Что готовит Конгресс ФФУ?
14 апреля состоится Конгресс ФФУ, на котором футбольной власти предстоит не только парировать самые актуальные и проблемные вопросы, но и предлагать пути их решения.
Команда Андрея Павелко работает в Доме футбола с марта 2015-го. Два года – достаточный срок для претворения в жизнь собственных наработок и выполнения тех обещаний, которые были даны в предвыборной программе.
Очевидно, что у футбольной общественности, журналистов, членов Конгресса есть все основания не только уважительно прислушиваться к главе ФФУ, но и конкретно спрашивать с него. Соответственно и самому Павелко не стоит ждать, что пятничное заседание превратится в одностороннюю презентацию своих достижений. Повестка дня Конгресса должна быть сверстана адекватно настроениям и чаяниям делегатов. В этой ситуации руководству ФФУ предстоит играть на опережение, не только парируя самые актуальные и проблемные вопросы, но и предлагать реальные пути их решения.
ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ. Идя на выборы в 2015 году, Андрей Павелко много говорил о прозрачности, чем, безусловно, снискал уважение своих потенциальных избирателей. Однако их легко превратить в яростных оппонентов, если нарушать самим же задекларированные правила игры. Что уж говорить о тех, кто постоянно наблюдает за тобой, ожидая малейшей осечки и неверно выбранного слова.
ПОДКОВЕРНЫЕ ИГРЫ. Борьба с договорными матчами – актуальная тема, которая обязательно будет поднята на Конгрессе. Назначение на должность главы Комитета по вопросам этики и честной игры авторитетного Франческо Баранки, собранная им квалифицированная команда и первое заседание, состоявшееся на днях, 7 апреля, – весомый аргумент для руководителей ФФУ. Возможно, итальянец слишком долго «вступал в должность», возможно, ему понадобится лишнее время, чтобы ознакомиться с доставшимися по наследству делами, однако пока данное кадровое решение, безусловно, не может не вызывать одобрения.
Вместе с тем, «Закон Павелко» о борьбе с коррупцией в спорте, который должен был стать отличным подспорьем для войны с любителями подковерных игр, до сих пор эффективно не работает и соответственно не выглядит неубиенным козырем в колоде главы ФФУ. И эта пауза, по мнению журналистов, уже затянулась.
«Представьте, что договорные матчи – это картошка. Ее нужно выкопать. Но у вас нет лопаты – в нашем случае «закона». И вот – счастье, вы ее достали. Хотя сама по себе лопата – не значит, что картошке конец. Это всего лишь инструмент, который облегчает процесс. Избавитесь вы от картошки или нет – все равно зависит только от вашего желания. Но желания у вас нет. В противном случае вы бы уже давно выкопали хотя бы несколько картошек – руками, ногами, палкой, чем угодно. По крайней мере, попытались бы» (Ua.tribuna.com, 10.11.15).
И если так, то надо продолжать более активно двигаться в выбранном направлении – например, вносить ряд других нововведений в законодательстве, которые позволят не пропасть даром уже затраченному труду. Именно на этом должны акцентировать в ФФУ, а не просто обреченно плыть по течению обстоятельств, уныло объясняя, почему Закон не приносит ожидаемых дивидендов.
АРБИТРАЖ. Благодаря стараниям Пьерлуиджи Коллины тема «договорняков» ныне уже не идет рука об руку с темой судейства. И об этом обязательно должно быть сказано на Конгрессе. В свое время Григорий Суркис привлек этого авторитетнейшего специалиста из мира арбитража, чтобы тот положил конец разговорам о предвзятости отечественных рефери. И с этой задачей Коллина справился блестяще!
Оправдываться же из-за отдельных ошибок арбитров нелепо, потому что от таковых не застрахован никто – даже судьи элиты, работающие на самом высоком уровне. При этом ФФУ должна донести до общественности свое четкое видение миссии Коллины в Украине. Например, вменялось ли в его задачи выведения кого-либо из местных арбитров в европейскую топ-группу. Получается, что итальянец, четко ориентирующийся в ситуации, грамотно и корректно переадресовывает все вопросы своему работодателю.
