Сьогодні 22 грудня 2024 р.

Кучеревский. Барельеф без бронзы

Игорь СУХОВОЙ

Семь лет назад, 26 августа 2006-го, в автомобильной аварии погиб Заслуженный тренер Украины Евгений Кучеревский…

Спортивный директор «Днепра» ехал со своей дачи в Новомосковск на матч дублеров. В 15:00, выезжая на проспект Воронцова, Mercedes-Benz под управлением Кучеревского выехал на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Бампер грузовика пробил двери авто, шансов выжить – не было.

Несмотря на то, что врачи оперативно оказались на месте ДТП (карета скорой помощи проезжала неподалеку), спасти Кучеревского они не смогли. Не приходя в сознание, он скончался в областной больнице. По одной из версий, за несколько секунд до аварии у него случился микроинфаркт.

Евгений Мефодьевич был похоронен с военными почестями на Аллее Героев Запорожского кладбища Днепропетровска. После панихиды футболисты «Днепра», сменяя друг друга, на руках несли гроб с телом Кучеревского до кладбища – более 20 километров!

А в 2008 году именем тренера был назван один из новых пешеходных бульваров в сквере Ленина, возле стадиона «Днепр-Арена».

undefined

Вспоминая Евгения Кучеревского, все время вижу льва, презирающего свои годы. И дело не только в пышной гриве, которую Мефодиевич носил возрасту вопреки.

Когда случилось непоправимое, все разом вспомнили, что главные успехи Кучеревского связаны с одним городом и клубом. И это плюс в пользу образа: своим лев может быть только на привычной территории и в собственном прайде, то есть, в семье. Чем был «Днепр» для Кучеревского, а сам он для днепропетровской команды, сформулировал его прямой наследник Протасов. В канун похорон Мефодиевича Олег Валериевич не стал комментировать итог матча с киевским «Арсеналом», пояснив все просто: «В нашей семье большое горе…»

ПЕРВЫЕ ОБИДЫ И РАДОСТИ

Первое назначение Кучеревского на пост главного тренера «Днепра» совпало с моими дебютными репортажами в днепропетровской молодежной газете. Так, как воспитывают лояльность прессы сейчас, мне во второй половине восьмидесятых и не снилось. Хотя охотников бить себя в грудь подле клубного корыта хватало и тогда…

Это я понял во время неожиданной «поляны», в которую плавно обернулась пресс-конференция на базе «Днепра». В клубной столовой я пообедал достойно, но выпить простодушно отказался. Не потому, что гордый, а просто время принять первые поллитра на грудь еще не пришло. По этому поводу расстроился человек-легенда Геннадий Жиздик. Ему показалось, что я недостаточно патриотичен. Евгений Кучеревский держался на фоне Геннадия Афанасьевича скромно. Для Жиздика он был просто Женей, что вполне естественно, если учесть боевые награды и связи начальника «Днепра» в высоких партийных кабинетах. Поэтому трудно было определить на глаз, что же больше в ту пору определяло стиль тренера – сдержанность или зажатость? Но теледебаты наставникам той футбольной поры в прямом эфире явно не грозили. Зато скромность уважали и в Кремле, и в забое, и, особенно, в магазинных очередях…

Стоять в долгой очереди за успехами «Днепра» Кучеревскому не пришлось. Достижения его команды в чемпионатах и Кубке СССР общеизвестны. Правил он своими футболистами железной рукой. Во время тренировок был немногословен, словно, отдавая должное своему вратарскому игровому амплуа. Оттуда привычка к коротким репликам, одна из которых меня даже рассмешила. На базе «Днепра» шла двухсторонка, где, например, Протасов терзал рейдами Сорокалета, а Литовченко пытался пройти на фланге Чередника… В паузах наставник, неспешно прохаживаясь вдоль боковой несколько раз зычно повторял одно и тоже: «Хлопцы, играйте в футбол!» Складывалось впечатление, что хлопцы сейчас остановятся и разом спросят, во что же они собственно играют?! В крикет, что ли?!

«ШОХ БЫ ТЕБЕ ВЫДАЛ!»

Каким был футбол в представлении Кучеревского, видели все. Он требовал мужской отдачи в каждой игре, а нытики в его команде не задерживались. Не секрет, что любимцем Кучеревского был железный опорный Антон Шох – воплощение мужества и надежности. Ожидать от Шоха финтов Рональдиньо не приходилось, но он был настоящим лидером «Днепра». Именно громоподобный победный гол капитана в финале Кубка СССР помог увидеть Кучеревского совсем другим. Всегда каменный тренер «Днепра» вылетел на боковую Лужников, как пацан, с поднятыми руками, рвущими пиджак под мышками…

О той своей команде, казалось обескровленной уходом в киевское «Динамо» Протасова и Литовченко, Кучеревский будет вспоминать и в новейшей истории. Приблизительно так: «Шох бы тебе выдал за эту обрезку… Попробовал бы ты открыть так зону на фланге Чередника…»

Как была дорога команда конца восьмидесятых Кучеревскому, я прочувствовал лично. Воздав должное характеру «Днепра», я посмел указать на отсутствие в составе звезд европейского класса. Кучеревский разозлился не на шутку: «Это у нас нет звезд?! Да у Жени Шахова техника, как у бразильца. А Коля Кудрицкий вообще лучший справа во всем Союзе!»

