Для гениев жизнь никогда не становится будничной
«Самое главное в жизни, что ты не умер!» – изрек однажды некий неунывающий испанец, тем самым надоумив меня поделиться с футболоманами воспоминаниями о потрясающем успехе любимого киевского «Динамо», свидетелем которого я стал.
Итак, 14 мая 1975 года, стадион «Санкт-Якоб» в Базеле (Швейцария), в финальном матче розыгрыша Кубка обладателей кубков европейских стран сошлись лицом к лицу киевское «Динамо» и венгерский «Ференцварош». Никому из советских команд еще не удавалось выцарапать этот приз из рук судьбы. Вера в то, что такая беспомощность должна же когда-нибудь оставить в покое отечественный футбол, уносила нас, киевлян, в мир сладостных ожиданий.
Кубок кубков был учрежден в 1960 году, за свою пятнадцатилетнюю историю он доставался тринадцати клубам, в том числе грандам – итальянским «Милану» и «Фиорентине», английским «Тоттенхэму», «Манчестер Сити» и «Челси», испанскому «Атлетико», западногерманской «Баварии». На правах победителей его держали в руках чемпионы мира англичане Мур, Херст, Питерс, немцы Майер, Беккенбауэр, Мюллер, Шнеллингер, чемпионы Европы итальянцы Лодетти, Росато, Прати, популярнейшие в мировом футболе игроки швед Хамрин, шотландец Блэнчфлауэр.
Динамовцы провели матч в таком составе: Евгений Рудаков, Анатолий Коньков, Владимир Трошкин, Михаил Фоменко, Степан Решко, Виктор Матвиенко, Владимир Мунтян, Виктор Колотов, Леонид Буряк, Владимир Онищенко, Олег Блохин.
Наша команда избрала контратакующий вариант игры и не отступила от него до финального свистка, несмотря на то, что уже в первом тайме дважды поразила ворота соперников – голы забил на 17-й и 39-й минутах Онищенко. После переерыва не упустил случая отличиться Блохин; итоговый счет – 3:0 в пользу «Динамо».
Нынешним почитателям команды, привыкшим к ее умению делом ублажать свой гонор, трудно представить, что происходило с поколением динамовских фанатов после того фурора. Ведь советский футбол долгое время усердно избегал международных соревнований, вероятно, чтобы на футбольном поле не уронить имидж социализма. Но потом – неожиданная милость правящей партии, внезапно давшей добро на участие в розыгрыше приза. И вот одетая в латы безотказной функциональной подготовки игроков команда киевского «Динамо» развернулась во всей своей красе.
Матч транслировался на 32 страны Европы, повсеместно игра киевского «Динамо» произвела сильное впечатление. Например, форвард сборной Польши Лято заявил следующее: «Наша сборная – третья в мире, но надо признать, сейчас в Польше нет такой сильной команды, как киевское «Динамо». Это прекрасная команда».
Швейцарская же «Ля Сьюисс» и вовсе произвела «Динамо» едва ли не в планетарные чемпионы : «Одна команда была на поле в этом матче и показала игру, которой швейцарцы давно не видели. При такой игре, что была представлена нашим зрителям динамовцами в среду, сейчас трудно назвать им в соперники клуб, способный устоять перед ними».
Ларчик просто открывался – команду возглавил альянс тренеров, превосходивших интеллектом всех своих предшественников на этом посту. Мало того, что Валерий Лобановский и Олег Базилевич, а речь идет именно о них, уникально техничные динамовские форварды оказались охочими до знаний о запредельных возможностях человеческого организма. Подготовленность обоих к неустанным раскопкам такого рода, страсть к изучению научных обоснований новейших методик функциональной подготовки спортсменов опережали на десятилетия теорию и практику, царившие той порой в советском футболе. И дело было сделано – под их руководством «Динамо» предстало перед Европой в ипостаси невиданного чуда.
А окончательно и бесповоротно поверила в себя наша команда на стадии полуфиналов, где элегантно перешагнула через клуб, куда более маститый, нежели «Ференцварош». Речь идет о голландском «Эйндховене».
… Сойдя с самолета на киевскую землю, тренер «Эйндховена» Риверс вынул из кармана пиджака прошлогоднюю фотографию боевого динамовского состава и с нею в руках стал задавать вопросы встретившим его представителям этой загадочной для него команды. «Веремеев играть не будет, он дисквалифицирован на один матч, а кто его заменит?» «Конькова у вас не было в прошлом году, где он будет играть?» Невысокий стареющий человек в очках, во всем облике которого нет и намека на его близость к спорту, он был педантично серьезен, как бухгалтер при составлении годового отчета.
Риверс знал о киевском «Динамо» все, что ему было нужно знать. Едва началась игра, возле Блохина и Онищенко возникли персональные сторожа, до финального свистка преследовавшие тенью наших форвардов. Все остальные футболисты в красном, когда владела мячом их команда, неутомимо искали позиции, удобные для атаки.
Наиболее повторяемый атакующий ход «Эйндховена» в этом матче – передача мяча верхом на высоченного Эдстрема (192 сантиметра), а уж тот в зависимости от ситуации либо сам пытался поразить ворота, либо сбрасывал мяч набегавшим партнерам. Сей прием «Эйндховена» был известен всей футбольной Европе, его эффективность заключалась не в неожиданности, а в исполнении. Все игроки команды владеют искусством длинного точного паса, передачи на Эдстрема идут отовсюду, а он настолько прыгуч и высок, что ему не нужно маскировать свои намерения.
Хозяева поля противопоставили этому коронному приему голландцев прежде всего усердную коллективную борьбу за каждый потерянный мяч. Если же круглый все-таки летел к Эдстрему, то ближайший к верзиле динамовец старался сыграть на опережение в воздухе, вовсе не смущаясь разницей в росте. Особенно хорошо это удавалось Михаилу Фоменко, сплетенному из стальных мышц, не ведающему усталости.
Впрочем, в отбор мяча вступали все полевые игроки «Динамо», независимо от амплуа. Эта манера, весьма надоедливая для соперников, не столько лишала последних сил, сколько выводила из равновесия их психику. Надо полагать, в родных пенатах они явно не подвергались подобной «терке». Тем не менее, отличная техника владения мячом, чистота приемов единоборства, разнообразие атакующих действий, в которых постоянно участвуют до восьми игроков – все это доставляет удовольствие зрителям и настраивает на творчество соперников.
Динамовцы отправились в Эйндховен на ответный матч, имея за плечами шесть побед в шести официальных матчах при соотношении забитых и пропущенных мячей 14:0. «Эйндховен сыграл дома куда мощнее, нежели в Киеве, команда вступала в ожесточенные схватки за мяч на любом участке поля. Скоростно-силовая подготовка, неиссякаемая выносливость футболистов делала честь тренировочным методам их тренера. За 13 минут до окончания встречи на табло красовался счет 1:1, то есть в сумме с итогом первого матча – 4:1 в пользу «Динамо». Чтобы выйти в финал «Эйнховену» следовало забивать еще четырежды – по одному каждые три минуты. Номер не прошел, хозяева поля победили со счетом 2:1 – и в финал турнира отправились динамовцы.
Клубу с подобной биографией не стоит вешать нос, когда шаловливая судьба поворачивается к нему пятой точкой. Тем более, если речь заходит о субъекте, поднаторевшем не столько в покупках сложившихся гениев, сколько в их собственноручном воспитании.
Вперед, футбольное киевское «Динамо»! Перед твоей биографией снимали и снимают шляпы люди, не знающие страха.
18 листопада 2016 10:52