«– В 2015 году вы переподписывает контракт, зная, что Коллина не вывел арбитра в категорию ЭЛИТ, ЕВРО, на ЧМ или в групповой турнир Лиги чемпионов. Но контракт все равно подписываете. Зачем?
– А я вам только что сказал. Равноудаленность! В Коллине нет такого, чтобы перед кем-то он был послушный, или дрожал. А это очень важно. Он уходит из Украины. Кого берем? Я вас спрашиваю?
– Есть ли у Коллины какие-то конкретные пункты требования в контракте? Например, вывести украинского арбитра в финальную часть ЧМ или ЕВРО.
– Как можно требовать такие вещи от комитета, который должен быть полностью независим от ФФУ» (Football24.ua, 30.03).
Понятно, что бравший интервью у президента ФФУ журналист Константин Андриюк, разыгрывая карту знаменитого Коллины, занимается самопиаром. Но даже на его провокационные вопросы хотелось бы слышать больше конкретики.
Аналогично выглядит ситуация и с прозвучавшим в той же беседе вопросом, касающимся возвращения в футбол дисквалифицированного до 2018 года Евгения Красникова.
«Честно, я не КДК, я не имею право выяснять детали этого вопроса и это очень хорошо...» (Football24.ua, 30.03).
Павелко красиво ушел от ответа, но проблема при этом не испарилась. Ее обязательно достанут из «ящика Пандоры» и повесят на стене, как ружье, которое непременно выстрелит.
МАТЧИ СБОРНОЙ. Отдельным пунктом повестки дня должна стать тема матчей с участием сборной. Практически во время каждого отборочного цикла возникают конфликтные ситуации, связанные с желанием тренеров национальной команды перенести поединки календарного первенства, и нынешний год не стал исключением.
Андрей Шевченко уже инициировал встречу с коллегами из клубов Премьер-лиги, однако ФФУ должна взять ситуацию под свой контроль. Скажем, совместно с УПЛ разрабатывать календарь с резервными днями, на которые безболезненно и заблаговременно можно было бы смещать матчи внутреннего расписания. И все эти наработки опять же должны быть открыты, дабы разговоры о закулисных сговорах даже не поднимались.
Не менее важен вопрос о подборе спарринг-партнеров для сборной. Из года в год нам приходится слышать о том, что у сильных команд все распланировано на год-два вперед, а Украине соответственно приходится довольствоваться тем, что в остатке. Возможно, ФФУ пора начать заглядывать в будущее, подписывая заблаговременные контракты на товарищеские встречи с условными Францией или Германией? Такие намерения федерация обязана не только декларировать, но и подкреплять их конкретными шагами.
Осенью 2016 года Андрей Павелко провел в Южной Америке переговоры о возможных спаррингах с Аргентиной и Бразилией в 2017-18 годах – шаг многообещающий. Но на дворе апрель, и ввиду отсутствия новостей из-за океана можно предположить, что, по крайней мере, до конца текущего года ни с аргентинцами, ни с бразильцами мы не сыграем. А значит, нужно предпринимать и другие попытки – в иных направлениях.
И еще о сборной. В конце 2016 года на встрече с журналистами глава федерации объявил о создании компании FFU Tickets, которая отныне будет заниматься продажами билетов на домашние матчи национальной команды. Резонно, с учетом скандалов, раздутых отдельными СМИ вокруг предыдущих игр.
Но федерации важно теперь объяснить принципы, по которым будет действовать вновь созданная организация.
«А чем же будет отличаться, кроме названия, «ФФУ Тикетс» от УФИ? И как изменятся принципы распространения? Например, квоты региональных федераций, которые получали большую часть билетов и распространяли по загадочным для болельщиков алгоритмам? Вот вы, например, знали, что в вашей региональной Федерации есть билеты на матчи сборной Украины и там их можно приобрести?» (Football24.ua, 27.12.16).