Увидели ли мир и Европа достоинства Кудрицкого, вопрос печально риторический… Но теперь страшно даже вспоминать весь пафос наставника, защищавшего любимого ученика. Трагический уход обоих в лобовых авариях в сравнениях не нуждается. Несладко обоим пришлось и в жизни. Преград к признанию хватало, а непризнание было всегда начеку.

СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ

С большинством наставников союзного и украинского чемпионатов у Кучеревского были хорошие отношения. Семена Альтмана Мефодиевич запросто звал Сеней, а, например, с ровесником Заяевым они олицетворяли пару этаких стариков-разбойников. Даже на послематчевых пресс-конференциях эта пара устраивала совместное соревнование сатириков: кто кого подначит лучше.

Что-то похожее было у Мефодиевича и с известным «златоустом» Кварцяным. Хотя успех этого дуэта, подчас превосходившего по остроумию «Аншлаги», испортили запоздалые признания наставника «Волыни» после странных и всем памятных 4:5 в Луцке… На Кварцяного Кучеревский обиделся, зато меня фактически похвалил: «Ну ты и язва…» Признав общий успех «Днепра», проигрывавшего в Луцке 1:4 почти закономерным, свой материал я озаглавил «Котилася торба з волинського горба».

Кучеревский во время второго пришествия в «Днепр» был, конечно, уже другим человеком. Неизменным оставалась только жажда большого успеха. Но повторить восхождение, подобного «золоту» 1988 года, было тяжело. Даже Кубок Украины так и остался недосягаемым. Хотя настраивал днепрян Мефодиевич в своем фирменном стиле: «Хлопцы, не пора ли привезти в Днепропетровск хоть какую-то посудину?»

Ироничное отношение к реалиям, не сомневаюсь, прятало великую грусть. Как серьезный футбольный тренер Кучеревский понимал, почему «Днепр» не способен на равных конкурировать с «Шахтером» и «Динамо». После феерических побед в Кубке УЕФА одна журналистка по-детски непосредственно спросила: «А не растащат ли лучших днепрян в другие клубы?» Мефодиевич расхохотался и тоже спросил, словно не понял вопроса: «Как их будут тащить? Трактором, что ли?»

МЭТР И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Вскоре команду покинул Ротань, совсем захандрил Венглинский… Кстати, с этим редким в истории «Днепра» подарком из Киева Кучеревский был не похож сам на себя. Строгий и требовательный к другим игрокам, он возился с Велей, потакал всем сложностям мнительного характера. За что ласково называл Олега «кровопийцей». Но проблемы с кадрами не давали возможности привередничать. В вопросах комплектования и трансферных планов Кучеревский был с прессой немногословен: «Зачем вам слухи? Все узнаете… Это наша кухня…» Кто за что отвечает на «кухне» можно было догадаться по такому грустному спитчу Мефодиевича: «Еду сегодня в машине и слышу, что «Реал» собирается продавать Роналдо… Обрадовался, вдруг мы купим».

Увы, воспитал Кучеревский многих талантливых игроков, а вот с неба ему так никто и не упал. Возвращаясь к теме тренерских контактов, не открою большого секрета, что еще с союзных времен Кучеревский и Лобановский были в натянутых отношениях. Чемпионство «Днепра» 1988 года Валерий Васильевич считал случайным. Ведь динамовцы в тот год в полном составе блистали на Евро в Германии. Кучеревского это раздражало еще больше, чем «призыв на службу» в Киев Протасова и Литовченко. Посему при жизни Васильича Кучеревский мог едко обронить и такое: «Мэтру, конечно, всегда виднее…»

Но когда Лобановский драматично ушел на стадионе в соседнем Запорожье, Кучеревский страшно переживал. И все равно многих потрясло, как он попрощался с Валерием Васильевичем в Киеве. Кучеревский склонился у гроба Лобановского и поцеловал ему руки… Никто из журналистов так и не решился спросить у Мефодиевича, что это означает. Но ведь слова бывают мертвее мертвых, а поступки у гроба великих делают живых такими же великими.

«ЖЕНЯ – БОЛЬШОЙ ВЕЗУН…»

В родном Днепропетровске Кучеревского любили тысячи болельщиков. Когда он вернулся из России, они надеялись почти на чудо. Тем более, что из страны, уповающей теперь на Гуса Хиддинка, Кучеревского отпускать не хотели. Евгений Мефодиевич сам рассказал, как его провожал на перроне партнер легендарного Эдуарда Стрельцова. Михаил Гершкович, плача, обнимал Кучеревского и вопрошал: «Женя, куда ты едешь?»

