, что больше шансов попасть в «Шахтер» не будет. Но Скребец, который был на том матче, успокоил и дал положительную оценку нашему с Лешей дебюту. Сказал: «Все нормально!» Позднее, когда я уже окончил школу, меня снова пригласили, теперь уже на тренировки. С дублем тогда работал Михаил Васильевич Калинин. Ох, и гонял же он нас!..
Потом Варнавского призвали в армию (примечание автора – вскоре он окажется в киевском СКА, который тренировал легендарный Юрий Войнов), и я остался один. Было непросто. Приходилось много работать на тренировках. А еще я много работал сам – особенно над техникой. Можно сказать, спал с мячом! Приходилось и читать много специальной литературы. Помню, как штудировал книжку великого спринтера Валерия Борзова.
О таких условиях, которые есть сейчас у современных юных футболистов, мы тогда не могли и мечтать. Мотивации им, что ли не хватает или от идеальности условий они просто «заелись»? Не знаю.
- Давайте вспомним самый звездный сезон в вашей игровой карьере – 1979 года.
- Тогда уехал в «Торпедо» старший тренер Сальков, перешли в московское «Динамо» молодые и перспективные Коля Латыш и Юра Резник. Но костяк команды сохранился. Виктору Васильевичу Носову удалось объединить опытных игроков и нас, молодых. Помню слова Старухина: «Василич, не переживай! Мы из Салькова сделали заслуженного тренера, и тебе поможем».
Команда тогда здорово подготовились, и пошли мы сразу всех «выносить», в том числе и «Спартак» Бескова. Нас долго никто не мог остановить, а уровень соперников был очень высокий. Все дело было в сочетании силы коллектива и отличной атмосферы в раздевалке. Я горжусь тем, что играл в такой прекрасной команде.
- А кто был лидером? Дегтерев?
- И он, и Соколовский, и Звягинцев. Вообще, хотя градация присутствовала, «старики» очень хорошо относились к нам… Классная команда – это сплав опыта и молодости! Таким и был тот «Шахтер». Интересно, что вот спустя много-много лет, я все еще остаюсь недовольным своей тогдашней игрой. А вот в плане самоотдачи все было на уровне.
- Вернемся к «Айнтрахту». Чем отличается подготовка к играм, их разбор от методики отечественной школы?
- Не скажу, что есть действительно серьезные отличия. Наш тренер Армин Фе, который шесть лет назад приводил «Штутгарт» к чемпионству, установку и разбор делает очень кратко – где-то минут по десять. Знаете, длинные речи не любят футболисты любой национальности. Отмечу, что никогда не слышал, чтобы Фе кричал. Такое в Германии может себе позволить, пожалуй, только Юрген Клопп. И то, я думаю, это просто такой способ выпустить эмоции.
- Я хотел спросить о Юппе Хайнкесе. Вот судьба! Выиграл все титулы и теперь уходит…
- В свое время он тренировал «Айнтрахт» (примечание автора – в сезоне-1994/95). Кербель и другие ребята из клуба, которые дружат и часто общаются с Мануэлем Нойером и Бастианом Швайнштайгером, много рассказывали о Хайнкесе. Они дружат. Удивительный тренер и человек! Его в Мюнхене «дедом» называют. К футболистам относится, как к малым детям или внукам. Вот, к примеру, подойдет к Арьену Роббену да скажет «Шапочку не забудь – холодно» или «Ребята, нужно не забыть рукавички, пожалуйста».
- Теперь понятно, почему Хайнкес выиграл с «Баварией» Лигу чемпионов, а Луи Ван Галь – нет.
- Ван Галь, конечно, великий тренер, но характер у него жуткий. О его самолюбовании ходят легенды…
- А чем еще силен Хайнкес?
- Главное, что ему удалось сделать – сплотить звездных игроков «Баварии», несмотря на амбиции и сложные характеры, найдя подход к каждому. Юпп помимо того, что классный тренер, очень воспитанный и порядочный человек. Его человеческие качества приумножают его же тренерский талант. Ну и, конечно, он сильный психолог.
- Какие в «Айнтрахте» взаимоотношения между президентом клуба, главным тренером и футболистами?
- Президента Хериберта Бруххагена мы видим только на трибуне во время матчей. Он, естественно, общается с командой, но все это без лишнего пафоса. Единственный случай был, когда мы «вылетели» из бундеслиги, он выступил перед всеми, был очень расстроен, но, ни кого не наехал и ни кому не напихал. Все было очень пристойно.
- А как с экономическим кризисом в Германии? Ощущается?
- Конечно. Хотя на футболе он практически не отражается. Люди экономят, но раскупают и абонементы, и билеты на стадионы. Магазин с атрибутикой выполняет план, при том, что клубная футболка стоит недешево – 70 евро. Но как ходили на футбол, так и ходят!
- За украинским футболом следите?
- Я постоянно общаюсь на эту тему с Сергеем Кравченко-старшим (примечание автора – ветераном «Шахтера», отцом игрока «Днепра» и сборной). Свободного времени в силу занятости у меня не много, но все же слежу за «Шахтером» и «Днепром». Смотрю отчеты о матчах в интернете. Ну а игры «Шахтера» в Лиге чемпионов стараюсь не пропускать.
- Игорь Геннадиевич, вы довольны своей жизнью? По-моему, удача вам помогала. Такие замечательные люди, как Иван Скребец, Виктор Носов и Карл-Хайнц Кербель, не каждому встречаются…
- Вполне. Конечно, удача меня выручала. Помогла, наверное, и моя целеустремленность. Чтобы чего-то добиться – нужно очень сильно хотеть этого. Человеческие качества, заложенные родителями, помогали мне по жизни.
- Я знаю, вы каждое лето приезжаете в Донецк. Скучаете?
- Конечно, ведь это моя родина. У нас здесь родственники, друзья. Нам здесь нравится.
- За тринадцать лет не почувствовали себя немцем?
- Нет. Я по-прежнему гражданин Украины, у меня украинский паспорт. А в Германии работаю по бессрочной визе.
Труд приносит удовольствие. Для нормальной жизни есть все, и я вполне могу помочь своим родителям. У меня много друзей – и в Украине и в Германии. С этим нет проблем. Футбольное братство не имеет границ.
- Спасибо и удачи! Думаю, что болельщиков у «Айнтрахта» в Украине теперь будет больше!
P.S. Пока мы с фотокорром Валерием Дудушем собирались, наш собеседник набрал номер Ивана Скребца. Им было о чем поговорить, учителю и ученику…
17 червня 2013 19:43