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРИБУНАХ. Выигрыш Киевом тендера на проведение финала Лиги чемпионов в 2018 году – несомненное и полновесное зачетное очко для нашей федерации. Но вместе с тем это и колоссальная ответственность. Тот случай, когда у принимающей стороны нет права на ошибку.
И хотя со слов Григория Суркиса мы уже знаем, что УЕФА на данный момент удовлетворен степенью готовности столицы, повода расслабляться нет никакого. И речь, прежде всего, идет о борьбе с хулиганами на трибунах, из-за которых ФФУ выплачивает штрафы с завидной регулярностью. И на штрафах этих уже неоднократно фокусировали внимание журналисты, отчасти справедливо называя их нерационально потраченными средствами.
Далее – слово Артему Франкову:
«Тут речь только об отборочных поединках. В частности, приводятся штрафы за Украина – Косово (15 тысяч швейцарских франков) и за Украина – Финляндия (скандирование и incendiarydevices, то бишь пиро-) – семь штук. Основной же штраф, который прилетел за хоровые воспоминания о соратнике Гитлера и двух тамошних конторах (Харьков, коллективное творчество фанатов трех клубов, матч Украина – Сербия), сей перечень миновал. А там 63 тысячи! Все вместе – 85 штук. Умножаем на 26 и получаем безрадостную сумму в гривне – два миллиона с конкретным таким хвостом. Два миллиона, которые можно было потратить на мячи, поля, сборы юных футболистов – что угодно, но не на обогрев международного футбольного пространства.
И вот это серьезная тема для рассмотрения – чертовски запоздалого, но лучше поздно, чем никогда! – что в профильном комитете, что непосредственно в руководстве Федерации футбола Украины. Доколе? Доколе вы намерены терпеть это и стоически платить немалые штрафы за выходки, в общем-то, неплохо известных персонажей? Вы же должны прекрасно понимать, что само собой ничто не успокоится и не рассосется. Точно так же очевидно, что никакая полиция ничего делать не будет – при нормальной работе по харьковскому инциденту все давно было бы выяснено и по полочкам разложено, тем более ЕСТЬ ВИДЕО!» («Футбол», 22.12.16).
Авторитетный журналист призывает футбольные власти тщательно расследовать каждый такой эпизод, доказывая в случае необходимости факт наличия провокации.
«Куда более реальным мероприятием видятся основательно забытые регрессные иски, перекладывающие необходимость платить миллионы гривен на истинных виновников происшедшего. Повторюсь, не находят виновников только потому, что не хотят искать, потому что боятся последствий, потому что считают нынешнее зло меньшим из тех, что способны обрушиться на голову» («Футбол», 22.12.16).
Спорить с доводами Франкова сложно, как сложно отрицать, что однажды такая покорность обстоятельствам со стороны футбольных властей и безнаказанность со стороны хулиганов может обернуться чудовищным скандалом. И последствия его, учитывая, назначенное на май 2018-го мероприятие, будут действительно необратимыми.
Потому уже в ближайшее время выработка и демонстрация мер борьбы с нарушителями должны стать обязательным направлением деятельности профильных комитетов ФФУ.
В противном случае нижеприведенной удручающей арифметикой Дом футбола будут радовать регулярно:
«Давайте представим, сколько федерация реально потеряла людей, которые могли бы регулярно заниматься футболом в нормальных условиях. За 2015-2016 годы ФФУ заплатила штрафов на 167 тысяч евро, что эквивалентно 5-6 условным искусственным полям и 1200-1600 реальным людям, которые могли бы регулярно играть и тренироваться. И это только штрафы за поведение, убытки от пустых трибун на матчах сборной, к сожалению, подсчитать невозможно» (Ua.tribuna.com, 20.12.16).
РАБОТА С КЛУБАМИ. Проводя параллели с Конгрессом УЕФА, необходимо вспомнить о важной реформе, оглашенной Александером Чеферином. А именно о предоставлении представителям Ассоциации европейских клубов двух мест в исполкоме УЕФА.