Недоброжелатели утверждали, что ехал Кучеревский не просто на родину. Один из футбольных спецов даже обронил: «Мефодиевич привык поспевать на все готовое…» Намек на целую плеяду талантов, которые он принял от харизматичного Емца? Кажется, сравнивать две эпохи не просто унизительно, но и бессмысленно.

«Днепр» нового тысячелетия был достаточно «сырой» командой, хотя талантливые игроки в нем тоже были. Взаимопонимание Кучеревский нашел не со всеми. Например, Валентина Полтавца, которого теперь обожают в Одессе, он из «Днепра» попросил. Ополчившейся днепропетровской прессе наставник объяснил, что «микроскопические нападающие» ему не нужны. Дискуссию о превосходстве интеллекта над мускулами Мефодиевич оборвал остроумно, мол, Роберто Баджо – это исключение. Так или иначе остроумных игроков в нападении «Днепра» не видно и поныне.

Был ли Кучеревский упрямым? Да, но ведь без этого качества на тренерском мостике никак. Все дело в мере… Из прошлого я воочию вижу прозрение Мефодиевича, который не постыдился признать: «Смотрел я на Эдика Сона и думал, ну, какой из корейца футболист? Но этот лезет в штрафную и забивает, забивает…» Замечу, что не советские, а настоящие корейцы еще будут ждать признания лет пятнадцать – до чемпионата мира на своей родине.

Тоскливой темы покупки настоящих легионеров в нынешнем «Днепре» касаться даже не хочется. Насколько извело ожидание сказочного приобретения самого Кучеревского, неизвестно. Мефодиевич оставался оптимистом, а из нынешнего состава выжал все, что мог. Как и из самого себя тоже. Разрыв с коллективом получился драматичным. Один из завсегдатаев VIP-ложи «Метеора» так охарактеризовал провальный последний сезон Кучеревского: «Женя – большой везун, но, похоже, его везение закончилось…»

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Приглашение Олега Протасова в чем-то подчеркивало этот тяжелый взгляд на действительность. Учредители «Днепра» посчитали, что тренер новой формации с европейскими взглядами и опытом способен изменить положение. А тут еще и Олег Саленко, не признающий авторитетов, назвал Кучеревского «типичным советским тренером». Думаю, что Кучеревский этим определением мог гордиться, а вот по поводу везения мог и поспорить. Уверенное выступление нынешнего «Днепра» в Кубке УЕФА доказательство тому, что «советский» тренер мог многое. Тем более, если он – один из лучших.

…Череда поражений на групповом этапе еврокубка привела Кучеревского к уже ожидавшейся всеми отставке. Новая должность – спортивного директора «Днепра» – была, если провести параллель с Виктором Прокопенко в «Шахтере», высоким признанием клубного руководства. Но работа с бумагами, по словам самого Кучеревского, его тяготила. Говоря о прежней должности, Мефодиевич шутил: «Скучаю по «электрическому» стулу».

Новому наставнику и своему воспитаннику Протасову Кучеревский помогал без лицемерия и с готовностью. До самой злосчастной катастрофы…

Единственный штрих для размышления: Евгений Мефодиевич в одном из интервью заметил, что Олег Валериевич пытается строить отношения с игроками по-европейски мягко.

Подозревать или выискивать здесь особо нечего. Логика лишь в том, что с уходом Евгения Кучеревского мы прощаемся с целой эпохой: поучительной, противоречивой, но способной приводить к ярким победам. А новые успехи украинских футболистов будут лучшей памятью о Мефодиевиче. Большом тренере, который, как стареющий лев, старался избежать одиночества.

undefined

Написано автором в 2006 г. – для журнала «Матч»

26 серпня 2013 16:15







Матеріали на тему

Ретро. Владимир Высоцкий – о футболе
25 січня 2016 10:00


Ретро. Как Москва в 1975-м сборной Украины аплодировала
9 червня 2015 12:30


Ретро. Как «Металлист» Европу открывал
30 липня 2013 09:00


Ретро. Как из Йожефа Сабо антигероя лепили
16 липня 2013 11:35


Ретро. Как Луганск бразильцев впечатлял
2 липня 2013 10:42


Ретро. Perestroika, Glasnost и улыбка Лобановского
25 червня 2013 08:20


Ретро. Как давно «Динамо» покупает судей?
26 квітня 2013 08:30


Ретро. Как Штанге в «Днепре» немецкий порядок наводил
12 березня 2013 15:00




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Евгений Мефодьевич Кучеревский

 

26 серпня 2013 14:15

Финал Кубка СССР 1988/89. Днепр - Торпедо Москва - 1:0

 

26 серпня 2013 09:18

Днепр-Днепропетровск - чемпион СССР 1988 года

 

26 серпня 2013 08:17

Кубок УЕФА-1988/89. «Днепр» – «Бордо»

 

29 січня 2013 02:37

«Днепр» – «Спартак» Москва. 1983

 

06 грудня 2012 16:21

Памяти Великого тренера - Евгения Кучеревского

 

26 серпня 2012 14:16