От воли и действий клубных руководителей в нашем футболе действительно зависит очень многое, и ведение с ними полноценного равного диалога со стороны ФФУ должно быть обязательным процессом.
Учитывая то состояние, в котором пребывает отечественный клубный футбол, и те проблемы, которые испытывают нынче наши команды, федерация обязана держать руку на пульсе. Исчезновение с карты таких клубов как «Металлист», «Говерла» – горький опыт для ФФУ. А значит, в паре с УПЛ ей нужно выбрать ту гибкую стратегию, дабы нынешним летом история не повторилась.
Это – трудная и ответственная задача для Комитета лицензирования клубов. С одной стороны последние обязаны придерживаться регламентных норм, своевременно расплачиваться с игроками, тренерами и быть готовыми понести наказание в случае нарушения своих обязательств. С другой – лишение клуба профессионального статуса фактически исключает возможность получения футболистами причитающихся им денег. Дилемма. И все же принципы, которыми руководствуется ФФУ должны быть максимально понятными и последовательными, чтобы, по крайней мере, к ней, как к высшей футбольной инстанции в стране претензий не возникало.
Инцидент, подобный тому, который произошел в Полтаве, дважды не сумевшей провести кубковый четвертьфинал, является показательным примером. Наверняка эта история потребует внесения в регламент дополнительных норм, исключающих его двоякое толкование.
Пока же у представителей «Шахтера» появился повод для претензий к организаторам.
«Для тех болельщиков, которые могли увидеть топовые клубы, это огромное разочарование. Та же Федерация своими решениями о запретах и переносах матчей наносит прямой вред, дискредитируя идею футбола и Кубка Украины в частности. Вы что, не знали, что там такие поля? Значит, начинайте раньше розыгрыш Кубка. Начинайте в июле, обходитесь одним матчем до полуфинала, до весны. Но создайте такие условия, чтобы футбол был везде. Это проблема Федерации и местных советов» (Terrikon.com, 15.12.16).
Понятно, донетчане намеренно сгущают краски, что неудивительно: они – лица заинтересованные. Но свой урок ФФУ из произошедшего должна вынести в любом случае. Изменить ли сроки проведения соревнований, заблаговременно ли ужесточить требования к стадионам, но впредь подобных инцидентов можно и нужно избегать.
ОБИЖЕННЫЕ РЕГИОНЫ. А вот чего не удастся избежать на предстоящем Конгрессе – это жарких прений с представителями отдельных регионов.
В первую очередь речь о Тернопольской области. Многолетнего председателя тамошней областной федерации Владимира Мариновского вывели из исполкома ФФУ, приостановив и членство ТОФФ в составе национальной областной федерации. Причина – целый ряд грубых, по мнению ФФУ, процедурных нарушений, допущенных Мариновским в попытке сохранить за собой свою должность. Опальный председатель не сдается, грозя ФФУ в том числе и Спортивным судом в Лозанне. Очевидно, появится Мариновский и в Доме футбола – для того, чтобы выступить на Конгрессе и пожаловаться на «беспредел». Есть ли у ФФУ убедительные контраргументы, или его примитивно попытаются не пустить в зал? Эта ситуация – тоже станет экзаменом для руководства на демократичность и прозрачность.
Похоже, стоит ожидать также недовольных посланцев Херсонской федерации, чей экс-председатель Вячеслав Богун уверяет, что оставил свой пост под необоснованным давлением ФФУ, а также делегацию из Луцка. Членство Федерации футбола Волыни в ФФУ было приостановлено в феврале 2017-го. Но Кварцяный решил идти до конца.
Во всех трех ситуациях главное оружие ФФУ – это ее Устав и неукоснительное следование всем процедурам, прописанным в этом документе. Все остальное – эмоции и популизм. Способна ли команда Андрея Павелко юридически грамотно нейтрализовать очаг региональной напряженности и преподнести Конгрессу урок настоящей футбольной демократии? Ответ на этот вопрос будет понятен уже в пятницу.
Обзор СМИ. Равнение на УЕФА
12 квітня 2017 16:00